Бэтмен
Бэ́тмен (англ. Batman, ранее Bat-man — «Человек-летучая мышь») — персонаж комиксов DC Comics. Впервые он появился в 27 выпуске от 27 мая 1939 года. Образ Бэтмена является одним из самых популярных и известных героев комиксов. Авторство принадлежит Бобу Кейну и Биллу Фингеру. Считалось, что Боб Кейн — главный создатель персонажа. В ходе исследований в 2015 году авторство передано Фингеру; настоящий вклад Кейна оказался весьма незначителен[1].
В оригинальной версии биографии Бэтмен — альтер эго Брюса Уэйна, успешного миллионера и филантропа. Став в детстве свидетелем убийства своих родителей, Брюс поклялся посвятить свою жизнь борьбе за справедливость. После интенсивной моральной и физической подготовки, облачившись в костюм летучей мыши, Бэтмен выходит на улицы города для противостояния преступникам Готэма. Действия историй о Брюсе — Готэм — создан на основе Чикаго с элементами Нью-Йорка[1].
Бэтмену помогают следующие персонажи[2]:
- дворецкий Альфред Пенниуорт, также по совместительству опекун Брюса;
- комиссар Полицейского Управления Готэм-сити Джеймс Гордон;
- ряд персонажей, именующихся Робином и Бэтгёрл.
Противостоят Бэтмену[2]:
- заклятый враг Джокер;
- Двуликий;
- Ядовитый Плющ;
- Дефстроук;
- Пингвин.
История публикаций
В начале 1939 года успех Супермена побудил издателей компании National Publications начать работу над новым персонажем и тематическими выпусками. В ответ на запрос Боб Кейн придумал персонажа Бэтмена. Билл Фингер рассказывал о деталях работы над образом:
«У Кейна была идея персонажа с псевдонимом „Бэтмен“, и он хотел, чтобы я посмотрел его рисунки. Я подошёл к Кейну, и он нарисовал персонажа, внешне очень похожего на Супермена, — красноватые трико, по-моему, ботинки, без перчаток и без рукавиц, в небольшой маске и раскачивающегося на верёвке. У него были два больших жёстких крыла, которые торчали, как у летучей мыши, и внизу была подпись — БЭТМЕН»[1].
В автобиографии «Бэтмен и я» Боб Кейн сообщал, что почерпнул идеи из фильма «Шёпот Летучей мыши». Создавая первую версию Бэтмена с жёсткими крыльями вместо привычного плаща, он опирался на рисунок орнитоптера, сделанный Леонардо да Винчи. Первоначальный дизайн Бэтмена напоминал Супермена больше, чем современный образ. Кейн публично признавал. На создание Бэтмена повлияло влияние персонажа Зорро: родители Бэтмена, Томас и Марта Уэйн, трагически погибли после просмотра фильма о Зорро.
Стоит упомянуть о предшественнике супергероев — Перси Блейкни из пьесы «Алый Первоцвет» (1903), который является загадочным героем в маске. При разработке истории Бэтмена Б. Фингер опирался на популярные комиксы: «Фантом»[1].
Развитие Бэтмена
Основные компоненты образа Бэтмена сформировались в первых годах его существования — костюм, транспорт, главные гаджеты, первые противники и союзники и многое другое. Тёмный рыцарь быстро завоевал симпатии и признание читателей. Вскоре получил собственную серию комиксов «Бэтмен», а также часто появлялся в «World’s Finest».
Ранние истории о Брюсе могут показаться наивными, странными и нелепыми. Выделить ключевые сюжеты или номера трудно. Приключения Бэтмена завоевали популярность, во многом благодаря своей простой структуре и привлекательной подаче. Уже спустя год он получил свою первую серию комиксов. В компании боевого товарища Робина Бэтмен постоянно вступал в рискованные авантюры: поддерживал полицию вымышленного города Готэм и сражался с эксцентричными злодеями[3].
Появились знаменитые противники — Джокер, Женщина-кошка, Пингвин, Двуликий, Загадочник и другие. Придуманы атрибуты Бэтмена: Бэтмобиль, бэтаранг, множество гаджетов в поясе и верный дворецкий Альфред Пенниуорт.
Комиксы 1940-х-1950-х годов не отличались мрачностью. Бэтмен часто оказывался в забавных ситуациях, выбираясь из них благодаря удаче или хитрости. Джокер решает заработать лёгкие деньги через видеоуроки своей преступной деятельности. Цензура запрещала изображать госслужащих в негативном свете. Герои чаще сражались с фантастическими злодеями. В комиксах формировалась важная черта Бэтмена — стремление поступать по совести и избегать убийств, сдавая врагов полиции. Сериал не стал первой экранизацией комиксов о Бэтмене — в 1943 году выпущен телесериал с Льюисом Уилсоном. В 1949 году вышло продолжение «Бэтмен и Робин» с Робертом Лори в главной роли. В 1970-х и 1980-х годах подход к изображению «Тёмного рыцаря» изменился. Издательство решило вернуться к истокам и акцентировать внимание на том, что Бэтмен — локальный супергерой. Он должен заботиться о жителях Готэма. Герой начинал противостоять обычным преступникам, коррумпированным политикам и маньякам. Бэтмен использовал свою физическую силу, чем дедукцию в борьбе с ними. С конца 1980-х годов начинается новая насыщенная эпоха экспериментов в комиксах. Одним из первых и самых ярких примеров является работа Гранта Моррисона «Лечебница Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле». 1990-е годы стали знаковыми — именно тогда появился импринт DC Comics под названием Elseworlds. В этот период начали выходить истории о альтернативных вселенных. В оригинальных комиксах начали формироваться новые стереотипы вокруг Бэтмена, некоторые из которых стали основой его современного образа. Бэтмен — параноик, который никому не доверяет. В сюжете Марка Уэйда «Tower of Babel» Рас Аль Гул крадёт из Бэт-пещеры специальный чемодан и выводит из строя всю Лигу справедливости. Открывается, что Бэтмен так боится, что его друзья станут врагами, что подготовил стратегию против каждого из них. Пример подчёркивает общую тему недоверия Бэтмена к другим супергероям в комиксах тех лет и вплоть до сегодняшнего времени[3].
История костюма Бэтмена
«Бэтмен» (1943)
Первым исполнителем роли Бэтмена стал 23-летний Льюис Уилсон. В чёрно-белом сериале «Бэтмен» Брюс Уэйн представлен как скрытый агент американского правительства, который пытается справиться с японской мафией, действующей в Готэме. Шоу определило визуальный стиль персонажа для будущих низкобюджетных адаптаций. Многие считают костюм Бэтмена 1943 года самым неудачным в истории: обтягивающее трико Льюиса не соответствовало ожидаемому мощному телосложению героя комиксов, а широкий фольгированный пояс подчёркивал экономный подход к костюму. Неровные и длинные уши шлема не напоминали ни летучую мышь, ни дьявольские рога[4].
«Бэтмен и Робин» (1949)
В 1949 году вышло продолжение сериала с новыми актёрами: Брюса Уэйна сыграл Роберт Лоури, а Робина — Джонни Дункан. В этом проекте герои сражаются с таинственным злодеем по имени Магу, который использует электрические устройства для манипуляции транспортом. Костюм Лоури, хоть и дополненный длинным плащом и шлемом с острыми ушами, выглядел неубедительно, похож на карнавальный наряд[4].
«Бэтмен» (1966)
В 1960-е годы облик Бэтмена стал более узнаваемым благодаря жёлтому овалу с чёрной летучей мышью на груди, который появился в комиксах и позже попал на экран. В 1966 году на экраны вышел комедийный сериал «Бэтмен». Фильм, в котором Адам Уэст стал первой известной звездой, сыгравшей Тёмного рыцаря. Интерпретация принесла более лёгкий и жизнерадостный тон. Комичный костюм из спандекса, дополненный блестящими перчатками и ярким поясом, стал знаковым, благодаря уверенной игре Уэста и пропорциям костюма[4].
«Бэтмен» (1989)
К концу 1980-х годов аудитория устала от привычного образа Бэтмена, настало время для его «обновления». Задание было поручено Тиму Бёртону, который создал мрачный и готичный фильм, резко контрастировавший с предыдущими комедийными адаптациями супергероя. «Бэтмен» 1989 года собрал свыше 400 миллионов долларов в прокате и на долгое время стал самой кассовой лентой DC Comics. Исполнителем роли задумчивого Брюса Уэйна нового поколения стал Майкл Китон.
