Демидов, Николай Васильевич

Материал из «Знание.Вики»
Николай Васильевич Демидов
Н. В. Демидов (1913)
Н. В. Демидов (1913)
Дата рождения 25 ноября 1884(1884-11-25)
Место рождения Иваново-Вознесенск, Владимирская губерния, Российская империя
Дата смерти 8 сентября 1953(1953-09-08) (68 лет)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Профессия Театральный педагог, режиссёр
Театр Московский Художественный театр

Никола́й Васи́льевич Деми́дов (25 ноября 1884, Иваново-Вознесенск, Владимирская губерния, Российская империя — 8 сентября 1953, Москва, СССР) — русский, советский театральный педагог, режиссёр; ученик и соратник К. С. Станиславского; автор теоретических работ по вопросам техники актёрского творчества; создатель авторских приёмов и инструментария для профессиональной актёрской подготовки[1].

Биография

Детство и юность

Демидов Василий Викторович (1900)

Николай Васильевич Демидов родился в Иваново-Вознесенске. Отец — Василий Викторович Демидов (1835—1908), мать — Евлампия Васильевна (1847—1931), братья — Владимир и Константин.

Отец Н. В. Демидова создал в городе любительский театр, в котором выполнял функции режиссёра, актёра, администратора, а также драматурга. Н. В. Демидов в своей автобиографии писал об отце: «его яркая индивидуальность имела решающее влияние на дальнейшее формирование моей художественной личности, моих вкусов, моих взглядов на театр, на искусство»[2].

Несмотря на то, что Николай Демидов был болезненным и слабым ребёнком, учился он хорошо. В связи с ухудшением состояния здоровья в 14-летнем возрасте получил запрет врачей на обучение. Осуществил попытку самоубийства, однако выжил и принял решение бороться за право прожить полноценную жизнь здорового человека[3][4]. Вот как пишет об этом А. А. Иванова: «И тогда Коля решил врачевать себя сам — прислушиваясь к себе, он создал специальную гимнастику и, упорно тренируясь, превратил себя в тяжелоатлета, чемпиона европейских турниров. Прислушиваясь к себе — ключ, которым будет потом открываться его метод…»[5].

Образование

В 1907 году — закончил гимназию в Иванов-Вознесенске. В 1913 году — закончил медицинский факультет Московского университета и стал практикующим врачом-гомеопатом[6]. В годы учёбы в университете начал изучать йогу, познакомился с тибетской медициной, гомеопатией[7].

Работа во МХАТ

Демидов с семьёй Станиславского (1917)
Л. Сулержицкий,
К. Станиславский и Н. Демидов (1910)

Сближение с Московским художественным театром началось со знакомства с Л. А. Сулержицким, который, в свою очередь, познакомил Н. В. Демидова с К. С. Станиславским.

После окончания университета Н. В. Демидов работал врачом, совмещая медицинскую деятельность и занятия театром. Однако, по настойчивой просьбе К. С. Станиславского, в 1919 году оставил медицину, посвятив себя театру.

Н. В. Демидов сотрудничал со Станиславским около 30 лет: сначала жил и работал гувернёром сына Станиславского — Игоря. Позже стал педагогом в студии МХАТ, помогал Станиславскому готовить к публикации книгу «Работа актёра над собой в творческом процессе переживания». По мнению Л. А. Богдановой: «Демидов непосредственно участвовал в беседах Станиславского о природе творчества актёра и помогал ему в сборе научного материала по этому вопросу»[8].

Наша школа, подготовленная Демидовым, по-видимому, носит в себе Бога.Станиславский К. С., Ласкина М. Н. Неизвестный Демидов

А. А. Иванова пишет об этом сотрудничестве так: «Знание эзотерических дисциплин и естественно-научное образование Демидова помогали создателю системы разбираться в психологии сценического творчества. Это Демидов знакомил Станиславского с йогой, и некоторые принципы её легли в основу системы»[9].

Сам же К. С. Станиславский впоследствии так оценит их совместную научную и творческую деятельность: «Это чрезвычайно ценный работник в искусстве и мой ближайший помощник по педагогической и исследовательской деятельности»[10]. И ещё Станиславский о Демидове: «Он давал мне ценные указания, материалы, примеры. Он высказывал мне свои суждения и вскрывал допущенные мною ошибки»[11].

Н. В. Демидов становится одним из «системщиков»: «Да, в 1922 г. я взял на себя руководство школой Художественного театра; да, я преподавал „систему“ в этой школе, пока она не была закрыта; да, я вёл „систему“ в Оперной студии Станиславского (сначала она была при Большом театре, а затем стала просто Оперной студией Станиславского), потом в „Оперном театре Станиславского“, причём преподавал не только актёрам, а и режиссёрам»[12].

Подробные цитаты, свидетельствующие об успешной работе Н. В. Демидова как педагога и режиссёра МХАТа и других театральных учреждений, приходится приводить как доказательство реальности его существования в этом качестве.Богданова Л. А., Школа Н. В. Демидова. Демидовские этюды как метод воспитания актёра-творца.

Преподавательская и режиссёрская деятельность

В одном из официальных документов (Автобиография Н. В. Демидова от 1949 года), находим подробную информацию о профессиональном пути Николая Васильевича:

  • 19191921 — руководитель, режиссёр и преподаватель мастерства актёра. Центральная драматическая студия Московского Пролеткульта;
  • 19201924 — режиссёр-преподаватель «системы Станиславского» и член художественного совета. Оперная студия Большого театра (переименованная потом в Оперную студию К. С. Станиславского);
  • 1921-1922 — курс лекций по психической технике актёра. Пролеткульт г. Иваново-Вознесенска;
  • 1921-1925 — организация, открытие, художественное руководство, председательство в Правлении и Главная режиссура. 4-я студия МХАТа;[13]
  • 1921—1922 — годичный курс лекций по психической технике актёра. ГИС (Государственный институт Слова);
  • 1922-1925 — руководство и преподавание психотехники актёра. Школа 1-го МХАТа (до её закрытия);
  • 1924-1926 — Художественный руководитель, режиссёр и преподаватель. Государственная Грузинская студия (до её перевода в Тифлис).
  • 1926-1928 — педагогика и режиссура. Государственный Камерный театр и его экспериментальные мастерские;
  • 19271930 — Штатный доцент по классу «сценического оформления» (оперный класс) Московской государственной консерватории;
  • 1928—1930 — режиссёр и преподаватель — Государственный музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко;
  • 1930-1932 — исследовательские работы по творчеству радио-актёра. НИИРТ (научно-исследовательский институт Радиовещания и телевидения);
  • 1930-1934 — создание из группы молодых актёров, путём 2-х летнего обучения и воспитания, молодого «Творческого Студийного театра» (во главе учредителей — К. С. Станиславский). Творческий Студийный театр (кооперативное товарищество), г. Москва. Его организация, управления, режиссура, педагогика и передача его в другие руки по причине перехода на работу над книгой К. С. Станиславского («Работа актёра над собой»);
  • 1935-1938 — Государственный оперный театр имени К. С. Станиславского. Режиссёрская и вся педагогическая часть (теория и практика) (включая работу с режиссёрами);
  • 19351936 — Кино-фабрика Мосфильм. Курс по технике режиссуры (теория и практика) для режиссёров-производственников;
  • 19361940 — Театрально-музыкальное училище им. Глазунова. Режиссёр и преподаватель актёрского мастерства;
  • 1937-1938 — ВТО. Лекции по мастерству актёра для режиссёров художественной самодеятельности;
  • 1939 — ЦДХС (Центральный дом художественной самодеятельности). Лекции по мастерству актёра для режиссёров художественной самодеятельности;
  • 1937 — Драматический кружок 39-го завода им. Менжинского. До его эвакуации — консультации и шефство;
  • 1939-20.VI1I 1941 — Театральное училище им. Щепкина при Государственной академии при Малом театре. Преподаватель по мастерству актёра;
  • 1942.VIII-1942.XII — Музыкальная комедия Карело-Финской ССР. Главный режиссёр;
  • 1942-1945 — Государственный финский театр. Художественный руководитель и режиссёр;
  • 1945-1946 — 4-й передвижной театр комедии при Комитете по делам искусств при Совете министров СССР. Художественный руководитель и режиссёр;
  • 1946.11 — 1948.11 — окружной театр Советской Армии. Сахалин. Художественный руководитель театра;
  • 1948.III — 1948. VIII — Бурят-Монгольский драматический театр. Главный режиссёр;
  • 1948.IX — 1949.18. VII — Бурят-Монгольское театрально-музыкальное училище[14].

Демидовская школа

Анализируя начальный этап занятий «по Демидову», Л. А. Богданова пишет, что Демидов настаивал на необходимости начинать обучение актёра с воспитания у него свободы и непроизвольности, с возвращения непосредственности восприятия, то есть тех важных качеств, которых молодой артист лишился в процессе взросления по причине погрешностей воспитания или под влиянием социальных условностей. «Вернуть умение эмоционально реагировать, а не сдерживать свои эмоции, разбудить чувство, интуицию, отодвинув „рацио“ на второе место. Научить отдаваться своим ощущениям, идти, „куда поведёт“»[15]. Таким образом, одной из первых важнейших задач Школы Демидова является возвращение внутренней свободы и непринуждённости, которые должны стать второй натурой артиста. Кроме того, согласно взглядам Демидова, творческий процесс не поддаётся расщеплению на отдельные элементы (что характерно для системы Станиславского).

Здесь нужно обязательно упомянуть о том, что основная работа по «системе» велась в театральных студиях учениками и соратниками Станиславского. И Демидов посвятил более тридцати лет именно театральной педагогике, в отличие от Станиславского, который применял свои педагогические приёмы в репетиционной работе с профессиональными артистами. «Тренируя по Системе каждый из элементов отдельно, Демидов столкнулся с тем, что с трудом добытое сегодня правильное самочувствие на следующий день улетучивалось безвозвратно. Попытки закрепить и повторить внешние проявления подлинного существования в образе приводили все к тому же пресловутому представлению чувств, но не рождали их истинное переживание»[15]. В поисках выхода из данного тупика Демидов и пришел к одному из своих важнейших открытий: к творческому состоянию не нужно приходить, оно должно возникнуть уже при выходе на сцену. С творческого состояния следует начинать! Таким образом, Школа Демидова предлагает вместо отработки отдельных элементов, обеспечивающих процесс возникновения творческого переживания, работать над самим процессом творческого переживания, так сказать, в целом виде.

О причинах возникновения этой принципиальной разницы в видении структуры и подходов к овладению творческим процессом у Станиславского и Демидова пишет А. А. Иванова: «Желая твёрдо поставить „грамматику актёрского творчества“ на научные рельсы, Станиславский создавал систему, руководствуясь идеями, господствовавшими в современной ему науке. Это были в основном механистические, редукционистские идеи, гласившие, что любая система есть производное её частей. Поэтому если изучить её, системы, элементы, то можно понять и овладеть всей системой целиком»[5]. Указывая на то, что подобный подход срабатывает только в сферах, где действуют законы линейной зависимости, А. А. Иванова объясняет главное противоречие в поисках Станиславского тем, что разгадывая законы творческого процесса, он «применял неприменимые к сложной нелинейной системе механистические, линейные законы»[5].

Ключевыми условиями для творчества Демидов считал свободное тело, очищенное сознание и умение быть пассивно-воспринимающим (в отличие от активно-волевой позиции школы Станиславского). По мнению Л. А. Богдановой, принципиальными отличиями Школы Демидова и Системы Станиславского являются и позиции этих выдающихся театральных педагогов относительно действия и его основных характеристик. «Станиславский считал, что главное для артиста — действие, которое и приводит актёра к творческому состоянию. Действие, активность, волевое начало ведёт артиста. Демидов пришёл к выводу, что в основе творческого самочувствия лежит восприятие»[15].

Рассматривая действие не в качестве принципа, а в качестве приёма, Демидов настаивает на том, что именно восприятие становится истинным двигателем всего. Демидов провозглашает, что пассивность, а не активность, восприятие, а не действие должны быть на первом месте. При этом непременным условием установления и утверждения творчества (по Демидову) является чувство, а не разумный императив (или воля и ум).

По свидетельству учеников-демидовцев, акцент изначально делался на «хотение» как первоочередной и важный термин в «системе». Особое внимание уделялось развитию способности замечать в обыденных явлениях жизни «впечатление первой секунды», которое позже вырастет в учение о «первой реакции» В простых упражнениях, направленных на отдачу возникающим ощущениям, Демидов изначально настаивает на отработке навыка «пускать» себя на интуитивно возникающие хотения.

Анализируя различные этапы учебного процесса, Л. В. Шульга отмечает, что много внимания Демидов «уделял значению „излучения“ человека, его материальному, физически ощущаемому влиянию на творческое самочувствие актёра. Он использовал результаты исследований в области психофизиологии и эзотерики, проецируя их на пространство сцены и зрительного зала и таким образом открывал ученикам возможности восприятия человека, подчёркивая значение сверхсознания»[13].

Выработка важных для демидовского метода умений и навыков (отдаваться своим ощущениям, прислушиваться к своим хотениям и «допускать их эмоциональные проявления до вмешательства сознания») становится одной из ключевых задач демидовских этюдов. Анализируя кратко самые важные особенности демидовского подхода к воспитанию актёра, следует вспомнить также о «культуре покоя»; о предложенных Демидовым элементах творческого процесса (неперестройка, отпускание, бестелесность, дыхательная техника и др.)[16].

Важным открытием Демидова стал обнаруженный им путь непроизвольной реакции. Оттолкнувшись от изучения природы рефлексов и «автоматизмов» человека, исследуя взаимосвязь сформированных жизненных «автоматизмов» и сознательного контроля, Демидов делает вывод, что у хорошего артиста количество и качество работы должно быть гармонично распределено между сознанием и автоматической непроизвольностью[16].

Согласно взглядам Демидова, умение «ловить первую реакцию», внимание к себе, своим творческим «хотениям», развитие творческой свободы, веры в себя и другие важные качества человека-артиста способны помочь в дальнейшей работе над образом, ролью. Демидов не советует одновременно работать над образом и над ролью, так как «образ любого персонажа сложился не от событий роли, а под влиянием совсем других событий, предшествующих началу пьесы. Любой персонаж выходит в первый раз „на подмостки“ уже сложившимся человеком, суть которого обусловлена его прошлым»[17].

По мнению М. Н. Ласкиной, вся методология, вся педагогика Демидова посвящена именно «процессу непроизвольной жизни актёра, перевоплотившегося в действующее лицо пьесы — каждый раз, на каждом из повторений спектакля»[18].

Работа Демидова, его исследования и его открытия – это работа гения. Действительное развитие театра не может не пойти по тому пути, по которому шёл Н. В. Демидов, не может обойтись без его открытий.Окулевич О.Г., Голос сердца – со сцены и из-за кулис.

Личная жизнь

Демидов был трижды женат. Первая жена — Елена Николаевна Демидова-Добрынина, актриса, умерла в 1935 году в молодом возрасте от тяжёлой болезни. Вторая жена — Галина Ильинична Бенеманская, певица Оперного театра им. К. С. Станиславского. Третья жена — Екатерина Александровна Книшек[19].

Последние годы жизни

С конца 1949 года Н. В. Демидов из-за серьёзной болезни и предписанного врачами постельного режима не мог работать в штате какого-либо театра, поэтому сосредоточился над созданием книги[3]. Скончался 8 сентября 1953 года в Москве.

Из некролога, подготовленного к публикации в газете «Советское искусство»: «8 сентября с. г., после тяжёлой и продолжительной болезни, на 69-м году жизни скончался один из старейших деятелей советского театра, ближайший помощник К. С. Станиславского, режиссёр-педагог и исследователь сценического искусства Николай Васильевич Демидов. В лице Н. В. Демидова советское театральное искусство потеряло одного из глубоких знатоков «системы» К. С. Станиславского, с которым он проработал в тесном творческом содружестве более 30 лет. <…> «Всё, что найдено у нас в театре, — писал о Н. В. Демидове Вл. И. Немирович-Данченко, — получило у него широкое развитие. Кроме того, взяв за основу наши наблюдения, открытия, он не ограничился только разработкой и усовершенствованием полученного, но и сам беспрерывно шёл и идёт вперед, находя много своего нового, что обогатит и будущие школы театрального искусства и самую науку о теории и психологии творчества»[12]

Творческое наследие Н. В. Демидова

Ученики

  • Б. Н. Ливанов (1904—1972) — советский актёр, театральный режиссёр. Народный артист СССР. Лауреат пяти Сталинских и Государственной премии СССР[20].
  • С. К. Блинников (1901—1969) — советский актёр театра и кино, театральный педагог Школы-студии им. Немировича-Данченко (1945—1959). Заслуженный артист РСФСР. Народный артист РСФСР. Народный артист СССР[21].
  • В. Ц. Найдакова (1927) — профессор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии наук высшей школы. Заслуженный работник культуры Бурятской АССР (1967). Заслуженный деятель науки Бурятской АССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР[22].
  • О. Г. Окулевич (1921—2006) — советский актёр театра, драматург. Автор автобиографической книги «Голос сердца — со сцены и из-за кулис», в которой освещаются и отдельные аспекты творческого наследия Н. В. Демидова[3].
  • М. М. Яншин (1902—1976) — актёр театра и кино, театральный режиссёр. Заслуженный артист РСФСР, Народный артист СССР[23].
  • Список выдающихся учеников разных лет, составленный лично Н. В. Демидовым, можно найти в его автобиографии 1949 года[2].
  • Б. Ливанов в к/ф «Минин и Пожарский» (1939)

    Б. Ливанов в к/ф «Минин и Пожарский» (1939)

  • М. М. Яншин

    М. М. Яншин

  • С. К. Блинников (1939)

    С. К. Блинников (1939)

Научные труды

Как писала Л. Шульга в статье «Педагогические принципы Н. В. Демидова»: «Понадобилось более пятидесяти лет, чтобы рукописи Демидова смогли дойти до читателя, а самая первая книга „Искусство жить на сцене“ с предисловиями его ученика Б. Н. Ливанова и выдающегося театрального педагога М. О. Кнебель была издана в Москве в 1965 году»[13].

Ученица Демидова, доктор искусствоведения, профессор ВСГИКа В. Ц. Найдакова вспоминала, как она в 1949 году привезла в Москву из Улан-Удэ, где тогда преподавал Демидов, подготовленную к печати рукопись книги. Препятствием к её выходу стали «противоречивые тенденции в театральных кругах и театральной педагогике — чему учить и как учить. Определённая косность и догматизм в подходах к этим проблемам, отсутствие толерантности. Желание „не пущать“ в святая святых „других“, даже если эти другие были давно „свои“». Тем не менее, несмотря на небольшой тираж, книга в существенно сокращенном варианте (с 34-х до 20-ти авторских листов) спустя 12 лет после смерти автора увидела свет и поступила в фонды библиотек"[19].

В 4-х томное издание теоретических трудов Н. В. Демидова «Творческое наследие» (2004—2009) вошли следующие работы:

  • 1 том — «Искусство актёра в его настоящем и будущем», «Типы актёра»[18].
  • 2 том — «Искусство жить на сцене. Из опыта театрального педагога»[24].
  • 3 том — «Творческий художественный процесс на сцене»[25].
  • 4 том — «Теория и психология творчества актёра аффективного типа»[6].

Литература

  1. В школе Николая Демидова / Автор и сост. А. А. Малаев-Бабель. — М : Российский институт театрального искусства. — ГИТИС, 2018. — 446 с.
  2. Иванова А. А. Актёрский тренинг. Демидовский подход. — М. : Издательство ГИТИС, 2022. — 138 с.
  3. Ласкина М. Н. Неизвестный Демидов // Демидов Н. В. Творческое наследие: В 3-х т. Т.1: Искусство актёра в его настоящем и будущем. Типы актёра / Под ред. М. Н. Ласкиной. СПб.: Гиперион, 2004. — С. 3-17.
  4. Окулевич О. Г. Голос сердца — со сцены и из-за кулис: (Из архива актёра) / Сост. М. Н. Ласкина. — СПб.: Левша, 2016. — 1008 с.

Память

  • На занятиях с А. Малаевым-Бабелем.
    Существенное значение для популяризации методов и принципов Школы Демидова имели лекции, тренинги и мастер-классы А. А. Малаева-Бабеля, которые он проводил в России, начиная с 2013 года[17].
  • С 2015 года функционирует Московская Школа Демидова (курирует её деятельность А. А. Малаев-Бабель).
  • В июне 2016 года в Санкт-Петербурге прошёл научно-практический семинар «Демидовские встречи», который собрал многих, кому небезразличны проблемы современной театральной педагогики. Постоянно возрастающий интерес к творческому и научному наследию Демидова подтверждает необходимость проведения семинара ежегодно с целью обмена практическими достижениями и новыми педагогическими подходами, «вектор которых ведёт к синтезирующим подходам Станиславского тридцатых годов и к новому, целостному пониманию актёрского искусства»[26].
  • С 2017 года в России проводится Международная Летняя Школа Демидова[27].

Примечания

  1. Богданова Л. А. Н. В. Демидов о психофизиологических особенностях актёрского мастерства.
  2. 2,0 2,1 Демидов Н. В. Творческое наследие Т. 4. Теория и психология творчества актёра. — С. 311—313.
  3. 3,0 3,1 3,2 Олег Окулевич. Голос сердца – со сцены и из-за кулис (Из архива актёра) / Составитель М. Ласкина. — СПб.: Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2016. — С. 71. — 1008 с. — ISBN 978-5-93356-170-5.
  4. Богданова Л. А. Школа актёрской индивидуальности Николая Васильевича Демидова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : Журнал.
  5. 5,0 5,1 5,2 Иванова А. А. Актёрский тренинг. Демидовский подход.. — Москва: Издательство ГИТИС, 2022. — С. 15. — 138 с. — ISBN 978-5-91328-337-5.
  6. 6,0 6,1 Демидов Н. В. Творческое наследие Т. 4. Теория и психология творчества актёра.
  7. Богданова Л. А. Школа актёрской индивидуальности Николая Васильевича Демидова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : журнал.
  8. Богданова Л. А. Школа актёрской индивидуальности Николая Васильевича Демидова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2014.
  9. Иванова А. А. Актёрский тренинг. Демидовский подход.. — Москва: Издательство ГИТИС, 2022. — С. 9. — 138 с. — ISBN 978-5-91328-337-5.
  10. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Собр. соч.: В 8 томах. Т.2. — М.: Искусство, 1954. — С. 166. — 511 с.
  11. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Собр. соч.: В 8 томах. Т. 2. — М.: Искусство, 1954. — С. 8. — 511 с.
  12. 12,0 12,1 Демидов Н. В. Творческое наследие Т. 4. Теория и психология творчества актёра. — С. 466.
  13. 13,0 13,1 13,2 Шульга Л. В. Педагогические принципы Н. В. Демидова. По материалам практических занятий в студиях московского художественного театра (1921-1925 гг.). // Вопросы театра. — 2017. — С. 202.
  14. Демидов Н. В. Творческое наследие Т. 4. Теория и психология творчества актёра. — С. 309—310.
  15. 15,0 15,1 15,2 Богданова Л. А. Школа актёрского мастерства Николая Васильевича Демидова. Демидовские этюды. // Театр. Живопись. Кино. Музыка. : Журнал.
  16. 16,0 16,1 Богданова Л. А. Демидовские этюды как метод воспитания актёра-творца. — СПб.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения, 2016.
  17. 17,0 17,1 Малаев-Бабель А. А. В театральной школе Николая Демидова. — Москва: ГИТИС, 2018. — С. 86. — 446 с.
  18. 18,0 18,1 Демидов Н. В. Творческое наследие. — СПб.: Гиперион, 2004. — С. 15. — 416 с.
  19. 19,0 19,1 Найдакова В. Ц. О Н. В. Демидове: (Вслед за материалами в СМИ) // ПТЖ. — 2000. — № 21. — С. 54—55.
  20. Борис Ливанов. Кино-Театр. Ру. Дата обращения: 2023.04.28.
  21. Сергей Блинников. Кино-Театр. Ру.. Дата обращения: 2023.04.28.
  22. Найдакова Валентина Цыреновна // Биография. Ру. Биографическая энциклопедия.
  23. Михаил Яншин. Кино-Театр. Ру. Дата обращения: 2023.04.28.
  24. Демидов Н. В. Творческое наследие. — СПб., 2004. — 557 с.
  25. Демидов Н. В. Творческое наследие. — СПб.: Нестор - История, 2007. — 476 с.
  26. Черкасский С. Д. Мастерство актёра: Станиславский - Болеславский - Страсберг: История. Теория. Практика. — СПб.: РГИСИ, 2016. — 816 с.
  27. Международная школа Н. В. Демидова. Фонд президентских грантов. Дата обращения: 2023.04.28.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!