Дорога Мужества

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Дорога Мужества
Дорога Мужества (Курская область)
Красная точка
Сараевка-1
Красная точка
Старый Оскол
Красная точка
Курск
Не следует путать с «Трассой Мужества» — железной дорогой Абакан — Тайшет.

«Дорога Мужества» — двухпутная железнодорожная линия Старый Оскол — Сараевка, построенная в 1943 году при подготовке к Курской битве для усиления действовавшей на Курском выступе однопутной железной дороги Касторная — Мармыжи — Курск — Льгов, обслуживавшей пять армий Центрального и три армии Воронежского фронтов.

Строительство дороги

В 1943 году перед битвой на Курской дуге командование решило построить новую железнодорожную ветку, которая бы позволила оперативно подвозить все необходимое на фронт, потому что транспортные возможности для снабжения советских войск под Курском были ограничены. Здесь действовала только однопутная железнодорожная линия Льгов — Курск — Мармыши — Касторная, освобожденная в ходе зимней кампании 1942—1943 годов, с пропускной способностью 16 пар поездов в сутки. На ней базировались тылы пяти армий Центрального и трех армий Воронежского фронтов. Особенно сложное положение с коммуникациями создалось у Воронежского фронта.

8 июня 1943 года Государственный Комитет обороны принял постановление «О строительстве линии Старый Оскол – Ржава» протяженностью 95 километров по облегченным техническим условиям, при этом предусматривались руководящий уклон 12-тысячных и ширина земляного полотна пять метров, допускалось в местах больших земляных работ устройство временных обходов с уклонами 17-тысячных. Был определен срок строительства линии — с 15 июня по 15 августа. Этому объекту было присвоено наименование — строительство № 217[1].

Особо важное значение данной линии заключалось в том, что она должна была соединить два важнейших направления: Орел – Курск – Белгород – Харьков и Елец – Касторная – Старый Оскол – Валуйки, дав возможность одностороннего движения по кольцу Касторная – Курск – Сараевка – Старый Оскол – Касторная и обеспечивая кратчайший выход на важную в условиях военного времени ветку Ржава – Обоянь.

Изыскание и проектирование линии велось одновременно со строительством. Работники «Воентранспроекта» укомплектовали семь изыскательских партий и за две недели провели необходимые работы. Трасса на протяжении 68 километров была новой, а другой участок пути составляла существующая ветка в районе Курской магнитной аномалии, нуждающаяся в реконструкции[2]. В строительстве дороги под руководством генерал-майора П. А. Кабанова участвовали 3 железнодорожные бригады, спецформирования НКПС, 2 тыс. красноармейцев из запасных частей и около 20 тыс. человек местного населения. Военный совет Воронежского фронта выделил для обеспечения строительства два автомобильных батальона. Изыскания и проектирование линии велись одновременно с сооружением[3].

«Для строительства привлекли 3 бригады и 2 тысячи незадействованных в боях красноармейцев. Но больше всего было местных жителей, которых только освободили от гитлеровцев. 25 тысяч детей, стариков и женщин километр за километром прокладывали ветку из Старого Оскола до станции Ржава», – пишут историки[4].

Дорогу сооружали 7-я и 19-я железнодорожные бригады, отдельные части 8-й, 23-й, 25-й бригад и спецформирований. В июне на стройку дополнительно прибыли батальоны из других железнодорожных бригад. Мост через Сейм возводил 14-й мостовой батальон.

В течение четырех дней, 14–17 июня, в Старый Оскол прибыли бригады из 32 районов Курской области. К 16 июня на стройке находились 10 196 человек, а к 22 июня уже 25 тысяч[1].

«В нашей рабочей колонне было 450 человек. Из них шесть мужчин, остальные – пожилые женщины и девушки. До места стройки мы добирались ночью, днем было опасно: в небе летали немецкие самолеты-разведчики… И вот мы добрались до места. Жилья не было никакого. Все дома были заняты, и мы расположились с вещами под открытым небом возле домов. Не теряя понапрасну время, нам указали участок работы. Он составил 8–9 километров. Работали только ночью, вручную, кирками, лопатами, носилками. Тяжеловато приходилось, особенно женщинам. Ведь питание какое было! 400 граммов хлеба, сахару – 100 граммов, крупы. Но мы работали по‑ударному. Люди старались, трудились не покладая рук. И как только гасла последняя звезда, уходили отдыхать. Намаявшись, голодные, обессиленные люди засыпали мгновенно»[1].

Иван Кириченко, строитель железной дороги Ржава — Старый Оскол

В связи с начавшимся 5 июля активным наступлением немецко-фашистских войск плановый срок окончания строительства был сокращен до 35 суток. Несмотря на беспрецедентность принятого решения (почти двукратное уменьшение общего срока), но благодаря исключительному трудовому подъему, задание было перевыполнено – работы завершили на три дня раньше скорректированного срока. 17 июля линия была сдана в эксплуатацию. Строители возвели дорогу за 32 дня. Было произведено около 800 тысяч кубометров земляных работ, построено 56 искусственных сооружений протяженностью 750 погонных метров, восемь остановочных пунктов, два пункта водоснабжения.

На магистрали, получившей название Дорога мужества, была достигнута самая высокая (два-три километра) среднесуточная производительность за весь период Великой Отечественной войны[1].

368 строителей железной дороги были награждены орденами и медалями за мужество и трудовой героизм, а районы, достигшие лучших результатов, получили Красные знамена Курского обкома партии и облисполкома, а также и обкома ВЛКСМ[5].

Значение дороги

19 июля по железной дороге Старый Оскол — Ржава прошли первые эшелоны с военными грузами. Первый поезд по открывшемуся участку провел машинист В. Несмеян. Дорога стала постоянно действующей.

На магистрали, получившей название «Дорога мужества», была достигнута самая высокая (два-три километра) среднесуточная производительность за весь период Великой Отечественной войны.

Новая линия разгрузила железнодорожную линию Касторная — Курск, Воронежский фронт получил самостоятельную железнодорожную коммуникацию. Ввод дороги ускорил доставку грузов к линии фронта на 24—48 часов, что значительно увеличило провозную способность железных дорог на Воронежском и Центральном фронтах во время Курской битвы и способствовало её победоносному завершению[6].

«Дорога Мужества» функционирует и сейчас. По ней перевозят грузы и ходят пассажирские поезда из Старого Оскола в Москву и из Белгорода в Новосибирск[4].

Память

—В Старом Осколе на пересечении улиц 8 Марта и Комсомольской (символичные названия!) 9 июля 2008 года, к 65-летию Курской битвы, открыта скульптура женщинам-строителям железной дороги «Старый Оскол – Ржава», получившей легендарное название «Дорога мужества». Памятник-мемориал посвящен подвигу тех, кто в рекордно короткие сроки, всего за 32 дня вместо запланированных 60 – с 15 июня по 15 июля 1943 года, проложил 95 км железнодорожного пути, во многом обеспечив победу советских войск на Огненной дуге. Они перенесли тонны земли и щебёнки, изо всех сил помогая приблизить День Победы. Возле женских фигур на тёмной плите начертаны слова белгородского поэта Виктора Белова: «Вы здесь дорогу строили на Ржаву, в подолах пол-Земли перенесли, к сраженью подготовили Державу и с воинами Родину спасли!»[7].

—Железнодорожный музей в Старом Осколе, посвященный строителям «Дороги мужества» – трудовому героическому подвигу женщин.

См. также

Примечания

Литература

  • Пивоварова Л. Н. «История строительства железной дороги „Старый Оскол — Ржава“», альманах «Оскольский край» № 5