Джонсон, Эми

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Эми Джонсон
англ. Amy Johnson
Amy Johnson (Our Generation, 1938) (cropped).jpg
Дата рождения 1 июля 1903(1903-07-01)
Место рождения Кингстон-апон-Халл, Великобритания
Дата смерти 5 января 1941(1941-01-05) (37 лет)
Место смерти Эстуарий Темзы, Англия, Великобритания
Гражданство  Великобритания
Отец Джон Уильям Джонсон
Мать Эми Ходж
Супруг(а) Джим Моллисон
Награды и премии

Командор ордена Британской империи

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Самолёт «De Havilland DH.60 Moth», аналогичный тому, на котором Джонсон совершила перелёт в Австралию.

Э́ми Джо́нсон (англ. Amy Johnson, в браке — Мо́ллисон (англ. Mollison); 1 июля 1903 — 5 января 1941) — женщина-пилот Великобритании, первая в мире женщина, совершившая одиночный перелёт из Англии в Австралию.

Биография

Отец Эми Джон Уильям Джонсон был крупным торговцем рыбой. Эми была старшей из четырёх дочерей. В 1922 году она окончила окружную среднюю школу (англ. Boulevard Municipal Secondary School) и поступила в университет Шеффилда. В 1925 году она окончила университет, получив степень бакалавра по экономике. Затем она окончила курсы секретарей и проработала три месяцы по этой специальности, но бросила работу из-за нервного срыва. В том же году она впервые поднялась в небо на самолёте, пока только в качестве пассажира: некая фирма за скромную плату катала желающих[1].

Эми Джонсон устроилась на работу в рекламное агентство. В 1927 году она переехала в Лондон, где стала работать секретарём адвокатской конторы. В сентябре следующего года Эми начала посещать Лондонский авиаклуб, а в июле 1929 года получила лицензию частного пилота и стала первой женщиной такой авиационной квалификации[1].

В 1929 году австралийский лётчик Чарльз Кингсфорд-Смит совершил перелёт из Австралии в Англию за 12 дней и 18 часов. Джонсон захотела побить этот рекорд. В 1930 году Эми совершила одиночный перелёт Англия — Австралия на биплане De Havilland DH.60 Moth. Она стартовала 5 мая из Кройдона (ныне район Лондона). Подержанный самолёт, купленный на средства её отца, она назвала «Джейсон». 364 литра топлива, которые помещались в его баках, позволяли находиться в воздухе 30 часов. Она планировала пролетать в день 1300 км. На момент вылета её налёт составлял 75 часов, а самый длинный перелёт, который она совершила — 237 км[1].

Когда она долетела до Сирии, ей пришлось задержаться, чтобы переждать песчаную бурю. Во время посадки в Багдаде была повреждена стойка шасси. Механики за ночь успели отремонтировать самолёт и утром Джонсон смогла продолжить полёт. 13 мая она посадила свой самолёт в Рангуне (на тот момент столица Бирмы). Аэродром был очень маленьким, поэтому самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и скапотировал. Были повреждены винт, крыло и шасси, однако самолёт снова удалось быстро починить. 17 мая Джонсон прилетела в Сингапаур, где самолёт впервые за время полёта осмотрели специалисты и устранили обнаруженные неисправности[1].

Из-за плохой погоды она долетела до Сурабая только 20 мая. Ещё два дня заняла починка мотора. 24 мая она совершила посадку в городе Дарвин (Австралия). Хотя из-за плохой погоды и частых аварий рекорд побить не удалось, тем не менее, её встречали как триумфатора. За этот перелёт она была удостоена звания Командора ордена Британской империи и лицензии гражданского пилота Австралии за номером 1. Ей были вручены также золотые медали Сообщества инженеров и Королевского аэроклуба. Самолёт, на котором она совершила перелёт, был передан Музею науки в Лондоне. После перелёта она совершила 6-недельное турне по стране[1].

1 января 1931 года она предприняла перелёт из Лондона до Бэйпина через территорию СССР с посадками в Москве, Самаре, Омске, Иркутске и Чите. Для этого перелёта она выбрала тот же самолёт «De Havilland DH.60 Moth». Однако из-за плохой погоды перелёт пришлось прервать в окрестностях Варшавы[1].

