Детский альбом (Чайковский)

Материал из «Знание.Вики»
Титульный лист прижизненного издания «Детского альбома» П. И. Чайковского

«Детский альбом» Op. 39 — это сборник из 24 музыкальных пьес русского композитора Петра Чайковского, изданное в 1878 году. Каждое из произведений имеет своё название и посвящено аспектам детства — пробуждению, повседневным играм, отношениям с родителями и знаменательным событиям. Композитор также включил в альбом традиционные фольклорные мелодии и церковные мотивы.

По мотивам произведения в 1976 году был создан мультфильм «Детский альбом», советского режиссёра Инессы Ковалевской[1].

В настоящее время «Детский альбом» рекомендован Министерством Культуры России[2]. А также звучит в онлайн-концертах П. И. Чайковского, в рамках федерального проекта «Цифровая культура»[3].

Содержание:

В современной музыкальной практике «Детский альбом» Чайковского бытует в различных редакциях и порядок номеров цикла не всегда совпадает с авторским замыслом. В последовательности частей «Детского альбома» композитор реализует явный сюжет, связанный с детскими образами и занятиями ребёнка в течение дня, и скрытый сюжет, символизирующий течение человеческой жизни.

При сравнении различных вариантов музыкального текста нетрудно заметить, что авторская композиция четче и логичнее делится на пять микроциклов. Первый блок можно называть «утренним». Он представляет собой триаду номеров, объединённых тональным планом (соль мажор — си минор — соль мажор), типом фактуры и отвлеченно-созерцательным тоном высказывания[4].

Утренняя молитва

Зимнее утро

Мама

Домашние игры и танцы

Игра в лошадки

Марш деревянных солдатиков

Болезнь куклы

Похороны куклы

Новая кукла

Вальс

Полька

Мазурка

Русская песня

Мужик на гармошке играет

Камаринская

Итальянская песенка

Неаполитанская песенка

Старинная французская песенка

Немецкая песенка

Возвращение домой

Нянина сказка

Баба Яга

Сладкая грёза

Песня жаворонка

Шарманщик поет

В церкви

Второй блок связан с областью детских игр. Его драматургия построена на сопоставлении игр мальчика и девочки. Открывается он самыми безмятежными пьесами цикла: токкатиной «Игра в лошадки», а завершается траурным маршем «Похороны куклы». Смысловое и интонационнотематическое содержание «кукольной трилогии» выходит за рамки детской образности. «Болезнь куклы» является образцом возвышенно печальной элегии, мрачно-зловеще звучат аккорды похоронного марша. Детские образы оказываются лишь маской, внешней оболочкой, за которой скрывается сокровенное трагическое содержание.

Третий микроцикл представляет собой песенно-танцевальную сюиту. Последний пятый микроцикл посвящен образам объективной реальности. Обращает на себя внимание величавая суровость хора «В церкви», мелодия которого основана на теме покаянного псалма[4].

История создания

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания очень тесно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Согласно рассказам современников, Пётр Ильич Чайковский впервые задумался об идее написать музыкальные композиции для детей в кругу семьи своей младшей сестры — Александры Ильиничны Давыдовой. Композитор очень любил её детей, часто приезжал к ним в гости и находил в общении с этой семьей так недостающий ему душевный покой и уют[5].

Ещё одним фактором, повлиявшим на желание Чайковского создать детский альбом, стал пример композитора Р. Шумана. У Шумана есть цикл «Детские сцены», который произвёл на Чайковского большое впечатление.

Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости с заманчивыми для детей названиями, как у Шумана»П.И. Чайковский

Уникальной чертой «Детского альбома» является отражение жизни, увиденной и взрослым и детским взглядом одновременно[4].

Ещё один любопытный эпизод, предшествовавший написанию цикла — это встреча с мальчиком уличным певцом во Флоренции. Чайковский был восхищен его исполнением, в своем письме он отмечал, как мило в устах ребёнка звучала взрослая и даже трагическая песня.

30 апреля 1878 г. Чайковский сообщил в письме издателю П. И. Юргенсону о том, что начинает работу над циклом детских пьес. Работа шла достаточно быстро, первоначальные варианты пьес были созданы буквально за несколько дней. В дальнейшем композитор исправлял и переписывал партитуры, а в июле 1878 г. отправил их Юргенсону для издания. Отправляя пьесы, композитор указал, что стоимость каждой составляет 10 рублей, соответственно за весь альбом он назначил цену 240 рублей[5].

Альбом посвящён племяннику композитора, Володе Давыдову. На момент издания цикла мальчику исполнилось 6 лет. В своих письмах к сестре Чайковский упомянул о том, что хочет, чтобы Бобик (так он ласково называл племянника), мечтающий сочинять музыку, занимался по этим пьесам. Кроме Детского альбома Пётр Ильич посвятил ему также Шестую симфонию. После смерти композитора Владимир Давыдов стал его наследником и распорядителем авторских прав на произведения композитора[5].

Анализ композиций

Композитор был последователен в том, чтобы как можно четче и яснее передать в музыке типизацию образов, их предельную узнаваемость[6].

Пьеса П. Чайковского написана в виде токкаты с однотипным ритмическим пульсом, имитирующим цокот копыт скачущей лошадки. Чайковский очень тонко передает игрушечность скачки лошадок: в отличие от традиционного способа передачи музыкальными средствами всевозможных скоканий и маршировки посредством четного метра, здесь используется нечетный — трехдольный (на три восьмые) размер, что звучит легко, оживленно (темп композитором указан Presto, что означает «очень быстро»), но не агрессивно[7].

Каждая пьеса — стилизация той или иной эпохи, конкретной национальной культуры. В глубинах подтекста «Детского альбома» скрываются сокровенные мысли и чувства композитора, связанные с центральными темами его творчества. Для Чайковского детство — идеальная пора без трудностей и проблем. Как представляется композитору, уход в этот мир гарантирует душевное спокойствие и состояние психологического комфорта. Этим объясняется особая тяга композитора к теме детства в последний период творчества и трагическая окраска её звучания[4].

Мультфильм

«Детский альбом» — превосходный мультфильм советских аниматоров, созданный под руководством режиссёра Инессы Ковалевской в 1976 году на студии «Союзмультфильм». Маленькая хозяйка детской комнаты садится к фортепиано и начинает играть. Вокруг собрались самые благодарные слушатели — куклы. И вот под звуки чудесной музыки начинают оживать персонажи знакомой сказки[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Детский альбом 1976 СССР. ivi.ru. Иви.ру. Дата обращения: 10 августа 2023.
  2. Методические рекомендации по реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА» РАЗДЕЛ 2. «МУЗЫКА» Класс 1-4. Отечественная музыка. — МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. — С. 130. — 198 с. — ISBN МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  3. Единственную в РФ звуковую скульптуру установили в музее Чайковского. iz.ru. Известия (16 июля 2019). Дата обращения: 10 августа 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 А.В. Лазанчина. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛАХ Р.ШУМАНА И П.ЧАЙКОВСКОГО. cyberleninka.ru. Известия Самарского научного центра Российской академии наук (2015). Дата обращения: 10 августа 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 Чайковский — Детский альбом. Детские песни. Дата обращения: 10 августа 2023.
  6. Нехаева Ираида Николаевна. Чайковский в современном измерении (опыт определения понятия «современность» на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение : Газета. — 2018. — № 30.
  7. Александр МАЙКАПАР. П. И. Чайковский. «Детский альбом». edu.ru. Дата обращения: 10 августа 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!