Валдай (автомобиль)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
«Валдай»
GAZ-33104B Валдай с полуприцепомGAZ-33104B Валдай с полуприцепом
Общие данные
Производитель ГАЗ
Годы производства

2004 — настоящее время:
20042015 (ГАЗ-3310 Валдай)

2020 — настоящее время (Валдай-Next)
(Перерыв: 2015 — 2020)
Иные обозначения

ГАЗ-3310
VALDAI NEXT VALDAI 8

VALDAI 12
Дизайн и конструкция
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
G-21
Общие данные
Тип турбодизельный
Производительность
Максимальная мощность 152 л. с., при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент 491 Н·м, при 1900 об/мин
Камера сгорания
Объём 3760 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 94 мм
Ход поршня 110 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Материал блока цилиндров алюминий, мокрые гильзы из чугуна
Материал ГБЦ алюминий
Степень сжатия 17
Питание
Рекомендованное топливо Дизельное топливо
Охлаждение жидкостное
Система питания прямой впрыск топлива Common-Rail
Экологические нормы Евро 3
Расход топлива при смешанном цикле 18
Трансмиссия
На рынке
Похожие модели Avia D90/D120, Foton Aumark
Hyundai Mighty, TATA LPT-613, TATA SFC-407
Renault Mascott, ЗИЛ-5301 , Hino Dutro
Isuzu Elf, КАМАЗ-4308 , Mitsubishi Fuso Canter
МАЗ-4370, Nissan Atlas, DongFeng Captain
Mazda Titan, МАЗ-4371, Toyota Dyna

«Валдай» — российский автомобильный бренд, получивший своё название в честь живописного озера, расположенного в Новгородской области. С 2004 года на Горьковском автомобильном заводе производился среднетоннажный низкорамный грузовой автомобиль ГАЗ-3310 в категории автотранспортного средства N2, Medium Commercial Vehicles (MCV). Серийное производство ряда модификаций продолжалось до 2015 года и, после перерыва, возобновилось в 2020 году[1]. Отличием бренда «Валдай» от лёгких коммерческих автомобилей «ГАЗель» является то, что для управления необходима подкатегория C1 водительского удостоверения, так как грузоподъёмность транспортных средств семейства «Валдай» более 3,5 но менее 7,5 тонн.

В 2023 году компания «Нижегородские грузовые автомобили», арендовавшая производственные площади на Горьковском автозаводе, получила право использовать бренд «Валдай» для производимых машин сегмента тяжёлых грузовиков, которые предоставил Foton — партнёр из Китая[2].

ГАЗ-3310 «Валдай»

ГАЗ-3310 «Валдай»
Gaz-3310 dump-truck.jpg
Общие данные
Производитель ГАЗ
Годы производства 20042015
Сборка Флаг России ГАЗ (Нижний Новгород, Россия)
Дизайн и конструкция
Тип кузова Бортовой
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
ММЗ Д-245.7Е3
Общие данные
Производитель Минский моторный завод
Тип дизельный
Ресурс до капремонта — тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность 136 л. с., при 2400 об/мин
Максимальный крутящий момент 422 Н·м, при 1400 об/мин
Камера сгорания
Объём 4750 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 110 мм
Ход поршня 125 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Материал блока цилиндров алюминий, мокрые гильзы из чугуна
Материал ГБЦ алюминий
Питание
Рекомендованное топливо Дизельное топливо
Охлаждение жидкостное
Система питания 15.1
Экологические нормы Евро 3
Cummins ISF3.8s3154
Общие данные
Производитель Cummins
Тип турбодизельный
Производительность
Максимальная мощность 152 л. с., при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент 491 Н·м, при 1900 об/мин
Камера сгорания
Объём 3760 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 94 мм
Ход поршня 110 мм
Материал блока цилиндров алюминий, покрытые влагой вставки из железа
Клапанный механизм SOHC
Степень сжатия 17
Питание
Экологические нормы Евро 3
Расход топлива при смешанном цикле 18
Трансмиссия
Массогабаритные характеристики
Длина 6513/6919 мм
Ширина 2300 мм
ГАЗон NEXT City,
Валдай NEXT

Горьковский автозавод в конце 90-х годов XX века начал разработку низкорамного среднетоннажного грузовика. Эта категория была востребована для осуществления перевозок по улучшенным дорогам. Первые проекты ГАЗ создавал совместно с Минским автозаводом, однако вскоре белорусские партнёры остановили поставки кабин типа МАЗ-5336 на ГАЗ и начали выпуск своей линейки 5-тонных низкорамных грузовиков МАЗ-4370 «Зубрёнок»[3].

В результате распада кооперационных связей ГАЗ самостоятельно спроектировал кабину, основой для которой послужила кабина «ГАЗели» (ГАЗ-3302). Моторный отсек, изначально предназначенный для четырёхцилиндрового двигателя, вместил в себя рядный шестицилиндровый дизель ГАЗ-562, созданный по лицензии Steyr. Несмотря на выступающий капот двигателя, осталось пространство для второго пассажира. Таким образом, была создана условно трёхместная кабина для непродолжительных поездок, либо двухместная при длительных междугородних поездках. Привлекательный внешний вид грузовика марки ГАЗ-3310 достигался за счёт установки актуальных для того времени каплевидных блок-фар, капота и решетки радиатора обновлённой формы, а также мощного интегрального бампера. Эта модель заменила ГАЗ-52 в линейке «средних/лёгких коммерческих автомобилей» компании, заняв позицию ниже ГАЗон Next, но выше ГАЗ-3302, подобно тому, как ГАЗ-52 был ниже ГАЗ-53, но выше таких коммерческих фургонов, как РАФ-977 и РАФ-2203[1].

На Московском международном автосалоне 1999 года был представлен опытный образец 4-тонного грузовика ГАЗ-3310, получившего наименование «Валдай». Дорогу в серийное производство «Валдаю» открыло освоение в 2003 году выпуска каплевидных блок-фар. Шасси, созданное на базе ГАЗ-4301, получило множество изменений. Переднюю подвеску полностью переработали, установили новые мосты спереди и сзади, а также внедрили низкопрофильные колеса. Тормозная система стала полностью пневматической с АБС, что было сделано с расчетом на использование шасси для автобусов. Эти технические новшества позволили создать современный грузовик с низкой погрузочной высотой (1000 мм), комфортной подвеской и экономичным дизельным мотором.

Для «Валдая» предлагались разнообразные дизельные двигатели, такие как ММЗ Д-245.7, ГАЗ(Steyr)-562, Cummins 3.9 140 CIV, IVECO-8143 и SOFIM. По экономическим соображениям основной выбор пал на двигатель Д-245.7 из Минска мощностью 122 лошадиные силы. Это дало начало модификации ГАЗ-33104. В 2006 году выпустили версию ГАЗ-331041 с увеличенной до 4 метров колёсной базой. На выставке МИМС-2005 был представлен прототип ГАЗ-43483 с усиленным шасси полной массой 8,5 т и двухрядной кабиной. Он предназначался для межрегиональных перевозок в составе автопоезда, а также как шасси для перспективных моделей автобусов малого класса[1].

В период с 2004 по 2006 годы на платформе «Валдая» были разработаны и испытаны малые автобусы российского производства, такие как КАвЗ-32081 и ПАЗ-3202. В ноябре 2010 года ГАЗ объявил о начале выпуска 4-тонной версии ГАЗ-33106, оборудованной двигателем Cummins ISF 3.8. После этого продажи грузовиков удвоились[4].

В декабре 2015 года с производственной линии Горьковского автозавода сошёл последний экземпляр грузовика «Валдай» старой модификации. Преемником «Валдая» стал новый городской 5-тонный развозной грузовик ГАЗон NEXT City, с низкопрофильными колесами и уменьшенной высотой загрузки, производимый уже с середины 2015 года[5].

Модификации

  • ГАЗ-3310 — основная модификация с турбонаддувом дизельного двигателя ГАЗ-562 (объем 3,13 литра, мощность 150 л.с.), серийно не выпускалась;
  • ГАЗ-33101 — с удлинённой колесной базой и турбодизелем ГАЗ-562, серийно не выпускалась;
  • ГАЗ-33104 — с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е3 (соответствие Евро-3), до 2008 года устанавливался Д-245.7Е2 (соответствие Евро-2);
  • ГАЗ-331041 — с удлинённой колесной базой и турбодизелем ММЗ Д-245.7Е3 (Евро-3), до 2008 года — двигатель Д-245.7Е2 (Евро-2);
  • ГАЗ-331042 — с удлинённой базой и турбодизелем ММЗ Д-245.7Е3 (Евро-3), до 2008 года — двигатель Д-245.7Е2 (Евро-2);
  • ГАЗ-331043 — с удлинённой базой, двойной кабиной и турбодизелем ММЗ-245.7Е3 (Евро-3), до 2008 года — двигатель Д-245.7Е2 (Евро-2);
  • ГАЗ-33106 — турбодизель Cummins ISF (объем 3,76 литра, мощность 152 л.с., максимальный крутящий момент 491 Н·м, соответствие Евро-3). Выпуск серийно с ноября 2010 года, ранее под этим индексом экспортировалась версия с турбодизелем Cummins 3.9 140 CIV (объем 3,9 литра, мощность 141 л.с., крутящий момент 446 Н•м, соответствие Евро-4);
  • ГАЗ-331061 — с удлинённой колесной базой и турбодизелем Cummins ISF, ранее использовался двигатель Cummins 3.9 140 CIV;
  • ГАЗ-331063 — с удлинённой базой, 2 спальных места, двойная кабина, турбодизель Cummins ISF, ранее использовался двигатель Cummins 3.9 140 CIV;
  • ГАЗ-33104В — седельный тягач (выпуск фирмой «Чайка-Сервис» по заказу) для работы с бортовым полуприцепом;
  • ГАЗ-43483 — опытная модификация с усиленной подвеской, полной массой 8,5 т и двойной кабиной;
  • САЗ-2505 — самосвал с задней разгрузкой на шасси ГАЗ-33104, объём кузова 3,78 м³, грузоподъёмность 3 тонны;
  • САЗ-2505-10 — самосвал с трёхсторонней разгрузкой на базе шасси ГАЗ-33104, объём кузова 5 м³, грузоподъёмность 3,18 тонны;
  • САЗ-3414 — седельный тягач для работы с бортовым полуприцепом САЗ-9414 (выпускается по заказу).

ГАЗ-33104

  • GAZ-331043.
    Мотор — ММЗ Д-245.7Е-3
  • Конфигурация двигателя — 4-цилиндровый рядный дизельный двигатель с турбонаддувом, жидкостным охлаждением и охладителем наддувочного воздуха, с прямым впрыском топлива, 4-тактный.
  • Рабочий объём, л — 4,75
  • Степень сжатия — 15,1
  • Номинальная мощность кВт (л.с.)/(об/мин) — 87,5 (119) / 2400
  • Максимальный крутящий момент Н·м / (об/мин) — 420 / 1400
  • Масса без нагрузки, кг — 3545
  • Полная масса, кг — 7400
  • Максимальная скорость, км/ч — 95
  • Разгон до 80 км/ч, секунд — 45
  • Средний расход топлива, л/100 км (по ГОСТ 20306-90)
    • на скорости 60 км/ч — 13
    • на скорости 80 км/ч — 18

ГАЗ-33106

  • Мотор — Cummins ISF
  • Конфигурация двигателя — 4-цилиндровый, линейный дизельный двигатель, 4-тактный, с жидким охлаждением, турбонаддувом и интеркулером, прямым впрыском топлива.
  • Объём двигателя, л — 3,76
  • Номинальная мощность, кВт (л.с.) / (об/мин) — 111 (152) / 2600
  • Пиковый крутящий момент, Н·м / (об/мин) — 491 / 1200—1900
  • Масса без нагрузки, кг — 3350
  • Общая масса, кг — 7400
  • Наибольшая скорость, км/ч — 105
  • Время разгона до 80 км/ч, секунд — 40
  • Средний расход топлива, л/100 км (по ГОСТ 20306-90) при 60 км/ч — 12

VALDAI NEXT

ГАЗ VALDAI NEXT
Valdai Next.jpg
Общие данные
Производитель ГАЗ
Годы производства 2020 — настоящее время
Сборка Флаг России ГАЗ (Нижний Новгород, Россия)
Иные обозначения Foton Ollin CTS
Дизайн и конструкция
Тип кузова Бортовой
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
Cummins ISF2.8s5F148M
Общие данные
Производитель ISF
Тип дизельный
Макс. скорость 150
Ресурс до капремонта — 500 тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность 133 л. с., при 3400 об/мин
Максимальный крутящий момент 353 Н·м, при 1500 об/мин
Камера сгорания
Объём 2776 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 94 мм
Ход поршня 100 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Материал блока цилиндров алюминий, мокрые гильзы из чугуна
Материал ГБЦ алюминий
Степень сжатия 16,9
Питание
Рекомендованное топливо Дизельное топливо
Охлаждение жидкостное
Система питания прямой впрыск
Экологические нормы Евро-5
Расход топлива при смешанном цикле 15
Трансмиссия
6-ступ. МКПП
Массогабаритные характеристики
Длина 6560 мм
6513/6913 мм
7893 мм
Ширина 2300 мм
Высота 2310/3575 мм
Колёсная база 3310 (4000 для 6-метровой надстройки)
Колея задняя 1702 мм
Колея передняя 1740 мм
Масса 6700 кг
На рынке
Связанные Foton Ollin CTS
Похожие модели ГАЗ-3302
Другая информация
Объём бака 125 л
ГАЗ-3310 Валдай

В конце 2020 года возобновилось производство автомобилей бренда «Валдай». Новая машина получила наименование «Валдай-Next». Рама, мосты и подвеска остались от прежнего «Валдая», а кабина и салон были предоставлены китайской компаний Foton Ollin. В заднем мосту установлены крайние уплотнения. Сам мост оснащён гипоидной главной передачей с передаточным числом 6,6. Грузовик комплектуется стабилизаторами поперечной устойчивости, подвеска оснащается этими стабилизаторами как на передней, так и на задней осях. Тормозная система пневматическая, производства компании WABCO, аналогичная используемой на «ГАЗон NEXT». Все колёса были оборудованы дисковыми тормозами. Также установлены системы курсовой устойчивости, ABS и ассистент старта на подъёме. Благодаря особенностям своей конструкции, VALDAI NEXT обладает минимальным радиусом поворота в 6,2 метра. Бескапотная форма увеличила монтажный размер шасси на 1,1 метра, что, в свою очередь, позволило увеличить на 5 м3 объём перевозимого груза[6].

Характеристики:

  • Мотор — Cummins ISF
  • Архитектура мотора — линейный, 4-цилиндровый, 4-тактный дизельный двигатель, оснащённый системой жидкостного охлаждения, турбонаддувом и охладителем воздуха на впуске, с системой непосредственного впрыска топлива.
  • Объём рабочей камеры, л — 2,8
  • Показатель степени сжатия — не указан
  • Номинальные показатели мощности кВт (л.с.) / (об/мин) — 111 (133) / 3400
  • Пиковый крутящий момент, Н·м / (об/мин) — 353 / 1200—1900
  • Собственный вес, кг — 3350
  • Масса при полной загрузке, кг — 6700
  • Максимальная скорость, км/ч — 110
  • Время разгона до 80 км/ч, секунд — 40
  • Средний показатель расхода топлива, л/100 км (по ГОСТ 20306-90)
    • на скорости 60 км/ч — 12
    • на скорости 80 км/ч — 15

Модификации VALDAI NEXT:

  • ГАЗ C49RD2 — Платформа с бортами и длиной колёсной базы 3310 мм
  • ГАЗ C49RF2 — Платформа с бортами и длиной колёсной базы 4000 мм
  • ГАЗ C4ARD2 — Борт Европейского типа, цельнометаллический фургон для бытовой техники или термофургон с базой колёс 3310 мм.
  • ГАЗ C4ARF2 — Борт Европейского типа, цельнометаллический фургон для бытовой техники или термофургон с базой колёс 4000 мм.

Валдай 8

VALDAI 8 представляет собой усовершенствованный вариант VALDAI NEXT с повышенной грузоподъёмностью и альтернативным двигателем. Цифра 8 в названии указывает на новую максимально допустимый вес, составляющий около 8000 кг.

Характеристики автомобиля Валдай 8 имеют специфические особенности, которые отличают его от предыдущей модели VALDAI NEXT.

  • Силовой агрегат — G 2.5
  • Объем двигателя, л — 2,5
  • Вес автомобиля в снаряженном состоянии, кг — 4628
  • Максимально допустимый вес, кг – 7490

Валдай 12

Валдай 12 — автомобиль полной массой 11 990 килограммов, что представляет собой верхнюю границу категории N2, при которой не требуется при поездках регистрировать автомобиль в системе ПЛАТОН. Шасси автомобиля достаточно лёгкое, что обеспечивает грузоподъёмность до 8,1 тонн. VALDAI 12 оснащён дизельным двигателем ЯМЗ-534 и 6-ступенчатой коробкой передач с повышающей передачей. Рама новая, лестничного типа. Система крепления надстроек позволяет установить на Валдай 12 любой тип надстройки без опасности для конструкции шасси. Доступно 4 варианта колёсных баз в серийном исполнении – 3310, 3860, 4710 и 5310 миллиметров и 6310 миллиметров по специальному заказу [7].

Производство автомобилей Валдай 12 началось в сентябре 2023 года[8].

Валдай 33

Валдай 45

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Коммерческие автомобили ГАЗ. azgaz.ru. Дата обращения: 1 октября 2024. Архивировано 18 февраля 2021 года.
  2. Валдай - новая российская марка тяжёлых грузовиков. quto.ru (5 сентября 2023). Дата обращения: 30 сентября 2024.
  3. «Младший» представитель славного семейства. Грузовик Ревю (2024). Дата обращения: 30 сентября 2024.
  4. ГАЗ «Валдай» с дизелем Cummins. За рулём (журнал) (28 апреля 2012). Дата обращения: 30 сентября 2024.
  5. ГАЗ завершил производство популярной модели. mail.ru (11 февраля 2016). Дата обращения: 9 сентября 2024.
  6. Максим Приходько. Проехал на новом «Валдай Next»: рассказываю, что понравилось, а что нет // Пятое колесо. — 2021. — 28 январь. Архивировано 6 мая 2021 года.
  7. Валдай 12. Автозавод ГАЗ (2024). Дата обращения: 30 сентября 2024.
  8. ГАЗ Валдай 12 2023, бортовой грузовик, 1 поколение (09.2023 - н.в.) - технические характеристики и комплектации. Дром (2024). Дата обращения: 6 ноября 2024.