Доходный дом Лидваль

Материал из «Знание.Вики»
здание
Доходный дом Лидваль
Доходный дом И.-А. ЛидвальДоходный дом И.-А. Лидваль
Страна  Россия
Местоположение Санкт-Петербург
Строительство 1899—1904 годы

Доходный дом Лидваль — историческое здание в стиле северного модерна, построенное на Каменноостровском проспекте Санкт-Петербурга в 18991904 годах по проекту Фёдора Ивановича Лидваля по заказу его матери — Иды-Амалии Лидваль[1], для размещения доходного дома. Комплекс зданий является лауреатом городского конкурса «Лучший фасад Санкт-Петербурга» 1907 года[2]. Объект культурного наследия регионального значения, находится по адресу Каменноостровский проспект, 1-3, охраняется КГИОП[3].

Доходный дом архитектора Ф. И. Лидваля являет собой новый тип доходного дома с открытым озелененным двором-курдонёром. Три корпуса — целый комплекс разноэтажных зданий, отличающихся живописной асимметрией, многообразием форм окон, сочетаниями природного камня с разнофактурной штукатуркой. Фасады всех трех зданий украшены скульптурными рельефами с изображениями птиц, зверей и стилизованными растениями. Северное трёхэтажное крыло являлось семейным особняком Лидвалей с апартаментами. В этом корпусе были установлены майоликовые печи, фаянсовые умывальники, мраморные камины. Потолки и стены в комнатах были деревянные, отделанные дубом и берёзой. В разное время в этом доме жили архитектор М. Е. Месмахер, художник К. С. Петров-Водкин, актёр Ю. М. Юрьев[4].

История создания

Земельный участок в начале Каменноостровского проспекта до начала строительства нынешнего дома успел сменить многочисленных хозяев, здесь располагались как жилые, так и фабричные постройки[2].

23 марта 1899 года Ида Лидваль, вдова владельца крупной швейной мастерской и поставщика императорского двора, написала прошение в Санкт-Петербургскую Управу, желая возвести семейное гнездо для своей большой семьи и одновременно доходный дом на принадлежащем ей участке на Каменноостровском проспекте. В апреле этого же года разрешение было получено и сразу же началось строительство.

У Иды Лидваль было шесть взрослых детей — 2 дочери и 4 сына, три из которых продолжили семейное портновское дело, а также сын-архитектор — Фёдор Иванович Лидваль. Именно ему, 29-летнему молодому зодчему, только что окончившему академию Художеств, мать доверила проект строительства[5].

Парадная дома Лидваль

Строительство комплекса началось в 1899 году. Здание состоит из четырёх разноэтажных корпусов[6]:

  • В 1900 году был возведен четырёхэтажный корпус с флигелями со стороны Малой Посадской улицы.
  • В 19011902 годах сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замыкающий двор-курдонёр. Цоколь дома сложен из гладко обработанных плит красного гранита, облицовка нижнего этажа и арх. детали выполнены из горшечного камня. В этом корпусе размещались: приемная комната, комнаты для дворников, швейцаров, машины электрического освещения, водяное отопления, 4 прачечных и гладильных.
  • В 1902—1903 годах построено северное трехэтажное крыло, которое являлось семейным особняком Лидвалей с апартаментами.
  • В 1903—1904 годах завершилось строительство южного корпуса.

Кроме жилых корпусов во дворе был каменный двухэтажный каретный сарай. В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины. Все фасады, выходящие в открытый двор-курдонёр, выполнены в стиле северного модерна.

Северный модерн (историческая справка)

Балкон дома Лидваль

В конце XIX века в Европе на смену эклектике пришел новый архитектурный стиль, в России получивший название модерн. Санкт-Петербург, имея статус крупной европейской столицы, стал одним из центров развития этих тенденций. Однако данный архитектурный стиль под влиянием северных традиций получил местный колорит. В российской литературе данный стиль, характерный для Скандинавии, Финляндии и Петербурга, часто называют «северным модерном», в то время как в западной историографии он именуется «национальным романтизмом».

Для северного модерна характерны многие черты, которые роднят его с французским арт-ново и немецким сецессионом, например, плавность линий, отказ от углов, растительные и анималистические детали украшений, асимметрия, натуральные, как будто «необработанные», материалы отделки. Одновременно северный модерн имеет отличительные черты. Так, цоколь домов часто облицовывается грубо обработанным гранитом, а плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. Это делает дома похожими на естественные скалы или массивные средневековые сооружения. В элементах отделки в основном используется орнамент из северной флоры и фауны[4].

Описание доходного дома

Декор в стиле северного модерна дома Лидваль

Доходный дом И. Б. Лидваль не является единым монолитным зданием. Скорее, этого комплекс строений, имеющий в плане вид неправильного П-образного многоугольника. Четыре корпуса образуют со стороны Каменностровского проспекта большой заглубленный двор с газоном и цветниками (курдонёр). Таких курдонёров изначально было больше, но из-за застройки соседних участков все эти открытые дворы позже стали замкнутыми. Все здания асимметричны, имеют разную этажность и оформление. В отделке использованы цветная штукатурка, тёсаный камень, керамическая плитка, художественное литьё и скульптурные рельефы с сюжетами из птиц, зверей и растительных мотивов. О стилистике модерна также говорят широко расставленные прямые и многоугольные оконные проёмы, арки, наличники, эркеры и балконы, использованные на каждом корпусе[2].

Николай Павлович Анциферов, культуролог, историк и краевед, описывает доходный дом Лидвалей так[6]:

Бросается в глаза окраска этого трехрядного дома. Его основание пепельно-серое из камня. Верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона. Чередуются тёмные со светлыми. Интересны украшения, они неожиданны и весьма разнообразны. Мы найдём: филина, ворона на ели, паука на его паутине, зайца, а наряду с ними стилизованные тюльпаны и юноша на фоне восходящего солнца, похожий на Зигфрида. Линии волнующиеся, с мягкими очертаниями, широкие и плавные. Архитектурный облик здания несколько расплывчатый. На центральной части дата его постройки: 1902 год.

В облике этого здания чувствуется стремление придать всему недосказанный вид. Формы, краски, линии прихотливы, вычурны, переходы мягки. Декоративные детали играют большую роль в ансамбле. Их сюжеты подобраны с расчётом придать некоторую таинственность облику здания. Перед нами характерный памятник эпохи символизма, увлечения северными мотивами, эпохи склонной к романтическим настроениям.

Внешние изображения
Памятная доска

В 1995 году со стороны Каменноостровского проспекта восстановили кованую решетку. На фасаде левого крыла в 1995 году установлена мемориальная доска в честь Ф. И. Лидваля[7].

Примечания

  1. Лидваль Ида-Амалия
  2. 2,0 2,1 2,2 Доходный дом И. Б. Лидваль. Питерский двор. Дата обращения: 9 августа 2023.
  3. Дом Лидваля (фасады). КГИОП. Дата обращения: 9 августа 2023.
  4. 4,0 4,1 Доходный дом И.Б.Лидваль. Архивный комитет Санкт-Петербурга. Дата обращения: 9 августа 2023.
  5. Доходный дом И. Лидваль: манифест северного модерна и одно из самых известных зданий Петербурга. Дата обращения: 9 августа 2023.
  6. 6,0 6,1 Доходный дом И. Б. Лидваль (начало). Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. Дата обращения: 9 августа 2023.
  7. КАМЕННООСТРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ. Дата обращения: 9 августа 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!