Водонапорная башня (Галерная гавань)
Водонапорная башня (Галерная гавань) | |
---|---|
Водоёмная башня Галерной гавани Гребного порта | |
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург, Шкиперский проток, 25 |
Тип здания | водонапорная башня |
Архитектурный стиль | кирпичный стиль, промышленная архитектура, шатровая конфигурация кровли |
Архитектор | инженеры Куторга Н.Д. и Яковлев Г.С. |
Первое упоминание | 1894 год |
Дата упразднения | 1995 год |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения.[1] Рег. № 781610686130016 (ЕГРОКН). Объект № 7810154003 |
Материал | кирпич, дерево, металл |
Состояние | нуждается в реставрации |
Водонапорная башня (Башня водонапорная, Водоёмная башня) — памятник промышленной архитектуры Санкт-Петербурга конца XIX в. дореволюционного периода, является составной частью памятника истории и культуры федерального значения Галерная гавань Гребного порта.
Внешний вид: основная часть (нижняя) — прямоугольная, со скошенными углами, сделана из красного кирпича; верхняя часть — в виде деревянного сруба.
Географическое положение
Водонапорная башня (Водоёмная башня по чертежу Гребного порта начала XX в.) расположена в Василеостровском районе города Санкт-Петербурга на улице Шкиперский проток, 25, корп. 2Б.
Координаты: 59,93472° северной широты и 30,22333° восточной долготы.
Маршрут к Водонапорной башне от станции метро Приморская:
Пешком: ул. Наличная — ул. Нахимова — ул. Караблестроителей (2,19 км.). Путь займёт 26 минут.
Автобус 128: ост. Станция метро Приморская — 5 остановок — ост. Гостиница Прибалтийская — пройти 670 метров по ул. Караблестроителей. Путь займёт 20 минут.
Троллейбус 10: ост. Станция метро Приморская — 3 ост. — ост. Шкиперский проток — пройти 940 метров по Шкиперскому протоку. Путь займёт 32 минуты.
История
Возведение водонапорной башни преследовало цель — водоснабжение Пироксилинового завода, действовавшего в Галерной гавани с 1880-х гг. и прилегающих зданий.
Башня водонапорная была возведена в 1894 г. капитан-инженером Николаем Демьяновичем Куторгой и инж.-стр. Георгием Сергеевичем Яковлевым.
В 1898 г. были пристроены помещения фильтров.
Водонапорная башня выполняла свою функцию по водоснабжению в XX веке.
В середине 1920-х гг. водопроводные сети обветшали и не обеспечивали потребности Гребной авиационной базы. В начале 1930-х гг. водопроводная сеть была реконструирована, подключена к городскому водопроводу и эксплуатировалась до 1995 г.
До середины XX в. участок с башней использовали для испытания новых катеров, затем данная территория была передана Невскому яхт-клубу.[2]
Современное состояние
В 2000-е гг. башня была приобретена владельцем ООО "Группа «Ярд» Андреем Кошкиным.
В 2001 г. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) включил башню в составе ансамбля Галерная гавань Гребного порта в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную ценность».
31 июля 2002 г. приказом КГИОП № 8-92 водонапорная башня была исключена из Списка вновь выявленных объектов… в связи с включением её в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации № 527 от 10.07.2011 г[3].
Литература
- Галерная гавань (Гребной порт) — на Васильевском острове: в Санкт-Петербурге; Спортивный яхт-клуб.
- Штиглиц М. С. (ред.), Гордеева М. А., Лелина В. И., Кириков Б. М. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. — СПб: Северный паломник. 2020. — 272 с. ISBN 978-5-94431-400-0
- Водонапорная башня Рожновского: Определение, назначение, устройство и ГОСТ.
- Иванов А. М. Водонапорные башни: конструкция и работа // Akademy, 2019 г.
Примечания
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |