Дексбах, Михаил Сергеевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Михаил Сергеевич Дексбах
Портрет
Дата рождения 2 февраля 1937(1937-02-02)
Место рождения Кировск, СССР
Дата смерти 7 октября 2006(2006-10-07) (69 лет)
Место смерти Москва, Россия
Принадлежность  СССР
Годы службы 1954—1990
Звание Капитан ВВС СССР
Награды и премии

Михаи́л Серге́евич Дексбах (2 февраля 1937, Кировск, Мурманский округ, Ленинградская область, РСФСР, СССР — 7 октября 2006, Москва, Российская Федерация) — советский лётчик-испытатель, капитан, Герой Советского Союза[1].

Биография

Михаил Сергеевич Дексбах родился 2 февраля 1937 года в городе Кировск Мурманского округа Ленинградской области (с 28 мая 1938 в составе Мурманской области). Детство и юношеские годы Михаил провёл в Москве. В 1954 году успешно окончил 10 классов в московской средней школе. Занимался в городском аэроклубе[1].

В ноябре 1954 года призван на срочную службу в ряды Советской Армии. В декабре 1955 года окончил Уральскую 15-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в ноябре 1956 года — Армавирское военное училище лётчиков. Служил в боевых частях Военно-воздушных сил Закавказского и Московского военных округов, неоднократно участвовал в полётах на показательных выступлениях[1].

Летом 1963 года произошёл опасный инцидент: при выполнении групповых манёвров самолёт Михаила Дексбаха столкнулся в воздухе с другим воздушным судном. Лётчики катапультировались с минимальной высоты в пределах 150 метров[1].

С июля 1964 года капитан Дексбах переведён в запас. В период с 1964 года по 1965 год трудился механиком по тестированию авиационных двигателей на предприятии в посёлке Кубинка Московской области[1].

В 1967 году завершил обучение в Школе лётчиков-испытателей. С ноября 1967 по декабрь 1990 года работал в Опытно-конструкторском бюро имени А. С. Яковлева, проводил испытания опытных образцов летательных аппаратов. Выполнил масштабные тестирования в области вертикального взлёта и посадки самолёта Як-38 с авианосца. 18 ноября 1972 года Михаил Дексбах первым осуществил на территории страны посадочный манёвр Як-38 на палубу противолодочного крейсера «Москва», а спустя четыре дня — взлётное испытание с корабля[1][2].

В период с 1973 года по 1974 год осуществил поднятие в воздух и проведение тестов на учебно-тренировочном Як-38У и первом серийном экземпляре Як-38, произведенном Саратовским авиационным заводом. Участвовал в испытаниях боевой машины Як-28, пассажирских моделей Як-18Т, ЯК-40, ЯК-42, спортивно-пилотажного самолёта Як-18ПС и других типов воздушных судов. 27 декабря 1979 года успешно катапультировался из поврежденного учебно-испытательного самолёта Як-38У[1].

Михаил Дексбах организовал методическую программу, благодаря которой лётчики морской авиации успешно освоили навыки управления самолётами вертикального взлёта и посадки. За исключительные достижения в испытаниях новой авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1981 года Михаил Сергеевич Дексбах удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина[1][3].

Скончался в Москве 7 октября 2006 года. Похоронен на Троекуровском кладбище[1].

Награды и звания

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Дексбах Михаил Сергеевич. Международный патриотический интернет — проект «Герои страны». Дата обращения: 18 февраля 2025.
  2. «Рождение палубной авиации»: как разрабатывались самолеты вертикального взлета и посадки. Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)». Дата обращения: 18 февраля 2025.
  3. Дексбах Михаил Сергеевич. www.lexikon.ru. Дата обращения: 18 февраля 2025.