Вербицкий, Андрей Александрович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Андрей Александрович Вербицкий
Verbitsky Andrei.jpg
Дата рождения 25 февраля 1941(1941-02-25)
Место рождения Флаг СССР СССР посёлок Пантелеймоновка Макеевского района Донецкой области
Дата смерти 22 декабря 2020(2020-12-22) (79 лет)
Место смерти  Россия Москва
Страна Российская Федерация
Научная сфера педагогика, психология
Место работы Факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета
Альма-матер Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание академик Российской академии образования
Известен как автор теории контекстного обучения
Награды и премии

Золотая медаль РАО «За достижения в науке» Медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук»

Диплом и Золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты «За исключительные профессиональные достижения»

Андре́й Алекса́ндрович Верби́цкий (25 февраля 1941, посёлок Пантелеймоновка, Макеевский район, Донецкая область, СССР22 декабря 2020, город Москва, Россия) — российский педагог, психолог, специалист в области психолого-педагогических проблем высшего и непрерывного образования, автор теории контекстного обучения[1].

Биография

Андрей Александрович Вербицкий родился 25 февраля 1941 года в посёлке Пантелеймоновка Макеевского района Донецкой области. Школу закончил в городе Канатоп. С 1955 по 1959 год обучался в Канатопском строительном техникуме.

После службы в армии поступил на факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который закончил в 1969 году. С 1969 по 1974 год учился в аспирантуре при факультете психологии МГУ и работал в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «О механизмах саморегуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределённости». С 1975 по 1990 год работал в НИИ проблем высшей школы, сначала старшим научным сотрудником, затем заведующим сектором педагогической психологии.

С 1990 по 1995 год руководил сектором психолого-педагогических проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. В 1991 году защитил докторскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе» по специальностям 13.00.01 — Общая педагогика и 19.00.07 — Педагогическая и возрастная психология. В 1992 года он был избран член-корреспондентом Российской академии образования. С 1995 по 2000 год работал в качестве заместителя директора Федерального института планирования образования.

С 1997 по 2015 год возглавлял кафедру социальной и педагогической психологии МГОПУ (МГГУ) имени М. А. Шолохова, был членом Ученого совета. С 2015 года стал профессором кафедры психологии труда и психологического консультирования Факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. 21 апреля 2016 года удостоен звания академика Российской академии образования по отделению профессионального образованию. С 2018 года — член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ по педагогике и психологии при Минобрнауки РФ. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова[1].

Научная деятельность

Научная деятельность А. А. Вербицкого была связана с разработкой психолого-педагогических и научно-методических проблем образования, теоретических исследований и практических разработок, направленных на разрешение основных противоречий профессионального образования. Он участвовал в исследовательских проектах Министерства образования Российской Федерации «Высшая школа России», «Инновационные педагогические технологии», осуществлял научное руководство и участвовал в разработке государственных концепций: Концепции непрерывного образования и Концепции непрерывного последипломного образования. Читал авторские курсы по психолого-педагогическим основам контекстного образования, имитационно-игровым формам контекстного образования, психологии мотивации образования, психолого-педагогическим проблемам становления новой образовательной парадигмы. Учёный широко известен в России и за рубежом как автор психолого-педагогической теории контекстного образования, а также как основатель и бессменный руководитель одноимённой научно-педагогической школы, исследования и разработки в которой ведутся более 35 лет. Под его научным руководством защищено 26 канди­датских, а при научном консультировании — 12 докторских диссертаций по педагогике и психологии. Андрей Александрович Вербицкий провёл много выездных школ-семинаров по проблемам практической реализации теории и технологий контекстного образования для преподавателей вузов, колледжей и учителей школ в Москве и региональ­ных образовательных центров во всех регионах России. Андрей Александрович был главным редактором журнала «Педагогика и психология образования».

Теория контекстного обучения

Суть теории контекстного[2] обучения заключается в том, что в нём на языке науки и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, в учебной деятельности студентов последовательно моделируется предметное и социальное содержание их будущей профессиональной деятельности[3]. Такой подход в профессиональном образовании позволяет преодолеть ряд противоречий, которые в обобщенном виде сводятся к тому, что потребности, мотивы, цели, поступки, действия, операции, средства, предмет и результат учебной и профессиональной деятельности качественно различаются. Неразрешенные противоречия приводят к тому, что выпускники при переходе от учения к труду тратят 3-5 лет на профессиональную адаптацию. В разработанной А. А. Вербицким концепции контекстного обучения предлагается обеспечить динамическое движение деятельности студента с помощью семиотической, имитационной и социальной обучающих моделей от собственно учебной деятельности академического типа, к квазипрофессиональной, а затем к учебно-профессиональной. Содержание контекстного обучения составляют два источника: дидактически преобразованное содержание наук и содержание будущей профессиональной деятельности, представленное в виде модели деятельности специалиста в виде системы его основных профессиональных функций, проблем и задач.

Источниками теории и технологий контекстного обучения являются: теория деятельности, разработанная в отечественной психологии, многообразный эмпирический опыт активного обучения, смыслообразующая категория контекст[2].

Основными принципами контекстного обучения выступают:

  1. психолого-педагогическое обеспечение личностного включения студента в учебную дея­тельность;
  2. последовательное моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;
  3. проблемность содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе;
  4. адекватность форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;
  5. ведущая роль совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой);
  6. педагогически обоснованное сочетание новых и традиционных педагогических технологий;
  7. открытость, то есть использование для достижения конкретных целей обучения и воспитания в образовательном процессе контекстного типа любых педагогических технологий, предложенных в рамках других теорий и подходов;
  8. единство обучения и воспитания личности профессионала;
  9. учёт индивидуально-психологических особенностей и кросс-культурных (семейных, национальных, религиозных, географических и др.) контекстов каждого из обучающихся[4].

Награды

  • Серебряная медаль ВДНХ за разработку концепции последипломного образования
  • Нагрудный значок «За отличные успехи в работе» Гособразования СССР
  • Ветеран труда
  • Золотая медаль РАО «За достижения в науке»
  • Медаль К. Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук»
  • Диплом и Золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты «За исключительные профессиональные достижения».
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации

Научные труды

Андрей Вербицкий — автор более 200 научных и научно-методических работ, 5 монографий. Среди которых:

  1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991.
  2. Вербицкий А. А. Воспитание в современной образовательной парадигме / А. А. Вербицкий // Педагогика. — 2016. — № 3. — С. 3-16.
  3. Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  4. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. — М.: Логос, 2009.
  5. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
  6. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие / А. А. Вербицкий. — М., МПГУ, 2017.
  7. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2019. — № 1(6).
  8. Вербицкий А. А., Категория «контекст» в психологии и педагогике / А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников. — М.: Логос, 2010.
  9. Психология и педагогика контекстного образования: монография / под научн. ред. А. А. Вербицкого. М.; СПб., 2018.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Сорокоумова Е.А., Пучкова Е.Б. Андрей Александрович Вербицкий: биография и научная деятельность // Актуальные вопросы контекстного образования: материалы круглого стола, посвященного памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора А. А. Вербицкого. 25 февраля 2021 г. : сборник. — 2021. — С. 20—29.
  2. 2,0 2,1 Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. — М.: Логос, 2010.
  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.. — М.: Высшая школа, 1991.
  4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. — М.: Логос, 2009.