Дворец культуры комбината (Норильск)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Учреждение культуры
Дворец культуры
Дворец культуры комбината
Дворец культуры Норильск.jpg
Страна  Россия
Город Coat of Arms of Norilsk (Krasnoyarsk kray).png Норильск
Местоположение Ленинский проспект, 9
Автор проекта Миненко, Лидия Владимировна
Строительство 1952 год1965 год
Состояние закрыт на ремонт

Дворец культуры комбината — ведомственное учреждение культуры, принадлежащее ПАО ГМК «Норильский никель»; памятник градостроительства и архитектуры регионального значения (Приказ № 345 от 24.12.1986[1]); объект культурного наследия регионального значения (Приказ № 560 от 05.09.2016[2]); входит в состав ансамбля застройки центра города и является частью архитектурного комплекса Комсомольской площади. Дата открытия — 23 июня 1965 года.

История

О необходимости строительства культурного центра в разрастающемся Норильске заговорили после войны. Промышленному городу нужно было заведение досугово-просветительского формата, где расположились бы большой зрительный зал, профессиональная сцена, творческие клубы для рабочих и их детей. По одному из первых генеральных планов города от 1947 года, на Гвардейской площади собирались построить клуб горняков — огромное культурное сооружение с театральным залом на 800 мест, двумя малыми залами, библиотекой и помещениями для занятий в клубных объединениях. Но позже функциональность площади была изменена и от идеи отказались[3]. Потом был проект клуба с залом на 750 мест от 1949 года, но на него не нашлось денег — в приоритете было жилищное и промышленное строительство. Наконец, в 1950 году был разработан генплан города, утверждённый на уровне МВД СССР. На схеме значилось учреждение культуры, расположенное на Комсомольской площади.

1952—1965 годы

Строительство ДКК, начало 1960-х годов

Первый чертёж здания появился в 1952 году. Но к реализации задумки долго не могли приступить. Сначала смерть Иосифа Сталина привела к смещению приоритетов в строительной отрасли. Потом в структуре местной власти появилась должность главного архитектора при администрации города. Витольд Непокойчицкий — разработчик генплана Норильска от комбината и один из авторов первого проекта Дворца культуры — перестал быть монополистом в области местного градостроения. В архитектурном сообществе Норильска началась борьба за право стать автором знакового проекта. Победила в ней Лидия Миненко, которая на тот момент уже была известна как один из соавторов облика архитектурных ансамблей главных площадей города — Гвардейской и Октябрьской[4].

Проект Дворца культуры неоднократно менялся. В итоге от изначальной задумки практически ничего не осталось. В пятиэтажном здании площадью четыре тысячи квадратных метров была продумана система вестибюлей и гардеробных, которая охватывала парадную группу и клубную входную часть с противоположной стороны. Внутри разместились зрительный зал на 800 мест, лекционные и выставочные площадки, изостудия, танцевальные, вокальные и другие творческие классы. На убранстве помещений не экономили: мраморные лестницы, подвесные потолки, паркетные и мозаичные полы — всё на уровне мировых стандартов того времени. Для декоративной отделки общественных пространств были приглашены ленинградские художники. Они выполнили роспись тканей и деталей для залов, буфета, оформления Синего и Жёлтого фойе[5].

Главный зал Дворца культуры был оснащён по последнему слову техники: сцена с поворотным кругом и оркестровой ямой, огнестойкий занавес, современная аппаратура. Но к моменту ввода в эксплуатацию обнаружилась проблема с акустикой. Долгое время не удавалось найти оптимальное решение в отделке потолка и стен — звук резонировал, слышимость была плохой. После консультации с акустиками, было принято решение использовать дерево анатолийского лимонника. Руководство комбината закупило дорогостоящий материал. Его укрепили на стенах в форме гармошки, а потолок дополнили подвесным «парусом» из штукатурки. Эхо в зале исчезло[4].

1965—2005 годы

Дворец культуры открылся 23 июня 1965 года — к 30-летию комбината. Первым праздничным мероприятием в его стенах стало торжественное заседание по случаю награждения работников комбината правительственными наградами за трудовые успехи. Состоялся и первый концерт — Иркутский симфонический оркестр, приехавший в город с гастролями, исполнил «Праздничную увертюру» Дмитрия Шостаковича. Анатолийский лимон прошёл испытание музыкой и подтвердил свои высокие акустические свойства[6].

Дворец культуры стал центром культурной жизни Норильска. Он объединил под своей крышей десятки клубов по интересам и творческих коллективов. Дети и взрослые записывались в вокальные и хореографические ансамбли. Здесь были даже свои цирковая студия, народный театр музыкальной комедии и эстрадно-симфонический оркестр. На главной культурной площадке города проходили профессиональные и календарные праздники, производственные юбилеи и торжественные мероприятия. Сотрудники ДК организовывали игровые программы и танцевальные вечера, конкурсы и турниры. Творческие агитбригады выезжали с концертными программами на предприятия комбината.

Фрагмент творческого номера «Новосёлы» концертной программы «Всё начинается с любви», 2013 год

2005—2021 годы

В 2005 году культурно-досуговый конвейер, не знавший передышки 40 лет, остановился. Причиной стало аварийное состояние главной сцены. На её ремонт должно было уйти полтора-два года, но в итоге работы растянулись почти на десять лет. Одной сценой решили не ограничиваться. Дворец культуры подвергся полной реконструкции — от подполья до кровли. Ремонтные работы шли поэтапно, что позволило сотрудникам не останавливать работу, периодически переезжая из одной части ДК в другую. Творческие коллективы продолжали заниматься в залах, где не велись работы, а крупные праздничные формы проводили на других культурных площадках города.

Дворец культуры вновь открылся в июле 2013 года. За время ремонта полностью обновили фасад, входную группу, холлы, заменили перекрытия и электропроводку, установили современную систему пожарной безопасности. Усовершенствовали схему рассадки, поставили новые кресла, заменили аппаратуру и механику сцены. Для улучшения акустики в зрительном зале, были приглашены инженеры специализированной фирмы из Кирова, которые заново смонтировали стеновые панели по специальной схеме. На смену традиционному сценическому заднику пришёл современный светодиодный экран. Первыми праздничными мероприятиями обновлённого Дворца культуры стали торжественная церемония награждения сотрудников компании «Норильский никель» и театрализованный концерт к юбилею города и Дню металлурга «Всё начинается с любви…»[7].

Дворец культуры снова встал в авангарде культурной жизни Норильска. Сотни талантливых сотрудников «Норильского никеля» и их детей занимались в творческих коллективах вокалом, современной и классической хореографией, участвовали в массовых праздниках, театрализованных представлениях и мероприятиях малой формы.

2021—2023 годы

В 2021 году Дворец культуры вновь оказался закрыт. В этот раз на внеплановый ремонт. Проявились неблагоприятные геологические условия территории. Произошло растепление вечномёрзлого грунта, на который опирается часть здания. Строение «поплыло» и стало аварийно-опасным. Сотрудники были вынуждены его покинуть. Но работа творческого коллектива не остановилась. Для специалистов арендовали другое помещение. Руководители самодеятельных групп перенесли занятия на новые площадки. Праздничные мероприятия Дворца культуры снова стали выездными.

Ремонт во Дворце культуры ведётся уже два года. За это время пройден период исследований грунта и разработки способов его заморозки, подходит к завершению процесс стабилизации здания. Дворец снова твёрдо стоит на своих «свайных ногах». Уже готов эскизный проект обновленного здания, который разработала приглашённая команда московских архитекторов и проектировщиков. Впереди — этап возрождения Дворца культуры. После завершения ремонтных работ он получит новый облик и содержание, превратившись в конгресс-холл, оборудованный трансформирующимися площадками и современными технологиями.

Архитектура

Первый план Дворца культуры образца 1952 года разработали ленинградские архитекторы, приехавшие в Норильск в 1939 году, — Витольд Непокойчицкий и его жена Лидия Миненко. К тому моменту у них уже был совместный опыт строительства общественно значимых сооружений — в 1942 году они сдали в эксплуатацию Дом инженерно-технических работников (ДИТР)[8].

В связи с трудностью разработки индивидуального проекта на стадии рабочих чертежей в условиях крайне сжатых сроков и при остром недостатке в исполнителях было решено использовать проект аналогичного Дома культуры, осуществленный строительством в Нижнем Тагиле.В. Непокойчицкий (автор генерального плана Норильска)

Был ещё один проект Дворца культуры, который разработала Лариса Назарова — первый главный архитектор Нориль­ска. Её проект прошёл все инстанции от Красноярска до Москвы, и везде был одобрен. Но воплотиться в жизнь ему не было суждено. В итоге автором реализованного проекта Дворца Культуры стала Лидия Миненко.

Когда вернул­ся из отпуска Витольд Станиславович Непокойчицкий, он, не сказав ни слова, поехал в Москву и оттуда прислал отказ в утверждении. Все архитекторы рассказывали, что Непокойчицкий не пропускает самостоятельных авто­ров: все должно идти только из его рук.Л. Назарова (первый главный архитектор Норильска)

Проект неоднократно менялся. Сначала его приводили в соответствие геологическим условиям. Месторасположение будущей строительной площадки оказалось специфичным. Одной частью будущее здание оказалось на надёжном скальном основании, а другой — на территории засыпанного карстового озера и вечномёрзлых грунтов. В новом проекте архитекторы предложили разместить более тяжёлую половину здания со сценической коробкой и складом декораций на скальной части, а на свайном основании, установленном в вечномёрзлом грунте, разместить более лёгкую вестибюльную группу и фойе. Такая вынужденная мера привела к тому, что парадный вход Дворца культуры оказался отдалён от проспекта, образовав асимметрию в архитектурном ансамбле площади[9].

Основной недостаток проекта, который так и не удалось преодолеть, заключался в недостаточной ширине корпуса, вследствие чего здание Дворца культуры несколько теряется среди окружающей его многоэтажной застройкиВ. Непокойчицкий (автор генерального плана Норильска)

Строительство ДКК, начало 1960-х годов

Проект приняли и в 1958 году по нему начались предварительные работы. Вырыли котлован, но уткнулись в бюрократические проволочки. Строительство Дворца культуры снова встало. Когда вопросы были решены и можно было продолжать, оказалось, что проект опять устарел. До Норильска дошло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и теперь нужно было избавляться от «помпезности и украшательства». Проект пришлось упрощать.

Строительство продолжили в 1960 году. Правильнее сказать, начали заново, потому что кроме пришедшего в негодность котлована на площадке ничего не было. Официально, задержку объяснили сложными геологическими условиями — строить здание на разнохарактерных грунтах запрещалось нормами того времени. Проблема требовала принятия сложного инженерного решения. И оно было найдено. В основу идеи был положен метод свайного фундирования, уже признанный и широко применяющийся в Норильске[4].

Не смотря на сложности, связанные с местом расположения стройплощадки и бюрократические проволочки, Дворец культуры стал украшением города и его достопримечательностью. В обход постановления об устранении излишеств, архитекторам удалось сохранить некоторые необычные детали. Например, шестиугольные окна на боковых фасадах здания.

В пластическое решение Дворца культуры включены архитектурные детали, перекликающиеся со сталинками, нацеленные на то, чтобы здание органично вписывалось в общий ансамбль.М. Журавлёв (главный архитектор Норильска с 1994 по 1998 годы)

Так, надстройка по периметру крыши выполнена в одном стиле с аналогичными элементами соседних домов, а рёбра жёсткости на фасаде композиционно связывают его с кинотеатром им. В. И. Ленина (нынешний Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»)[10].

Здание Дворца культуры стало последним авторским архитектурным проектом города и финальной точкой в создании композиции Комсомольской площади.

Примечания

  1. Исполнительный комитет Красноярского краевого совета народных депутатов. Приказ «О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации. Дата обращения: 31 мая 2023.
  2. Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края. Приказ «Об определении состава объекта культурного наследия, включенного в реестр». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Дата обращения: 31 мая 2023.
  3. Лариса Федишина. И всё сбылось и не сбылось // «Заполярный вестник» : газета. — 2015. — 12 марта.
  4. 4,0 4,1 4,2 Стрючков С. А. История домов и людей. Восстановленные факты истории архитектуры и гражданского строительства Норильска. — Норильск: Апекс, 2017. — С. 207. — 560 с.
  5. Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Дворец культуры комбината. Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации. Дата обращения: 1 июня 2023.
  6. Пошла руда! // «Заполярная правда» : газета. — 2018. — 15 июня.
  7. Денис Кожевников. Дворец останется дворцом // «Заполярный вестник» : газета. — 2012. — 24 июня.
  8. Светлана Самохина. В 1940-х здания Норильска начали украшать лепниной и барельефами // «Таймырский телеграф» : сетевое издание. — 2021. — 1 июня.
  9. Стрючков С. А. Норильск. Исторический центр. — Норильск: Апекс, 2021. — С. 24. — 48 с.
  10. Светлана Гунина. Ленинский проспект: Комсомольская площадь // «Заполярная правда» : газета. — 2012. — 16 февраля.

Ссылки