Дэвлет, Марианна Арташировна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Марианна Арташировна Дэвлет
Файл:Дэвлет, Марианна Арташировна.jpg
Дата рождения 13 июня 1933(1933-06-13)
Место рождения Ветлуга, СССР
Дата смерти 10 июля 2021(2021-07-10) (88 лет)
Научная сфера археология
Место работы Институт археологии РАН
Альма-матер исторический факультет МГУ
Учёная степень доктор исторических наук (1983)
Научный руководитель С. В. Киселёв,
Н. Я. Мерперт
Награды и премии Премия имени И. Е. Забелина (2012)

Мариа́нна Арташи́ровна Дэвле́т (13 июня 1933 — 10 июля 2021[1], Ветлуга, Горьковская область) — советский и российский археолог, ведущий научный сотрудник Отдела бронзового века в Институте археологии РАН, доктор исторических наук, лауреат премии имени И. Е. Забелина (2012).

Биография

Детство и юность

Марианна Арташировна родилась 13 июня 1933 года в интеллигентной семье. Отец, Арташир Хачатурович Дэвлет, уроженец Туркмении, учился в Московском государственном университете, по профессии был этнологом. В послевоенные годы он работал корреспондентом на ВДНХ и его материалы есть в фондах Музея антропологии и этнографии. Мать, Екатерина Дмитриевна Дэвлет (Шевякова), была секретарём журнала «Сорена» («Социалистическая революция и наука»), в котором обязанности главного редактора исполнял Н. И. Бухарин. После рождения дочери она длительное время не работала, сначала сидела с ребёнком, а после расстрела Бухарина в 1938 году просто боялась заполнять анкеты, в которых пришлось бы указывать предыдущее место службы. Позже Екатерина Дмитриевна вернулась на своё первое место работы в Фундаментальную библиотеку общественных наук Академии наук СССР, где и работала до выхода на пенсию[2].

Научная деятельность

Выбор в пользу археологии был сделан по окончании школы. М. А. Дэвлет поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова на исторический факультет и стала работать под руководством археолога, члена-корреспондента Академии наук Сергея Владимировича Киселёва. Тема её дипломной работы была связана с изучением Большого Салбыкского кургана в Хакасии, который С. В. Киселёв исследовал в 19541956 годы. Она принимала участие в раскопках кургана, а также ездила с С. В. Киселёвым в Забайкалье. В 1957 году Марианна Арташировна закончила исторический факультет МГУ, а в 1966 году — аспирантуру Института археологии Академии наук СССР и защитила кандидатскую диссертацию «Племена бассейна среднего Енисея в раннем железном веке». После смерти С. В. Киселёва в 1962 году её научным руководителем стал Н. Я. Мерперт, тем более, что работа Красноярской экспедиции Ленинградского отделения Института археологии в зоне строительства Красноярского водохранилища на Енисее (1958, 19601970 годы) дала новые материалы и позволила Г. А. Максименкову выделить лесостепной район тагарской культуры.

В 1983 году М. А. Дэвлет защитила докторскую диссертацию «Петроглифы Енисея». Автором была разработана хронологическая шкала от эпохи неолита до этнографической современности, на основе которой проведён анализ огромного количества петроглифов. В научный оборот введены многочисленные новые материалы, проведена реконструкция идеологических представлений населения данного региона с самой глубокой древности.

Фрагмент Сулекской писаницы. Республика Хакасия

Она исследовала петроглифы на обширной территории от Сулекской писаницы на севере до петроглифов Центральной и Южной Тувы на юге, от писаницы Малые Арбаты на западе до Шалаболинской на востоке. Однако основные многолетние работы проводились в Саянском каньоне Енисея на памятниках, подлежащих затоплению в ходе строительства Саяно-Шушенской ГЭС и сохранённых для науки благодаря её трудам. Десятки местонахождений были открыты и исследованы при её непосредственном участии.

М. А. Дэвлет внесла значительный вклад в изучение истории Тувы. С 1967 года М. А. Дэвлет начала систематические исследования в Туве в составе Первого, головного отряда Саяно-Тувинской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии Акадкмии аук СССР под руководством А. Д. Грача. В задачу экспедиции входило всестороннее изучение памятников древних культур, находящихся в зоне будущего водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС в центральной Туве и Саянской трубе. Организация специального отряда для изучения петроглифов не предусматривалась, однако А. Д. Грач одобрил желание Марианны Арташировны в свободное от работы на курганах время заняться исследованием наскальных изображений на реке Куйлуг-Хема, расположенных значительно выше зоны затопления. В 1973 году в Саяно-Тувинской экспедиции был сформирован отряд по изучению петроглифов под её руководством, который вёл систематические работы по исследованию петроглифов Верхнего и Среднего течения реки Енисей. В 19691975 годы М. А. Дэвлет возглавляла раскопки в Тодже, горно-таёжном районе на северо-востоке Тувы. За 7 полевых сезонов были выявлены памятники финального неолита-ранней бронзы, скифского времени, гуннские и тюркские, а также производились обследование и фиксация наскальных рисунков в Саянском каньоне Енисея в зоне затопления. Уже с 1976 года М. А. Дэвлет полностью переключилась с раскопок в Тодже на выявление и фиксацию петроглифов в Саянском каньоне, продолжая экспедиционные исследования в верховьях Енисея по 1990-е годы. Наиболее сложным и проблемным в наскальном искусстве является хронологическое определение отдельных изображений и целых комплексов. Касаясь почти во всех работах этой сложнейшей проблемы, М. А. Дэвлет дала свою оценку каждому из применяемых методов: технике нанесения рисунков, методу аналогий, изучения интенсивности пустынного загара, роста лишайников и перекрыванию изображений, подвергнув критике лишь машинный анализ изображений.

Помимо археологических исследований, она проводила ещё и историографические. Она открыла многие неизвестные и порой трагические страницы жизни учёных, прокладывавших путь к изучению наскального искусства — Д. А. Клеменца, И. Т. Савенкова и А. В. Адрианова.

М. А. Дэвлет вела активную общественную работу, была членом-корреспондентом Международного комитета по наскальному искусству при ИКОМОС (Международный Совет по вопросам памятников и доисторических мест при ЮНЕСКО). В 1990 году она инициировала и организовала первую в СССР Всесоюзную конференцию по наскальному искусству. В 2012 году Марианна Арташировна и её дочь — Екатерина Георгиевна Дэвлет — стали лауреатами премии имени Е. Забелина за монографию «Мифы в камне: Мир наскального искусства России». В 2008 году была удостоена почётного звания «Заслуженный деятель науки Республики Тыва»[3].

Публикации

  • Даргын-оол Ч. У меня есть долг перед древними людьми Тувы. // «Центр Азии» № 37. 12—18 сентября 2003.
  • Дэвлет М. А. Из истории изучения петроглифов в Туве // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии. Памяти В. Н. Чернецова. Сб. статей. — М., 2006, с. 198—211.
  • Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. — М.: «Алетейа», 2005, 472 с.: илл. + 96 с. цв. вклейки.
  • Дэвлет М. А. Петроглифы Мугур-Саргола. — М., 1980. 271 с.
  • Дэвлет М. А. Раскопки стоянок с каменным инвентарем в Тодже (Восточные Саяны) // Проблемы археологии Урала и Сибири. — М., 1973, с. 74—84.
  • Дэвлет М. А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). Москва : Памятники ист. мысли, 1998. — 286 с.
  • Мартынов А. И. Ученый и его вклад в наук (к юбилею М. А. Дэвлет) // Тропою тысячелетий: К юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово, 2008. С. 24—27.
  • Советова О. С., Китова Л. Ю. Марианна Арташировна Дэвлет — исследователь археологии Центральной Азии // Тропою тысячелетий: К юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово, 2008. С. 17—23.

Семья

Дочь — Екатерина Георгиевна Дэвлет — археолог[4].

Примечания

  1. 10 июля 2021 года из жизни ушла выдающийся археолог Марианна Арташировна Дэвлет. Дата обращения: 17 июля 2021. Архивировано 17 июля 2021 года.
  2. У меня есть долг перед древними людьми Тувы // Центр Азии. — 2003. — № 17.
  3. Памяти Марианны Арташировны Дэвлет // Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. — 2021.
  4. Вспоминая Екатерину Георгиевну Дэвлет // Институт археологии РАН.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!