В фильме Готэм изображён как зловещее место, где преступность процветает, а политики не лучше самих злодеев. Бэтмен, стремящийся к справедливости, кардинально отличается от своих предшественников на экране. На создание его костюма ушло значительное количество средств (около 250 тысяч долларов), и он окончательно оформился лишь после 25 пробных версий, отойдя от использования трико и спандекса[4].
«Бэтмен возвращается» (1992)
Костюм с кожаным материалом и артистически оформленным шлемом 175-сантиметрового Китона выглядел так же впечатляюще, как и комиксный Бэтмен. Новый облик с чёрным покрытием, за исключением жёлтого символа и пояса, стал образцом для будущих дизайнов. Конструкция шлема привела к известной манере Бэтмена поворачивать телом[4].
«Бэтмен навсегда» (1995)
В 1995 году Бёртон снял сиквел к «Бэтмену». Костюм главного персонажа практически не изменился, лишь немного переделали эмблему и «кубики» на животе, чтобы они выглядели менее реалистично[4].
«Бэтмен и Робин» (1997)
Джоэл Шумахер занял место режиссёра, а Вэла Килмера заменил Джордж Клуни в «Бэтмене и Робине». Шумахер изменил стиль фильмов, придав им мультяшный и карикатурный вид. Костюмы вышли «игрушечными», а экипировка Клуни оказалась более матовой. Новый костюм адаптирован для более молодой аудитории, включая серебристо-синюю броню с эмблемой на поясе и чёрный обтекаемый вариант с отмеченными деталями[4].
«Бэтмен: Начало» (2005)
В 2005 году Кристофер Нолан обновил франшизу о Бэтмене, предложив зрителям более тёмный и человечный образ защитника Готэма. Для подготовки к роли Кристиан Бейл набрал свыше 40 килограммов, что отразилось на его костюме. Костюм создан из 200 отдельных компонентов: резина, нейлон, металл и стекловолокно. При этом экипировка разрабатывалась так, чтобы предоставить Бэтмену необходимую мобильность для боевых действий. Костюм оказался настолько тяжёлым, на съёмках актёру помогали два ассистента[4].
«Темный рыцарь» (2008)
В 2008 году костюм стал ещё более впечатляющим и продвинутым. Новшества включали защитные панели и гибкую защиту шеи, которая позволила герою поворачивать голову. Броня оставалась надёжной и подвижной. Она получила улучшения: пневматические рукава и ночное видение, система охлаждения[4].
«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
С момента выхода предыдущего фильма Бэтмен не надевал костюм восемь лет. В новом выпуске ничего не изменилось[4].
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016)
В версии Зака Снайдера Брюс Уэйн, сыгранный Беном Аффлеком, стал ещё более мрачным. Его костюм, вдохновлённый классическими комиксами, демонстрирует, что сила Бэтмена заключается в его способностях, а не в броне. В этом варианте возможность поворота шеи снова отсутствовала[4].
«Бэтмен» (2022)
К выходу нового фильма с Робертом Паттинсоном в главной роли появились детали о его костюме. Актёр рассказал, что ему пришлось примерить костюм Джорджа Клуни на пробы, что создало определённые неудобства. После утверждения на роль Паттинсон получил уникальную броню, соответствующую видению Мэтта Ривза о Брюсе Уэйнен, который только начинает свой путь как защитник. Костюм выглядел слегка неаккуратно, с пятнами и царапинами, как у солдата в альтернативной вселенной[4].
Игры о Бэтмене
С именем Бэтмен созданы игры[5]:
Год | Название | Студия |
---|---|---|
1986 | Batman | Ocean Software |
1988 | Batman: The Caped Crusader | Special FX Software |
1989 | Batman | Ocean Software |
1989 | Batman | Ocean Software |
1992 | Batman: Return of the Joker | Dentons |
1992 | Batman Returns | |
1995 | Batman Forever | Probe Entertainment |
1997 | Batman & Robin | Probe Entertainment |
2000 | Batman Beyond: Return of the Joker | Kemco |
2001 | Batman: Vengeance | Ubisoft Montreal |
2003 | Batman: Dark Tomorrow | HotGen |
2003 | Batman: Rise of Sin Tzu | Ubisoft Montreal |
2005 | Batman Begins | Eurocom |
2008 | Lego Batman: The Videogame | Traveller’s Tales |
2009 | Batman: Arkham Asylum | Rocksteady Studios |
2011 | Batman: Arkham City | Rocksteady Studios |
2011 | Batman: Arkham City Lockdown | NetherRealm Studios |
2012 | The Dark Knight Rises | Gameloft |
2012 | Lego Batman 2: DC Super Heroes | Traveller’s Tales |
2013 | Batman: Arkham Origins Blackgate | Armature Studio |
2013 | Batman: Arkham Origins | Warner Bros. Games Montreal |
2014 | Lego Batman 3: Beyond Gotham | Traveller’s Tales |
2015 | Batman: Arkham Knight | Rocksteady Studios |
2015 | Lego Dimensions | Traveller’s Tales |
2016 | Batman: The Telltale Series | Telltale Games |
2017 | Batman: The Enemy Within | Telltale Games |
Награды
Бэтмен награждён[6]:
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Год | Награда | Категория | Номинант | Результат |
1987 | Премия Кирби | Лучший отдельный выпуск | Dark Knight № 1 | Победа |
Лучшая законченная серия | Dark Knight | Победа | ||
Лучший графический альбом | Dark Knight | Победа | ||
Лучшая команда художников | Dark Knight, Фрэнк Миллер, Клаус Дженсен и Линн Вэрли | Победа | ||
1989 | Премия Айснера | Лучший графический альбом | Batman: The Killing Joke | Победа |
Лучший писатель | Batman: The Killing Joke, Алан Мур | Победа | ||
1992 | Лучший художник | Batman: Judgement on Gotham, Саймон Байсли | Победа | |
1994 | Лучший отдельный выпуск | Batman Adventures: Mad Love | Победа | |
1995 | Лучший отдельный выпуск | Batman Adventures Holiday Special | Победа | |
1996 | Лучшая серия для молодых читателей | Batman & Robin Adventures | Победа | |
Лучший художник | Batman: Manbat | Победа | ||
1997 | Лучшая антология | Batman: Black and White | Победа | |
Лучшая короткая история | «Heroes», Batman: Black & White | Победа | ||
1998 | Лучшее издание для молодой аудитории | Batman & Robin Adventures | Победа | |
Лучший новый графический альбом | Batman & Superman Adventures: World’s Finest | Победа | ||
1999 | Лучшая ограниченная серия | Batman: The Long Halloween | Победа | |
Лучшая серия для молодой аудитории | Batman: The Gotham Adventures | Победа | ||
Лучший графический альбом (переиздание) | Batman: The Long Halloween | Победа | ||
2000 | Лучший художник | Batman: War on Crime, Алекс Росс | Победа | |
Лучшая обложка | Batman: No Man’s Land, Batman: Harley Quinn, Batman: War on Crime, Алекс Росс | Победа | ||
2002 | Лучший графический альбом (переиздание) | Batman: Dark Victory | Победа | |
2003 | Лучший графический альбом (переиздание) | Batman: Black and White | Победа | |
2004 | Лучший графический альбом (переиздание) | Batman Adventures: Dangerous Dames and Demons | Победа | |
2007 | Лучшая ограниченная серия | Batman: Year 100 | Победа | |
1989 | Harvey Award | Лучший художник/график/колорист | Брайан Болланд, Джо Хиггинс, Batman: The Killing Joke | Победа |
Лучший сюжет (единичный выпуск) | Batman: The Killing Joke | Победа | ||
1998 | Лучший графический альбом | Batman Black & White | Победа |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Бэтмен . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Персонажи . batman.fandom.com. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 От абсурда к драме: как менялся образ Бэтмена с 1930-х до наших дней . РБК. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Эволюция костюма Бэтмена в кинематографе . COPYRIGHT. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Серия игр Batman: Arkham . cubiq.ru (12 июля 2022). Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Награды/Бэтмен . Кинопоиск. Дата обращения: 24 ноября 2024.
Ссылки
- dccomics.com/batman — официальный сайт Бэтмена (англ.)
- Бэтмен (англ.) на сайте DC Database Project
- Бэтмен-Вики (англ.)
- Шаблон:Grandcomicsdb
- Шаблон:Grandcomicsdb
- Batman в каталоге ссылок Curlie (dmoz) (англ.)
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |