Дурак (карточная игра)

Материал из «Знание.Вики»
Игра трёх человек. Цифра 1 — колода, цифры 2-4 — рука каждого игрока. По центру расположены уже выложенные карты.

«Дурак» — карточная игра для игроков в количестве от 2 до 6 человек[1]. Цель игры — скинуть все свои карты, опустошив свою «руку» (имеющиеся карты у игроков) и выйти из игры раньше всех; последний завершивший игрок считается «дураком».

Обычно используются атласные карты, в которую входит колода из 24, 36, 52 или 54 карт. Могут применяться карты с большим количеством.

Правила игры

  • Для начала игроки должны определится, какой тип «дурака» они будут разыгрывать[2][3]; основными вариантами являются «подкидной дурак»[4] (игрок имеет право «подкинуть», то есть поместить на игровой стол все имеющиеся карты, если они будут одного достоинства с другими) и «переводной» (игрок может «перевести» необходимость «отбивания» карты на другого игрока — если ход был шестеркой, он просто кладет ещё одну шестерку и, таким образом передает право отбиваться следующему). Существуют другие разновидности — «дорожный дурак» (сочетает в себе элементы подкидного и переводного, за исключением того что право на ход передается проигравшему игроку), «японский дурак» (игроки используют карты той же масти и достоинства, что и оппонент) и так далее. Нередко вводятся домашние правила, которые кардинально меняют игру;
  • Определившись с форматом, один из игроков перетасовывает колоду. После того, как колоду перетасуют, игроки получают по одной карте или по две рубашками вверх. Оставшаяся колода также располагается рубашками вверх за исключением последней — та масть, к которой последняя карта принадлежала, становится козырной и она бьёт все другие;
  • Игроки начинают ход по часовой стрелке (однако возможны вариации). Каждый игрок сбрасывает либо по одной карте, либо все имеющиеся карты одинакового достоинства — оппонент должен «побить» выложенные карты, положив свои на карту/карты другого игрока (они должны быть достоинством выше, кроме козырных. Козырные карты бьются козырем старшего достоинства);
  • Количество сбрасываемых карт ограничивается только размерами колоды и имеющимися картами в руках. Если игроку нечем «бить» карты соперника, то он, как правило, обязан забрать все выложенные карты себе в руку. Допускаются вариации, когда карты, которые не были отбиты, возвращаются снова в колоду;
  • Если в колоде кончаются карты, игроки разыгрывают все имеющиеся у них в руке;
  • Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не опустошит свою руку самым первым.

Краткая историческая справка

Первые упоминания об одной из вариаций такой игры берут своё начало в XVIII веке. В 1790-х годах выходит трактат «Расчётистый карточный игрок» неизвестного авторства, где «дурак» упоминается как народно-крестьянская игра. Дворянство предпочитало бридж, пасьянс и покер. Однако, во второй половине XIX века «дурак» постепенно входит и в среду дворян через гусарские полки. Одновременно с этим игра переходит из разряда народно-крестьянской в карточную игру криминалитета (низших звеньев преступных группировок). В XX веке популярность «дурака» становится поистине всенародной и охватывает весь Советский союз, а после — и постсоветское пространство. С 00-х годов XXI века «дурак» переходит в виртуальное пространство — отмечается обилие рекламы различных вариаций «дурака» для телефонов в журналах и газетах.

Наиболее часто встречающиеся термины

  • Кон — партия в «дурака»;
  • Козырь — масть, обладающая особой силой и способная бить другие карты вне зависимости от их числового обозначения (достоинства);
  • Отбой, бито, крыто, побито, покрыто, отбитие — ситуация, когда игрок или игроки «отбивают» карты (кладут карты высшего достоинства поверх карт оппонента);
  • Погоны — наиболее унизительная вариация проигрыша, когда у последнего игрока остаются только карты достоинством в 6. Они кладутся на плечи игрока, будто это погоны;
  • Достоинство карты — положение карты в своей масти — от «шестёрки» (карты с числом 6) до туза;
  • Рука — колода карт, которой располагают игроки.

Стратегии

Ключевой аспект игры в «дурака» — это умение адаптироваться к разным ситуациям. Основные стратегии, способные увеличить шансы на победу:

  • Контроль над козырем. Базовая стратегия, которая может перевернуть игру. Следует удерживать козырные карты до финальных этапов партии.
  • Отбой. Предполагает наличие в колоде карт всех мастей, что повышает шанс отбиться от оппонента и не набрать лишних карт. Эта стратегия также важна на поздних этапах игры.
  • Контроль над атакой и защитой. При атаке оппонента следует использовать карты максимального значения, что усложнит ему защиту. В свою очередь, во время защиты целесообразно применять карты минимального значения, оставив наиболее ценные на последующие этапы.
  • Блеф. Психология — один из ключевых аспектов игры в «дурака». Даже невыгодная позиция с помощью правильно разыгранной эмоции может принести победу. Можно обмануть соперника, приняв карты, но делать это стоит, только если при начальной раздаче на руках оказалось большое количество козырей. При этом партию стоит разыгрывать с мелких карт, что позволит оппоненту считать, будто он находится в выгодной позиции.
  • Анализ. В картах многое зависит от удачи, но обучение на собственных ошибках поможет не допустить аналогичные просчеты в следующей партии.
  • Подсчет карт. Дальнейшая тактика может быть построена на том, какие карты уже выбыли из игры. Анализ следует начинать с козырей, имеющихся в колоде, а также козыря, находящегося под колодой. Впоследствии стоит учитывать, какой картой был сделан отбой и какой заход после поддачи козыря был снят.
  • Использование парных карт. В начале игры можно использовать не одну, а несколько парных карт, причем это могут быть карты не самых младших мастей. Эта тактика поможет ввести оппонента в замешательство, заставив предположить, что в колоде соперника отсутствуют младшие карты.

Отражение в культуре

И старый барин здесь живал;
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки.Евгений Онегин, 7, XVIII.

  • Игра упоминается в повести Николая Васильева Гоголя «Пропавшая грамота» — игра здесь является сюжетообразующим элементом; казак в дурака обыгрывает нечисть для возвращения крайне важной грамоты.
  • В «дурака» играют главные герои киноленты «Орёл и решка» режиссёра Георгия Данелии. В ходе партии главный герой Олег Чагин в исполнении актёра Кирилла Пирогова использует придуманные им же правила старшинства карт, что оспаривается другими героями.
  • Об игре в «дурака», как о сложной и умной, пишет в книге «Сестра моя Каисса» чемпион мира по шахматам А. Е. Карпов. При этом он отмечает, что если в «дурака» играют не один на один, игра превращается в «развлечение и шлепанье картами»[5].

Примечания

  1. Фихман Ф. Самоучитель карточной игры. — ЗАО «СЯНАС ДРАУГАС», 1991.
  2. Нестеров И.В. Краткий курс игры в «дурака». Дата обращения: 27 марта 2023.
  3. Н. Смирнов. 100 способов выиграть в карты. — Феникс, 2004. — ISBN 5-222-04654-0.
  4. Ю.Н. Климов. Игра в дурака. Советы для желающих.. — Спутник+, 2011. — 190 с. — ISBN 978-5-9973-1529-0.
  5. Карпов А. Е. Сестра моя Каисса. М: Русский шахматный дом, 2014. С. 113. ISBN 978-5-94693-318-6.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!