В июле того же года Джонсон вместе с Джеком Хамфрисом предприняла перелёт из Англии в Японию через Москву. Для перелёта они выбрали самолёт De Havilland Puss Moth. Они стали первыми пилотами, преодолевшими расстояние от Лондона до Москвы за один день: им потребовался 21 час, чтобы пролететь 2832 км. На перелёт до Японии им понадобилось 8 дней 22 часа 7 минут, что стало новым рекордом (предыдущий составлял 15 суток)[1].

Супруги Моллисон

В июле 1932 года Эми вышла замуж за известного лётчика, совершившего несколько рекордных перелётов Джима Моллисона, с которым она познакомилась во время своего турне по Австралии[1].

В 1932 году Эми установила рекорд скорости перелёта из Англии в Кейптаун, пролетев 20 213 км на 10,5 часа быстрее предыдущего рекорда, который был установлен её мужем. За это достижение она была удостоена Приза Сигрейва, вручаемого Королевским автомобильным клубом за выдающиеся достижения в технических видах спорта[1].

На следующий год супруги попытались установить рекорд скорости беспосадочного перелёта по маршруту Кармартен (Уэльс) — Нью-Йорк, для чего использовали биплан De Havilland Dragon Rapide. Однако из-за технических неполадок они не долетели до цели всего 90 км, совершив аварийную посадку в Бриджпорте (штат Коннектикут). Тем не менее, они были удостоены встречи с президентом Франклином Рузвельтом, а в их честь был проведён парад на Бродвее[1].

В 1934 году супруги приняли участие в авиагонке на приз Макробертсона и купили построенный специально для этой гонки самолёт de Havilland DH.88 Comet. Однако уже после первого этапа они вынуждены были прекратить борьбу, так как из-за некачественного бензина вышли из строя оба двигателя. В 1936 году Эми Джонсон установила свой последний рекорд, совершив одиночный перелёт по маршруту Грейвзенд (Англия) — Кейптаун — Грейвзенд на самолёте Percival Gull[1].

Семейная жизнь Эми не сложилась. Её муж пил, поддерживал отношения с другими женщинами и завидовал успехам жены. В 1937 году она вернула себе девичью фамилию и начала бракоразводный процесс. Из-за этих проблем она два года не поднималась в небо. В этот период она написала свою вторую автобиографию[1].

Гибель

В 1940 году, после начала Второй мировой войны вступила в организацию гражданских лётчиков ATA, которая перегоняла самолёты Королевских ВВС Великобритании к местам назначения. 5 января 1941 года она получила задание перегнать самолёт Airspeed AS.10 Oxford из Блэкпула в Кидлингтон, а затем на другом таком же самолёте вернуться обратно. После выполнения первой части задания погода испортилась. Было принято решение отправить Эми обратно на поезде, но она решила довести дело до конца. Дальнейший ход событий неясен. Известно лишь, что моряки с корабля «HMS Haslemere», пересекавшего пролив Па-де-Кале, видели у устья Темзы спускающегося парашютиста. На этом месте спасатели позже извлекли кусок материи парашюта с нанесённым на него личным номером Джонсон. Предполагается, что Джонсон сбилась с курса и вынуждена была выпрыгнуть с парашютом из-за того, что в самолёте кончилось топливо[1].

Память

Авиалайнер McDonnell Douglas MD-11 «Amy Johnson» (KLM).

В 1958 году отец Джонсон передал награды своей дочери в Северби-холл, где через год был открыт её музей. В её часть названы улицы в Дарвине (Австралия) и Бридлингтоне (Йоркшир). В 1942 году был снят художественный фильм «They Flew Alone», в котором роль Эми Джонсон сыграла Анна Нигл, которая знала Джонсон лично. Бард Эл Стюарт написал песню «Flying Sorcery» в честь Джонсон. В Англии был поставлен мюзикл «Queen of the Air» о жизни Эми Джонсон. В 1990 году был снят австралийский художественный фильм «The Great Air Race» об авиагонке на приз Макробертсона (в роли Джонсон Кэролайн Гудолл). В честь Эми Джонсон назван авиалайнер Макдоннел Дуглас MD-11, принадлежащий авиакомпании KLM.

Примечания

Ссылки