Всероссийская школьная летопись
Всероссийская школьная летопись — проект для всех образовательных организаций и детских сообществ, создающий экосистему поддержки литературного творчества среди детей и подростков в России через создание ребятами коллективной книги при содействии наставника[1].
История создания проекта
В 2017 году в двух тысячах российских школ был запущен проект «Всероссийская школьная летопись» (ВШЛ)[2], основной задачей которого стало объединение классов, детских сообществ общим делом — созданием книги. Авторы проекта: Сергей Макаренков, заслуженный работник культуры РФ, член Правления Российского книжного союза, генеральный директор Издательской группы «РИПОЛ классик»[3], президент АНО Центр культурных инициатив «Ликей»[4]; Марина Смирнова, общественный деятель, новатор, филолог, литературовед, продюсер, президент Фонда «Живая классика»[5], организатор и создатель Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» и конкурса «Культурный след», один из учредителей проекта «Всероссийская школьная летопись».
Проект направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов, содействует реализации требований ФГОС общего образования, программ национального проекта «Образование».
Авторский коллектив, команда проекта стремится к развитию ребёнка как вдумчивого читателя, вводит его в cферу нравственных и эстетических ценностей. Тем самым обеспечивается духовное развитие молодого поколения России, что является условием устойчивого развития и безопасности общества и государства.
Вместе с ребятами и педагогами-наставниками проект ВШЛ сохраняет истории детства, коллектива, организации и создаёт портрет современного поколения.
Книга — уникальный предмет, объединяющий полезный процесс и значимый результат. Для коллектива процесс создания книги — это объединение разных точек зрения и творчества, опыт проектной работы, профориентации, командообразования и интересное времяпрепровождение наставника с ребятами.
Итог общей работы — КНИГА класса, группы детского сада, друзей, студентов, театральной студии, школы, лагеря, библиотеки, музея, спортивного клуба. Осязаемый результат проектной работы — история, которой можно поделиться, сохранить на долгую память.
Все книги в электронном виде передаются на вечное хранение в Российскую Книжную Палату и размещаются в электронной библиотеке ВШЛ[6] на сайте[7]
Участники
С 2017 года участие в создании книги приняли коллективы 86 регионов России, а также Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Приднестровской Молдавской Республики, Школ при Посольстве России в Эфиопии и Тунисе, более 6,5 тыс. обучающих организаций (школ, кружков, детских оздоровительных центров и пр.), более 826 тысяч участников.[8]
Достижения
В разные годы (2017, 2019, 2020, 2021) при содействии партнерских некоммерческих организаций проект поддерживался Фондом Президентских грантов.[9]
Проект «Всероссийская школьная летопись» стал победителем VII открытого конкурса профессионального мастерства «Ревизор-2018» в номинации «Инновационный книжный проект».
18 — 21 мая 2023 книги ВШЛ впервые представлены на стенде Российского книжного союза в рамках XVIII Санкт-Петербургского международного книжного салона на Дворцовой. Книжный салон посвящён знаковым событиям: 320-летию Петербурга, Году педагога и наставника, а также тому факту, что Санкт-Петербург — культурная столица СНГ 2023. Стенд проекта ВШЛ, организованный при поддержке Российского книжного союза[10], был приурочен к юбилею К. Д. Ушинского и посвящён педагогике наставничества в процессе написания коллективной книги, а также воспитанию любви к Родине. Часть стенда под тематическим названием «Вдохновляя писать о России с любовью» оформлен АНО Центр культурных инициатив «Ликей» в виде выставки книг, созданных творческими коллективами ребят в патриотической тематике.
В 2023 году Всероссийский литературно-художественный конкурс (с международным участием) «Время писать книги 2023», организованный в рамках проекта, вошёл в ТОП-3 по результатам народного голосования, стал финалистом XII открытого конкурса профессионального мастерства «Ревизор-2023» в номинации «Чтение XXI века. Лучшие всероссийские и региональные проекты по продвижению книги и чтения» и награждён специальным дипломом.
В 2023 году «Всероссийская школьная летопись» (АНО ЦКИ «Ликей», президент Сергей Михайлович Макаренков) за организацию и проведение Первого всероссийского чемпионата юных писателей и поэтов — 2023 «О России с любовью» стала лауреатом Национальной премии «Лучшие книги, издательства, проекты — 2023» (Учреждена в 2000 г. Русским биографическим институтом[11] , Российской государственной библиотекой[12], «Литературной газетой», культурно-просветительским центром «Орден».
В соответствии с приказом Минпросвещения России[13] от 01 июня 2023 г. № 415 Первый Всероссийский чемпиона юных писателей и поэтов «О России с любовью» включён в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022—2023 учебный год.
Данные всех победителей и призёров переданы в Государственный информационный ресурс (ГИР)[14] о лицах, проявивших выдающиеся способности.
Перспективы
Проект активно развивается, проводятся ежегодные конкурсы «Время писать книги», «О России с любовью», Чемпионаты, слёты и фестивали юных писателей и поэтов, конференции. Так, 21-22 марта 2024 г. Всероссийский творческий слёт юных писателей и поэтов «Он победил и время, и пространство» (А. Ахматова), посвящённый 225-летней годовщине со дня рождения гениального поэта Александра Сергеевича Пушкина, г. Псков и р.п. Пушкинские горы Псковской области; 14-15 октября 2024 года Всероссийский творческий слёт юных писателей и поэтов «Дышу Лермонтовым…», посвящённый 210 — летию со дня рождения гениального отечественного поэта и писателя М. Ю. Лермонтова с участием в VI Лермонтовской научно-практической конференцией обучающихся (НПК) на базе музея-заповедника «Тарханы»[15], Пензенская область.
Опыт многолетнего сотрудничества ВШЛ с МДЦ «Артек»[16] по созданию книги лагеря распространяется на другие федеральные и региональные лагеря и центры оздоровления детей и подростков.
В проекте с 2024 года развиваются спецпроекты библиотеки: Летопись первичных организаций «Движения Первых»[17], Летопись проекта «Орлята России»[18].
Поддержка
Проект разработан и реализуется АНО Центр культурных инициатив «Ликей» при партнёрстве ООО «Школьная летопись», Издательская Группа «РИПОЛ Классик», Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР)[19], Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания» (ФГБНУ ИИДСВ)[20], Международный Детский Центр «Артек», Союз детских и юношеских писателей[21], Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА)[22], ГБУК г. Москвы «ЦГДБ им. А. П. Гайдара»[23], ГК «Рипол классик», ООО «Школьная летопись», Российская государственная детская библиотека[24], Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Юность»[25], всероссийский литературно-художественный журнал для школьников «Костёр»[26], детский литературный журнал «Вверх тормашками»[27].
Потенциал проекта
· Воспитание любви к родному краю, патриотизма, сохранение исторической памяти молодого поколения.
· Реализация требований ФГОС по проектной работе, развитию функциональной грамотности, метапредметных навыков.
· Возможность рассказать миру о чем-то действительно важном для современных детей.
· Понимание настоящих ценностей учеников и их мотивации.
· Возможность раскрыть в учениках скрытые возможности и таланты.
· Создание творческой и развивающей среды внутри коллектива.
· Опыт организации школьных команд, новые практики работы с учениками.
· Изучение современных технологий по организации проектной работы в команде.
· Формирование представлений о работе авторов и процессе производства книг, проведение профориентационных проб.
· Возможность получить настоящий осязаемый результат своей работы — настоящую книгу.
· Формирование уважительного отношения к книге и труду авторов.
· Создание памятного подарка классу в новом современном формате
· Создание книг, которые станут базой для исследования процессов в системе образования и формирования портрета современного поколения.[28]
Примечания
- ↑ Всероссийская школьная летопись . Всероссийская школьная летопись //school-letopis.ru/about/2. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Всероссийская школьная летопись . Всероссийская школьная летопись//school-letopis.ru/. Дата обращения: 2024-0210.
- ↑ Издательство Рипол Классик(Официальный сайт) . Издательство Рипол Классик //ripol.ru/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ АНО ЦЕНТР КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ "ЛИКЕЙ" . АНО ЦЕНТР КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ "ЛИКЕЙ"//anolikey.ru/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Фонд Живая Классика . Фонд Живая Классика - Фонд Живая Классика //liveclassics.ru/?ysclid=lsg762ta5y765129961. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Библиотека/ВШЛ . Библиотека/ВШЛ//school-letopis.ru/catalog/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ О нас\ВШЛ . Всероссийская школьная летопись //school-letopis.ru/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ О нас/ВШЛ . О нас/ВШЛ //school-letopis.ru/about/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Президентские гранты . Президентские гранты //президентскиегранты.рф/?ysclid=lsg7mjv3he990474394. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Российский книжный союз . Российский книжный союз //bookunion.ru/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Русский биографический институт . Главная-Русский биографический институт//www.whoiswho.ru/?ysclid=lsgdgxhi7p393383005. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Российская государственная библиотека . Российская государственная библиотека//www.rsl.ru/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Минпросвещения России . Минпросвещения России //edu.gov.ru/?ysclid=lsgdv5prh7582014278. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Государственный информационный ресурс об одарённых детях . Государственный информационный ресурс об одарённых детях//талантыроссии.рф/?ysclid=lsgdzvrkjh135538465. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Государственный Лермонтовский заповедник "Тарханы" . Главный - Государственный Лермонтовский заповедник "Тарханы"//tarhany.ru/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ МЦД "Артек" . МЦД "Артек"//artek.org/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ РДДМ"Движение первых" . РДДМ"Движение первых"//будьвдвижении.рф/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Орлята России . Орлята//orlyatarussia.ru/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Ассоциация союзов писателей и издателей России(АСПИР) . Официальный сайт Ассоциации союзов писателей и издателей России(АСПИР) //aspi-russia.ru/?ysclid=lsgegocwly29293886. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Институт изучения детства, семьи и воспитания . Институт изучения детства, семьи и воспитания//институтвоспитания.рф/?ysclid=lsgelnfuvm516190467. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Союз детских и юношеских писателей . Союз детских и юношеских писателей//souzdetlit.ru/?ysclid=lsgeovcy36125064425. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Русская школьная библиотечная ассоциация . Русская школьная библиотечная ассоциация//web.archive.org/web/20200717181054/http://rusla.ru/rsba/.+Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ ГБУК г. Москвы «ЦГДБ им. А.П. Гайдара» . Главная//www.gaidarovka.ru/?ysclid=lsgevfkpyj380228297. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Российская государственная детская библиотека . Российская государственная детская библиотека//rgdb.ru/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Юность» . Главная-журнал "Юность"//unost.org/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Всероссийский литературно-художественный журнал для школьников «Костёр» . Журнал "Костёр":литературно-художественный журнал с многолетней историей//ndbmarshak.ru/news/5219/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Детский журнал "Вверх тормашками" . Детский журнал "Вверх тормашками"//zhurnaliya.company.site/. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Потенциал проекта . О нас/ВШЛ//school-letopis.ru/about/3. Дата обращения: 10 февраля 2024.