Всенощное бдение (Рахманинов)

Материал из «Знание.Вики»
Монета в честь Сергея Рахманинова

Всенощное бдение (Рахманинов) — симфоническая поэма русского композитора Сергея Рахманинова.

Произведение появилось после событий Первой мировой войны, как чувственное, духовное проявление всех накопившихся эмоций и переживаний композитора. Отношение к событиям, которые принесли разным народам страдания, переживания, трагедию и тем самым духовное возрождение.

Впервые исполнено за богослужением 10 (23) марта 1915 года в Колонном зале Благородного собрания Синодальным хором под управлением Николая Данилина.[1].

Быть может, никогда ещё Рахманинов не подходил так близко к народу, его стилю, его душе, как в этом сочинении. А может быть, именно это сочинение говорит о расширении его творческого полёта, о захвате им новых областей духа и, следовательно, о подлинной эволюции его сильного таланта.Флорестан (В. Держановский)

История создания

Ноты «Всенощное бдение»

Мировые события потрясли молодого и талантливого композитора Сергея Рахманинова, а именно Первая мировая война, в которую ввергся весь мир. Волнения за судьбу своей Родины, за страдания, которые приходилось терпеть соотечественникам, послужили мотивом для композитора, который начал изучать истоки русской духовной музыкальной культуры. Вдохновлённый прочтением молитв и писания «Ветхого завета» мастер создал музыкальную композицию «Из Евангелия от Иоанна», а затем задумал своё обращение к церковному обиходу. На протяжении первого года войны под впечатлением от деятельности виднейших просветителей «возрожденческого движения» в церковном пении композитора Александра Кастальского и палеографа, директора Синодального училища Степана Смоленского, читавшего в Московской консерватории курс истории русской церковной музыки, Рахманинов написал Всенощное бдение, завершённое им в начале 1915 года[2].

Исполнение произведения

Первая запись на пластинку исполнения «Всенощного бдения» сделана Александром Свешниковым с Государственным академическим русским хором СССР для советской звукозаписывающей компании «Мелодия» в 1965 году — спустя пятьдесят лет после первого исполнения произведения. В связи с гонениями на церковь и религию в стране Советов эта запись не появилась в продаже, а была сделана только для иностранного рынка и частных коллекций. Запись сама по себе имеет шедевральное значение, так как при исполнении использованы чрезвычайно сильные низкие басы и соло Клары Коркан и Константина Огневого. Запись была продана в Соединённых Штатах в 1973 году на звукозаписывающей компании Melodiya-Angel. В 1974 год по разным источникам информации генеральный менеджер Angel музыкальный продюсер Роберт Э. Майерс нашёл знаменитую запись и заключил договор на поставки в Советский Союз запись этого исполнения[2]. Так произведение пришло в Россию[3].

Хор Санкт-Петербургской консерватории

Исполнители

Год исполнения Дирижёр Хор Солисты Звукозаписывающая компания
1965 Александр Свешников Государственный академический русский хор СССР Клара Коркан(меццо-сопрано)

Константин Огневой (тенор)

Мелодия
1967 Карл Линке Хор Иоганна Дамаскина на Восточной Церковной литургии Мари-Луиза Жиль

Гюнтер Шмитц

Христофор
1978 Георгий Робев Хор Святослава Обретенова Наталья Пенева (альт)

Тодор Григоров-Трес (тенор)

Авангард
1983 Евгений Светланов Хор Святослава Обретенова Русский диск
1984 Кеннет Монтгомери Грут Омроепкур Виль Букель (альт)

Фрэнк Хамелеерс (тенор)

KRO-klassiek
1986 Валерий Полянский Камерный хор Министерства культуры СССР Ирина Архипова (меццо-сопрано)

Виктор Руманцев (тенор)

Юрий Вишняков (basso profundo)

Мелодия/Архив московской студии
1986 Владислав Чернушенко Капелла Санкт-Петербурга Жанна Полевцова (меццо-сопрано)

Сергей Рокозица (тенор)

Chant du Monde/IML
1987 Мстислав Ростропович Общество хоровых искусств Вашингтона Морин Форрестер (меццо-сопрано)

Джин Такер (тенор)

Эрато
1989 Роберт Шоу Певцы Фестиваля имени Роберта Шоу Карл Дент (тенор) Telarc
1990 Мэтью Бест Певцы коридора Джойя Логан (альт)

Джон Боуэн (тенор)

Гиперион
1991 Олег Шепель Камерный хор Воронежского государственного института искусств Елена Нечепоренко (меццо-сопрано)

Александр Злобин (тенор)

Рубен Севостьянов (тенор)

Александр Назаров (бас)

Земной шар
1993 Дэвид Хилл Хор филармонии Сара Фрайер (меццо-сопрано)

Питер Баттерфилд (тенор)

Нимбус
1993 Николай Корнев Камерный хор Санкт-Петербурга Ольга Бородина (альт)

Владимир Мостовой (тенор)

Philips
1994 Робин Гриттон Хор Берлинского радио Татьяна Сотин (альт)

Томас Кобер (тенор)

CPO
1994 Тыну Кальюсте Хор Шведского радио Малена Эрнман (альт)

Пер Бьорслунд (тенор)

Нильс Хогман (тенор)

Девственницы
1994 Георги Робев Болгарский национальный хор Capriccio
1995 Уильям Холл Главный хорал Уильяма Холла Джонатан Мак (тенор)
1997 Алексей Пузаков Хор Толмачей Никольской церкви Татьяна Геранж (альт)

Дмитрий Борисов (тенор)

Николай Соколов (протоиерей)

Богема
1998 Стивен Клеобери Хор Королевского колледжа, Кембридж Маргарет Камерон (альт)

Ричард Этесон (тенор)

Джеймс Гилкрист (тенор)

Ян Лохманн (бас)

EMI
1998 Карен П. Томас Seattle Pro Musica Елена Посредникова (альт)

Стюарт Лютценхайзер (тенор)

Миша Мызников (баритон)

1998 Роджер Макмеррин Киевский симфонический хор Валентина Свитыльник (меццо-сопрано)

Анатолий Главин (тенор)

Музыка Киев
2000 Александр Говоров Соответствие (мужской хор) Дмитрий Попов (тенор)

Владимир Пасюков (бас-профундо)

2000 Евгений Савчук Украинская национальная капелла "Думка" Ольга Борусене (сопрано)

Михаил Тищенко (тенор)

Юрий Коринник (тенор)

Regis/Блестящая классика
2000 Говард Арман Хор Лейпцигского радио Клаудия Зайнер (альт)

Михаил Агафонов (тенор)

Лью Майдаршевский (бас)

Берлинская классика
2000 Торстен Мариегаард Копенгагенский хор-оратория Лотте Ховман (альт)

Поул Эмборг (тенор)

Classico
2001 Ярослав Брыч Хор Пражской филармонии Praga
2003 Дейл Уорленд Певцы Дейла Уорленда Звучание
2004 Эрик-Олоф Седерстрём Хор Финской национальной оперы Раисса Палму (сопрано)

Эрья Вимери (контральто)

Евгений Антони (тенор)

Naxos
2004 Пол Хильер Камерный хор Эстонской филармонии Айрис Оя (альт)

Владимир Миллер (бас)

Мати Тури (тенор)

Тийт Когерман (тенор)

Harmonia Mundi
2004 Найджел Шорт Tenebrae Фрэнсис Джеллард (альт)

Пол Бэдли (тенор)

Сигнум Великобритания
2005 Томас Эдвард Морган Исполнители Ars Nova Адам Финкель (тенор)

Дж.Р. Гумберт (тенор)

Филип Джадж (бас)

Брайан дю Френе (куранты)

Новые художественные записи
2007 Маркус Крид SWR Vokalensemble Stuttgart Hänssler
2008 Виктор Попов Академия хорового искусства, Москва Антонина Тимофеева (меццо-сопрано)

Дмитрий Корчак (тенор)

Денон
2010 Паси Хекки Вокальный ансамбль «Талла» Fuga
2012 Сигвардс Клява Хор Латвийского радио Ундина
2012 Эндрю Кларк Музыкальная коллегия Гарварда Рэдклиффа
2013 Питер Бродбент Веселая компания певцов Лорна Перри (альт)

Эндрю Шепстоун (тенор)

Nimbus Records
2014 Теему Хонканен Ключевой ансамбль Кристина Рауданен (альт)

Матс Лилльханнус (тенор)

Рейно Котавито (bass)

Fuga
2014 Каспарс Пут Хор Нидерландского радио BIS
2015 Чарльз Браффи Хорал Феникса и Хорал Канзас-Сити Фрэнк Флешнер (тенор)

Джулия Скоццафава (меццо-сопрано)

Пол Дэвидсон,

Тоби Вон Кидд,

Брайан Пинколл,

Брайан Тейлор и Джозеф Уорнер (зачинатели)

Пластинки Чандоса
2016 Николас Финк WDR Rundfunkchor Беата Кепп (альт)

Квон-Шик Ли (тенор)

Clarus
2016 Стефан Паркман Академический камерный хор Уппсалы Патрик Уоллин (тенор)

Анника Худак (меццо-сопрано)

Записи следов
2017 Ристо Йост MDR Rundfunkchor Клаудия Цайнер (альт)

Фальк Хофманн (тенор)

Genuin
2017 Марсель Верхофф Великие русские академические

мальчики- и мужской голос

Ольга Маринова (альт)

Николай Алмазов (тенор)

VMS
2017 Пётр Ермихов «Слава певчих» (режиссер Ричард К. Пагсли)

с участием членов капеллы Святого Романа, хора Патриарха Тихона и Главного хорала Вашингтона

Мария Березовская (альт)

Дмитрий Иванченко (тенор)

Вадим Ган (возгласы духовенства)

Записи песен Славы
2018 Ирина Богданович Хор Варшавского университета Ядвига Раппе (альт)

Матеуш Маркушевский (тенор)

Хор Варшавского университета, Варшавский университет
2018 Виолетта Белицкая Симфонический оркестр Подляшской оперы и филармонии Агнешка Рехлис (mezzo-soprano)

Рафал Бартминский (тенор)

Кшиштоф Другов (бас)

Продюсеры Dux Recording
2020 Дэвид Вольфсвинкель Коринсидент Минетт дю Туа-Пирс (альт)

Васти Зееман-Кноссен (альт)

Натан Захари Льюис (тенор)

Записи Коринсидента
2023 Джозеф Форт Хор Лондонского Королевского колледжа Кейтлин Горинг (альт)

Крис О’Лири (тенор)

Дельфийские пластинки
2023 Максим Перадзе

Татьяна Дмитришина

хор Тверской академической областной филармонии «Русский партес»

хор Воскресенского кафедрального собора[1]

2023 Елизавета Письменная Спасско-Кафедральный собор Пятигорска[4]
2023 Иван Стольников Спасо — Преображенская церковь Нижнего Новгорода
2023 Большой Зал Зарядья город Москва
2023 Дмитрий Корчак хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова тенор Алексей Татаринцев

меццо — сопрано Полина Шамаева

Музыкальная ценность

Во «Всенощной» я больше всего любил один кусок — из пятого гимна «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром». В конце там есть место, которое поют басы, — гамма, спускающаяся вниз до нижнего си-бемоль в медленном пианиссимо. Когда я сыграл это место, Данилин сказал: «Где на свете вы отыщете такие басы? Они встречаются так же редко, как спаржа на Рождество».Сергей Рахманинов

Бюст Сергея Рахманинова

Возможно, общая тревога, вызванная событиями Первой мировой войны, а потом и Октябрьской революцией в Российском государстве, стали причиной того, что после «Всенощной» Рахманинов надолго перестал писать крупные произведения. В 1916—1917 годах он создал шесть стихотворений для голоса и фортепиано на стихи современных поэтов и девять этюдов — картин для фортепиано, а в 1917 году навсегда оставил Россию и отошёл от композиторской деятельности на десять лет — вплоть до завершения Четвёртого фортепианного концерта (1927 год), начатого еще до революции[6]. Поэтому произведение имеет ценность, народное достояние, как истинное воплощение встревоженного русского духа и в разные периоды жизни затихающего и уходящего глубоко в сердце, однако со временем просыпающегося на долгие годы[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 В Тверской епархии впервые за богослужением исполнили «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова (19 июня 2023). Дата обращения: 10 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 Ю.Келдыш. Рахманинов. Всенощное бдение (12 января 2011). Дата обращения: 10 августа 2023.
  3. 25 февраля 1942 года - русский композитор Сергей Рахманинов отправил в фонд Красной Армии выручку от всех своих концертов в США. Комитет по культуре администрации минераловодского округа. Дата обращения: 18 августа 2023.
  4. В Пятигорске впервые прозвучало «Всенощное бдение» Рахманинова. https://pravpenie.ru/ (9 июля 2023). Дата обращения: 11 августа 2023.
  5. Историческая реконструкция «Всенощного бдения». «Музыкальное обозрение». Дата обращения: 20 августа 2023.
  6. Виктор Симаков. Всенощное бдение Рахманинова. Журнал Фома (30 ноября 2017). Дата обращения: 19 августа 2023.
  7. Людмила Краснова. Краснова VI фестиваль "Лето. Музыка. Музей" прошел под знаком 150-летия Рахманинова. https://newsmuz.com/news (13 июля 2023). Дата обращения: 25 августа 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!