Гончарное дело
Гонча́рное дело (гонча́рство) - древнейшее ремесло, которое изначально служило для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. Сейчас гончарство - новый способ занять своё свободное время. Издревле это было способом заработка, но сейчас гончарное искусство раскрывает себя с другой стороны[1].
История гончарного дела
С гончарным ремеслом люди знакомы давно. Всё начиналось с обогрева глины на ярком солнце, потом кто-то решил, обжечь глину на огне. Гончарное дело зародилось в Восточной Азии. Позднее оно распространилось на Ближний Восток и в бассейн Средиземного моря в период неолита. Народы Азии возделывали посуду и различные сосуды не только из глины, но и из фарфора.
В изделиях гончарного производства каждого народа можно до некоторой степени видеть уровень его промышленного развития. Например, народы некоторых племён Центральной Африки ещё в начале XX века изготовляли горшки от руки, суша их на солнце, затем обкладывая их внутри и снаружи соломой и осуществляя обжиг, поджигая солому.
Расцвет гончарного дела произошел между XIII и XV столетиями в Италии. Преуспевшим в данной области был мастер под именем Лука делла Роббиа[2]. Его изобретения и произведения искусства обрели мировую славу. Рассвет гончарства произошёл и во Франции, только уже после того, как в Италии произошёл его упадок. Мастера гончарного дела начали активно создавать гончарные печи[3]. Также об этой технике узнали и в других странах на других континентах — Голландия и Германия (изобретали только архитектурные украшения), Англия (в конце XIX века достигло высшей степени своего развития), Россия (гончарное производство развилось в средние века и использовалось в церковной архитектуре для улучшения звука во время богослужения).
Гончарное дело нашло своё применение достаточно быстро. Из глины производили предметы архитектуры, украшения, разнообразную посуду и домашнюю утварь.
Виды керамических изделий
Глина — это масса с определённым процентом содержания песка и других материалов. Профессиональные мастера начали экспериментировать с составами рабочего материала, из-за чего появилось несколько видов гончарных изделий:
Пористые
- Фаянс обыкновенный. После обжига покрывается оловянной глазурью.
- Изделия из обыкновенной и огне постоянной глины: кирпич, черепица.
- Терракота (обожжённая искусственная каменная масса) состоящая из очищенной глины и перетёртых осколков готовых изделий, без глазури.
Плотные
- Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы; они бывают ординарными и нежными.
- Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, жёлтоватого цвета, без глазури.
- Мягкий фарфор. Глазурь состоит из мела, кремнезёма, буры и окиси свинца, легче плавится, чем сама фарфоровая масса.
- Kappapa — средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета[4].
Материал
Керамика — это глина, которая прошла стадию обжига. Керамика создаётся благодаря неорганическим материалам (глина, фарфор) и процессу обжига материала. Существует множество методов обжига гончарных изделий, но самый популярный — это обжиг в печи[5]. Величина максимальной температуры и длительность процесса обжига оказывают влияние на качественные характеристики полученной керамики. Максимальную температуру в печи зачастую поддерживали постоянной в течение определённого периода времени, с целью придания конечной продукции «производственной зрелости», которая необходима материалу, составляющему основу изделия.
Роспись изделий
Некоторые составы глины, фарфора, во время обжига покрываются естественной глазурью. Она выполняет функцию защиты от лишней влаги. Но не у всех материалов естественным образом выделяется эта глазурь.
Большинство гончарной посуды после обжига приводят в приличный вид. Мастера расписывают керамическую посуду разными красками[6]. Создают на предметах национальные рисунки.
Современные технологии
Технология гончарного производства включает три главных класса производств:
- Изготовление строительных кирпичей.
- Производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (огнеупорные кирпичи, реторты, кафели, трубы и тому подобное).
- Изготовление фаянсовых и фарфоровых изделий как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки[7].
Гончарное дело в современном мире
Гончарное дело быстро обрело рассвет в прошлом, в первую очередь служило обязательным предметом на кухне, в архитектуре, в церковной службе, но сейчас в эпоху современных технологий, ручная работа глиняных изделий имеет любительский характер и является распространённым хобби.
На данный момент гончарство занимает популярное место в топе идей для свиданий, совместного время препровождения с родными и близкими. Сцены создания гончарного искусства очень романтизированы в современном кинематографе. Нынешние режиссёры чаще всего изображают этап возделывания глиняной посуды на гончарном круге.
Глиняная масса имеет расслабляющую структуру, которая обволакивает руки во время работы с ней, но после обжига глина становится твёрдой, как камень.
Гончарское мастерство отлично развивает мелкую моторику, помогает детям с особыми заболеваниями держать себя в тонусе. Весь процесс проходит в формате игры, дети знакомятся со свойствами глины. Также глина позволяет развивать фантазию, учится развивать композицию изделия. Именно поэтому современные родители в качестве досуга для детей часто выбирают эту деятельность[8].
Также сейчас глиняные смеси можно приобрести в любом канцелярском магазине для занятия дома самостоятельно. Существует множество видео-уроков, которые учат людей правильной лепить тарелки, блюдца, кружки, пепельницы, вазы и тому подобное.
Примечания
- ↑ Керамика . Энциклопедия. Дата обращения: 2 марта 2019.
- ↑ Скульптор Лука делла Роббиа. Глазурованная терракота. Музей Барджелло, Флоренция. Часть III. . Лив Журнал (22.11.23). Дата обращения: 21 ноября 2024.
- ↑ История гончарного дела . Гончарное дело. Гончарная мастерская (22.08.12).
- ↑ Промыслы по керамике . Комсомольская Правда (15.03.21). Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Виртуозы гончарного дела . Тамбовская жизнь (14.12.10).
- ↑ Кира Промесса. О росписи и декоре керамики, красках, грунтах прочих материалов . Ярмарка Мастеров (17.03.2008).
- ↑ Мария Долгова. КП-Ульяновск: раскрыла тайны гончарного искусства в Ульяновске и нашла уникального педагога-гончара . Комсомольская Правда (13.12.22).
- ↑ Гончарное ремесло: от древности до наших дней . ЭтноМир (13.05.20). Дата обращения: 15 мая 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |