Галецкий, Александр Антонович
Александр Антонович Галецкий | |
---|---|
Основные сведения | |
Страна | Российская империя СССР |
Дата рождения | 1872 год |
Место рождения | Российская империя |
Дата смерти | после 1926 |
Место смерти | СССР |
Работы и достижения | |
Учёба | Московское училище живописи, ваяния и зодчества |
Работа в городах | Москва, Иваново, Орехово-Зуево |
Архитектурный стиль |
неоклассицизм, неорусский стиль, модерн |
Подпись |
Алекса́ндр Анто́нович Гале́цкий (1872 — после 1926) — русский и советский архитектор, один из видных мастеров московского модерна.
Биография
Родился в 1872 году.
В 1894 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с серебряными медалями по рисунку и архитектуре. С 1894 по 1898 год учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в мастерской А. Н. Померанцева, которую окончил со званием художника-архитектора и малой серебряной медалью за проект Великокняжеского дворца.
В 1900—1901 годах Александр Галецкий работал помощником архитектора Ф. О. Шехтеля, принимал участие в некоторых его постройках. До 1900 года служил архитектором Донецко-Юрьевских заводов. С 1900 по 1902 годы являлся архитектором Никольской мануфактуры С. Т. Морозова, для которой построил больницу, санаторий и начал возведение зимнего театра.
С 1907 года служил архитектором Строгановского училища. В 1926 году работал в Мосрекламе. Дальнейшая судьба А. А. Галецкого неизвестна.
Проекты
- Участие в проектировании гостиницы «Боярский двор», совместно с Ф. О. Шехтелем (1901—1903, Москва, Старая площадь, 8);
- Особняк и флигель А. И. Дерожинской-Зиминой, совместно с Ф. О. Шехтелем (1901—1904, Москва, Кропоткинский переулок, 13);
- Особняк П. П. Смирнова, совместно с Ф. О. Шехтелем (1901—1905, Москва, Тверской бульвар, 18);
- Городская усадьба Д. Ф. Беляева (1903, Москва, Рюмин переулок, 2/10 — Яузская улица 10/2);
- Участие в перестройке здания театра под размещение МХТ по проекту Ф. О. Шехтеля (1902, Москва, Камергерский переулок, 3)[1];
- Церковь Казанской Иконы Божией Матери (1902, с. Ламишино, Истринский район Московской области);
- Особняк В. В. Правдиной, совместно с А. В. Правдиным (1908, Москва, Садовая-Сухаревская улица, 5)[2];
- Пристройка к музейному корпусу домов Строгановского училища (1908—1909, Москва, Мясницкая улица, 24);
- Зимний театр, при участии Ф. О. Шехтеля (1908—1911, Орехово-Зуево, улица Бугрова, 5), значительно перестроен;
- Усадьба Богданово-Витово (1900-е, Костромской район Костромской области)[3];
- Участие в перестройке Интернационального театра (Бывшего «Парадиз») (1910, Москва, Большая Никитская улица, 19/13);
- Усадьба «Товарищества Куваевской мануфактуры» (И. Д. Бурылина) (1913, Иваново, улица Батурина, 13)[4];
- Корпуса фабрика Товарищества Носовых (1914—1915, Москва, Малая Семёновская улица, 5-7).
Орехово-Зуево
В Никольском (прежнее название Орехова-Зуева) по проекту Александра Галецкого и под его руководством был построен комплекс зданий Морозовской больницы в стиле московского модерна (ныне — 1-я городская больница Орехова-Зуева). Большинство ее корпусов было сложено из неоштукатуренного кирпича, штукатурные обрамления окон и дверей выполнены белым цветом. Центр комплекса — протяженная Т-образная в плане постройка, увенчанная четырехгранным стеклянным куполом, завершающимся гребнем из металла, изображающим больничную кровать, и выполненным из пучков треугольных металлических спиралей. Еще два стеклянных купола в форме трехгранной призмы, положенной на боковую грань, располагались по сторонам от центрального.[5]
В этот комплекс также входили: родильный приют, два трёх- и четырёхэтажных дома для жилья врачей и фельдшеров, кухня, прачечная (все здания каменные), а также деревянные здания лаборатории, инфекционного отделения, здание для карет скорой помощи и другие. Все это было выстроено в едином архитектурном ансамбле. Здесь же была сооружена больничная часовня (ныне — храм блаженной Ксении Петербуржской).[5]
Еще одно творение А. А. Галецкого в Никольском — Зимний театр — памятник культуры и архитектуры регионального значения. Театр выложен из красного кирпича, а окна и двери отделаны штукатуркой и были окрашены в белый цвет, также как у больницы. Расположение больничного комплекса и театра по соседству может говорить о том, что в данном районе местечка планировалось возведение целого комплекса социальных зданий в едином стиле. Театр выстроен в стиле рационального модерна, имеет двухэтажный трехчастный симметричный фасад.[5]
Предположительно, Александр Антонович мог являться и архитектором Электростанции товарищества, исходя из того, что построена она в 1901—1904 годах. Из архивных материалов известно, что он же проектировал в 1903 году Санаторий близ станции Усад и Среднетехническое училище (место предполагаемого строительства неизвестно), проекты которых лично утвердил Савва Тимофеевич Морозов.[5]
Литература
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
- Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 69. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
Примечания
- ↑ Социальная политика Морозовых: Никольская мануфактура (середина XIX — начало XX веков) . hist.msu.ru. Дата обращения: 20 августа 2024.
- ↑ Особняк В. В. Правдиной
- ↑ Усадьба Богданово-Витово . hist-usadba.narod.ru. Дата обращения: 20 августа 2024.
- ↑ Иваново
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Архитекторы старого города . bogorodsk-noginsk.ru. Дата обращения: 20 августа 2024.
Ссылки
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1872 году
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Архитекторы по алфавиту
- Архитекторы Москвы
- Выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества
- Архитекторы модерна
- Архитекторы Российской империи
- Архитекторы Иванова
- Архитекторы Орехово-Зуева
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN