Вербицкий, Андрей Александрович
Андрей Александрович Вербицкий | |
---|---|
Дата рождения | 25 февраля 1941 |
Место рождения | СССР посёлок Пантелеймоновка Макеевского района Донецкой области |
Дата смерти | 22 декабря 2020 (79 лет) |
Место смерти | Россия Москва |
Страна | Российская Федерация |
Научная сфера | педагогика, психология |
Место работы | Факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета |
Альма-матер | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
Учёная степень | доктор педагогических наук |
Учёное звание | академик Российской академии образования |
Известен как | автор теории контекстного обучения |
Награды и премии |
Золотая медаль РАО «За достижения в науке» Медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук» Диплом и Золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты «За исключительные профессиональные достижения» |
Андре́й Алекса́ндрович Верби́цкий (25 февраля 1941, посёлок Пантелеймоновка, Макеевский район, Донецкая область, СССР — 22 декабря 2020, город Москва, Россия) — российский педагог, психолог, специалист в области психолого-педагогических проблем высшего и непрерывного образования, автор теории контекстного обучения[1].
Биография
Андрей Александрович Вербицкий родился 25 февраля 1941 года в посёлке Пантелеймоновка Макеевского района Донецкой области. Школу закончил в городе Канатоп. С 1955 по 1959 год обучался в Канатопском строительном техникуме.
После службы в армии поступил на факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который закончил в 1969 году. С 1969 по 1974 год учился в аспирантуре при факультете психологии МГУ и работал в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «О механизмах саморегуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределённости». С 1975 по 1990 год работал в НИИ проблем высшей школы, сначала старшим научным сотрудником, затем заведующим сектором педагогической психологии.
С 1990 по 1995 год руководил сектором психолого-педагогических проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. В 1991 году защитил докторскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе» по специальностям 13.00.01 — Общая педагогика и 19.00.07 — Педагогическая и возрастная психология. В 1992 года он был избран член-корреспондентом Российской академии образования. С 1995 по 2000 год работал в качестве заместителя директора Федерального института планирования образования.
С 1997 по 2015 год возглавлял кафедру социальной и педагогической психологии МГОПУ (МГГУ) имени М. А. Шолохова, был членом Ученого совета. С 2015 года стал профессором кафедры психологии труда и психологического консультирования Факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. 21 апреля 2016 года удостоен звания академика Российской академии образования по отделению профессионального образованию. С 2018 года — член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ по педагогике и психологии при Минобрнауки РФ. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова[1].
Научная деятельность
Научная деятельность А. А. Вербицкого была связана с разработкой психолого-педагогических и научно-методических проблем образования, теоретических исследований и практических разработок, направленных на разрешение основных противоречий профессионального образования. Он участвовал в исследовательских проектах Министерства образования Российской Федерации «Высшая школа России», «Инновационные педагогические технологии», осуществлял научное руководство и участвовал в разработке государственных концепций: Концепции непрерывного образования и Концепции непрерывного последипломного образования. Читал авторские курсы по психолого-педагогическим основам контекстного образования, имитационно-игровым формам контекстного образования, психологии мотивации образования, психолого-педагогическим проблемам становления новой образовательной парадигмы. Учёный широко известен в России и за рубежом как автор психолого-педагогической теории контекстного образования, а также как основатель и бессменный руководитель одноимённой научно-педагогической школы, исследования и разработки в которой ведутся более 35 лет. Под его научным руководством защищено 26 кандидатских, а при научном консультировании — 12 докторских диссертаций по педагогике и психологии. Андрей Александрович Вербицкий провёл много выездных школ-семинаров по проблемам практической реализации теории и технологий контекстного образования для преподавателей вузов, колледжей и учителей школ в Москве и региональных образовательных центров во всех регионах России. Андрей Александрович был главным редактором журнала «Педагогика и психология образования».
Теория контекстного обучения
Суть теории контекстного[2] обучения заключается в том, что в нём на языке науки и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, в учебной деятельности студентов последовательно моделируется предметное и социальное содержание их будущей профессиональной деятельности[3]. Такой подход в профессиональном образовании позволяет преодолеть ряд противоречий, которые в обобщенном виде сводятся к тому, что потребности, мотивы, цели, поступки, действия, операции, средства, предмет и результат учебной и профессиональной деятельности качественно различаются. Неразрешенные противоречия приводят к тому, что выпускники при переходе от учения к труду тратят 3-5 лет на профессиональную адаптацию. В разработанной А. А. Вербицким концепции контекстного обучения предлагается обеспечить динамическое движение деятельности студента с помощью семиотической, имитационной и социальной обучающих моделей от собственно учебной деятельности академического типа, к квазипрофессиональной, а затем к учебно-профессиональной. Содержание контекстного обучения составляют два источника: дидактически преобразованное содержание наук и содержание будущей профессиональной деятельности, представленное в виде модели деятельности специалиста в виде системы его основных профессиональных функций, проблем и задач.
Источниками теории и технологий контекстного обучения являются: теория деятельности, разработанная в отечественной психологии, многообразный эмпирический опыт активного обучения, смыслообразующая категория контекст[2].
Основными принципами контекстного обучения выступают:
- психолого-педагогическое обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность;
- последовательное моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;
- проблемность содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе;
- адекватность форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;
- ведущая роль совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой);
- педагогически обоснованное сочетание новых и традиционных педагогических технологий;
- открытость, то есть использование для достижения конкретных целей обучения и воспитания в образовательном процессе контекстного типа любых педагогических технологий, предложенных в рамках других теорий и подходов;
- единство обучения и воспитания личности профессионала;
- учёт индивидуально-психологических особенностей и кросс-культурных (семейных, национальных, религиозных, географических и др.) контекстов каждого из обучающихся[4].
Награды
- Серебряная медаль ВДНХ за разработку концепции последипломного образования
- Нагрудный значок «За отличные успехи в работе» Гособразования СССР
- Ветеран труда
- Золотая медаль РАО «За достижения в науке»
- Медаль К. Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук»
- Диплом и Золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты «За исключительные профессиональные достижения».
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации
Научные труды
Андрей Вербицкий — автор более 200 научных и научно-методических работ, 5 монографий. Среди которых:
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991.
- Вербицкий А. А. Воспитание в современной образовательной парадигме / А. А. Вербицкий // Педагогика. — 2016. — № 3. — С. 3-16.
- Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. № 5.
- Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. — М.: Логос, 2009.
- Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
- Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие / А. А. Вербицкий. — М., МПГУ, 2017.
- Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2019. — № 1(6).
- Вербицкий А. А., Категория «контекст» в психологии и педагогике / А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников. — М.: Логос, 2010.
- Психология и педагогика контекстного образования: монография / под научн. ред. А. А. Вербицкого. М.; СПб., 2018.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Сорокоумова Е.А., Пучкова Е.Б. Андрей Александрович Вербицкий: биография и научная деятельность // Актуальные вопросы контекстного образования: материалы круглого стола, посвященного памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора А. А. Вербицкого. 25 февраля 2021 г. : сборник. — 2021. — С. 20—29.
- ↑ 2,0 2,1 Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. — М.: Логос, 2010.
- ↑ Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.. — М.: Высшая школа, 1991.
- ↑ Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. — М.: Логос, 2009.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 25 февраля
- Родившиеся в 1941 году
- Умершие 22 декабря
- Умершие в 2020 году
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по науке
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Педагоги России
- Выпускники факультета психологии МГУ
- Преподаватели Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова