Выборгский трамвай

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Первый трамвай города

Вы́боргский трамва́й — система трамвайного движения в городе Выборге. Действовала с 28 сентября 1912 по 1 апреля 1957 года[1]. Выборг (фин. Viipuri) за этот период успел побывать в составе трёх государственных образований. В 1912 году, при появлении трамвая, Выборг, основанный шведами в XIII веке, находился в составе Великого княжества Финляндского в составе Российской империи. В 1917 году, после провозглашения независимости, стал городом в составе независимой Финляндии. В 1940 году по итогами Советско-финской войны стал советским городом. В 1941 году финны заняли город в результате военных действий против СССР, которые Финляндия осуществляла в коалиции с фашисткой Германией. Советские войска заняли город только летом 1944 года. Выборг вновь стал советским.

История Выборгского трамвая

В период с 1912 по 1917 годы

Трамвайное движение

Трамвайное движение в Выборге было открыто осенью 1912 года. Выборг стал третьим городом в Великом княжестве Финляндском (ВКФ), где было запущен трамвай после Турку1908 году) и Хельсинки1900 году)[2]. На тот момент город именовался по-фински — Виипури (Viipuri). В 1912 году были запущены три линии: первая (красная линия) — 28 сентября; вторая (зеленая линия) — 13 октября, третья (синяя линия) — 5 декабря[3].

Период с 1917 по 1944 годы

На фоне революционных событий в Российской империи в декабре 1917 года Финляндия провозгласила свою независимость. В 1918 году в Финляндии] развернулась гражданская война, в которой победили силы белых[1].

В мирный период 19201930-х годов поэтапно открывались новые участки трамвайного движения: в ноябре 1922 года, в сентябре 1926 года, октябре 1937 года[3]. В 1937 году согласно статистике за год было перевезено более 5 млн пассажиров[1].

Трамвайное движение

В период Советско-финской войны 1939-1940 годов трамвайной движение прекращало свою работу. 23 декабря 1939 года трамвай встал в связи с боевыми действиями[1]. В марте 1940 был подписан Московский мирный договор[3].

В недолгий мирный период между Советско-финской войной (1939—1940) и Великой Отечественной войной (1941-1945) Выборг, на тот момент все ещё Виипури, стал советским городом. Трамвайное движение было восстановлено в августе 1940 года. В восстановлении трамвая активное участие принимало Ленинградское трамвайно-троллейбусное управление[3].

26 июня 1941 года, через четыре дня после нападения немецко-фашистских захватчиков на СССР, Финляндия начала военные действия против СССР, вступив в коалицию с Германией. 29 августа 1941 года финны заняли Выборг. 5 мая 1943 года в городе снова было восстановлено трамвайное движение финнами. Оно вновь остановилось 15 июня 1944 года в связи с наступлением советских войск[2].

Период с 1944 по 1957 годы

20 июня 1944 года Выборг был взят советскими войсками в результате Выборгской наступательной операции (1944 года). Финляндия вышла из войны[3]. Были проведены обширные восстановительные работы и в сентябре 1946 года трамвайное движение в советском Выборге было запущено[3]. 30 марта 1957 года Управлением Выборгского трамвая был издан приказ о прекращении трамвайного движения[3].

Интересные факты

Вагоны Выборгского трамвая за период с 1939 по 1946 годы несколько раз поменяли свой цвет. После окончания Советско-финской войны в 1940 году желтые вагоны перекрасили в красный цвет, а когда в 1941 году финны вновь заняли город, вагоны перекрасили в зелёный[2]. После окончания ВОВ выборгские трамваи вновь сменили цвет. В первые годы трамвайные билеты были из бумаги, а с 1920 года были введены в обращение латунные жетоны, которые спустя шестнадцать лет вновь сменились на бумажные билеты[2]. Ширина рельс Выборгского трамвая — 1000 мм. После закрытия трамвайного движения в Выборге трамвайные вагоны были переданы Калининграду и Пятигорску, где ширина рельс такая же[1].

Память

Vyborg TramMonument 006 9217.jpg

В память о выборгском трамвае в августе 2018 года в сквере около Театральной площади был установлен Трамвай-памятник. В связи с этим сквер получил название — Трамвайный. Памятник представляет собой воссозданный трамвайный вагон, установленный на исторические рельсы из бывшего трамвайного депо Выборга. В вагоне размещается кофейня, около трамвая установлены две бронзовые скульптуры: статуя вагоновожатого и статуя мальчика-безбилетника[4].

Литература

  • Рикхеден П.,. Выборгкий трамвай: в память о финско-шведско-советском трамвае в городе Выборге. 1912-1957 годы. — Санкт-Петербург - Выборг: Инкери, 2019. — 176 с.
  • Hakala-Ranko, Ilmo. Viipurissa-Viipurista-Vippuriin: Viipurin vaikusaiueen julkisen liikenteen historiaa Ruotsin vallan ajalta kesaan 1944. — Soumen Linja-autohistoriallinen Seura ry, 2010. — 199 с.
  • Большакова Г. И. Встреча с Выборгским трамваем (1912-1957гг.). — Санкт-Петербург, 2006.

Ссылки

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Рикхеден П. Выборгский трамвай: в память о финско-шведско-советском трамвае в городе Выборге. 1912-1957годы. — Санкт-Петербург: Инкери, 2018. — С. 46—47.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Hakala-Ranko, Ilmo. Viipurissa-Viipurista-Vippuriin: Viipurin vaikusaiueen julkisen liikenteen historiaa Ruotsin vallan ajalta kesaan 1944. — Soumen Linja-autohistoriallinen Seura ry, 2010. — С. 186. — 199 с.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Большакова Г. И. Встреча с выборгским трамваем. — Санкт-Петербург, 2006. — С. 18. — 28 с.
  4. Рябочкина Елизавета. В Выборге состоялось торжественное открытие памятника выборгскому трамваю (3 августа 2018). Дата обращения: 25 февраля 2025.