Британник (судно)

Материал из «Знание.Вики»
«Британник»
Britannic
Britannic & Olympic Sisters Together in Belfast Shipyard.jpg
 Великобритания
Класс и тип судна лайнер-турбоход класса «Олимпик»
госпитальное судно Его Величества
Порт приписки Ливерпуль
Организация «International Mercantile Marine Company»
Оператор White Star flag NEW.svg «White Star Line»
Изготовитель «Harland and Wolff»
Спущен на воду 26 февраля 1914
Введён в эксплуатацию 23 декабря 1915
Выведен из состава флота 21 ноября 1916
Статус 21 ноября 1916 года, примерно в 8:12 утра, в проливе Кея напоролся на морскую мину U-33 и затонул через 57 минут на глубине 122 метра
Основные характеристики
Водоизмещение 53 000 т
Длина 269,0 м (882 фута 9 дюймов)[1]
Ширина 28,65 м (94 фута)[1]
Высота 18,4 м (от ватерлинии до шлюпочной палубы)
Осадка 10,54 м (34 фута 7 дюймов)[1]
Двигатели 29 паровых котлов, 2 четырёхцилиндровые паровые машины, мощностью 16 тыс. л. с. каждая — на наружные гребные винты и паровая турбина, мощностью 18 тыс. л. с., вращающая средний винт
Мощность 50 тыс. л. с.
Движитель 3 винта
Скорость хода крейсерская 23 узла, максимальная — 25 узлов
Экипаж 489 медицинских сотрудников
860 экипаж
Пассажировместимость 3300
Регистровый тоннаж 48 158 брт

«Брита́нник» (HMHS Britannic — госпитальное судно Его Величества «Британник») — третье и последнее судно из класса «Олимпик», заказанное компанией White Star Line и построенное на верфях «Харланд энд Вольф». Изначально его назвали «Гигантик», и он получил строительный номер 433.

До трагедии с «Андреа Дориа» в 1956 году операция по спасению на «Британнике» считалась одной из самых успешных[2].

История постройки

С введением в эксплуатацию лайнеров «Олимпик» и «Титаник» судоходная компания УСЛ стала владельцем самых больших лайнеров в мире. 20 октября 1910 года «Олимпик» был спущен на воду. Водоизмещение «Мавритании», спущенной в 1906 году, составляло 31 938 тонн, тогда как «Олимпик» оказался более чем на 13 000 тонн тяжелее — 45 324 тонны[3].

С момента закладки первых плит в декабре 1908 года другие компании начали активные действия. «Кунард Лайн» решила дополнить свой уже успешный флот третьим лайнером — «Аквитанией», который был заложен спустя несколько дней после «Титаника». Этот лайнер предназначался для конкуренции в роскоши и размере с судами УСЛ. Это создало серьёзную конкуренцию, наряду с тем, что немецкая компания HAPAG уверенно приступила к строительству своего суперлайнера — «Императора». Все три судна имели проектное водоизмещение свыше 50 000 тонн, и «Император» должен был превзойти «Олимпик» и «Титаник»[3].

На известном обеде у лорда Пирри было озвучено, что среди лайнеров класса «Олимпик» будет три: «Олимпик», «Титаник» и «Гигантик». Два первых лайнера были построены на верфях Харланд и Вольф в Белфасте. Третий лайнер, скрытый под кодовым названием «изделие № 433», должен был строиться на месте «Олимпика». 23 ноября 1911 года место было освобождено, и 30 ноября того же года был заложен киль изделия № 433[3].

После введения «Олимпика» в эксплуатацию были выявлены конструктивные недочёты, которые были исправлены на «Титанике». Строительство третьего лайнера, как планировалось, должно было объединять все положительные качества своих предшественников и устранять их недостатки[3].

Строительство третьего лайнера было приостановлено, а его название «Гигантик» сменили на «Британник». УСЛ позже отрицала, что судно изначально планировалось назвать «Гигантик», но пресса того времени подтверждает, что названия выбирались в честь древнегреческих мифов. В процессе проектирования были инициированы изменения. Строительство всё ещё находилось на ранней стадии, что позволило внести новые требования безопасности. Перегородки теперь проходили через пассажирские помещения, добавилась новая переборка в машинном отделении, что увеличивало число водонепроницаемых отсеков до семнадцати. Это делало его «самым непотопляемым» судном, которое могло выжить при затоплении шести передних отсеков. Были также сконструированы двойные борта в местах с котлами[3].

Визуально заметным изменением стали спасательные шлюпки. Вместо увеличения их количества на уровне шлюпочной палубы, «Харланд и Вольф» решили установить 8 пар больших шлюпбалок-кранов, которые могли удерживать до 6 шлюпок каждая, что обеспечивало возможность нести 48 спасательных лодок.

Работы над «Британником» продолжались в течение 1912 года, но шли медленно из-за финансовых проблем Harland and Wolff. Ситуация изменилась в августе 1914 года, когда началась Первая мировая война[3].

Размерения и технические характеристики

Закладка «Британика» произошла 23 ноября 1911 года на верфи «Харланд и Вольф» в Белфасте, Северная Ирландия. В своё время судно стало настоящим гигантом, имея длину 269 метров и максимальную ширину 28,65 метра. Высота от ватерлинии до шлюпочной палубы составляла 18,4 метра, а общее водоизмещение достигало 48 158 регистровых тонн, с осадкой в полном грузу в 10,54 метра. Общая высота судна от киля до верхушки дымовой трубы составляла 52,4 метра[4].

Строительные работы шли интенсивно, однако после трагедии «Титаника» 14 апреля 1912 года, в результате которой погибло около полутора тысяч человек, работы были временно приостановлены для внесения изменений в проект. В частности, была добавлена дополнительная продольная переборка в электрическом машинном отделении, что увеличило количество отсеков до 17. Теперь судно сохраняло плавучесть при затоплении шести из этих отсеков. Переборки также проходили через пассажирские помещения, а наиболее уязвимые части корпуса в районе машинных и котельных отделений были усилены двойным дном[4].

Серьёзно изменилось и оснащение судна спасительными средствами. Количество шлюпок увеличилось до 48, размещённых по 6 на каждой шлюпбалке. Силовая установка «Британика» состояла из двух паровых машин и одной паровой турбины, при этом турбина вращала средний гребной винт, а крайние паровые машины. Общая мощность установки составляла 50 тысяч лошадиных сил, включая 18 тысяч л.с. паровой турбины. Потребное количество пара обеспечивали 29 котлов[4].

В результате «Британик» имел крейсерскую скорость 23 узла и мог развивать максимальную скорость до 25 узлов. Управление судном и обслуживание механизмов осуществляли 860 членов экипажа[4].

Первое плавание

23 декабря «Британник» начал своё первое плавание в порт Мудрос на греческом острове Лемнос. Через пять дней он достиг Неаполя, единственного порта для загрузки угля и воды перед Мудросом. В канун Нового года «Британник» прибыл в Мудрос и в течение четырёх дней начал приём больных на борт. 9 января он вернулся в Саутгемптон, чтобы высадить пациентов. Судно совершило ещё два рейса, но к весне 1916 года обстановка в Средиземноморье стабилизировалась, и необходимость в госпитальных судах отпала. 12 апреля «Британник» был поставлен на прикол в Саутгемптоне и оставался без дела в течение следующих пяти недель[5].

В результате финансовых трудностей было принято решение вернуть «Британник» к коммерческому обслуживанию «Уайт Стар Лайн». 18 мая он пришёл в Белфаст и 6 июня был освобождён от военного обслуживания. Однако к сентябрю 1916 года наступление в Средиземноморье вновь усилилось, и стало очевидно, что большие лайнеры снова понадобятся в качестве плавучих госпиталей[5].

4 сентября 1916 года капитану Бартлетту снова доверили командование «Британником», и 24 сентября он вновь направился в Средиземное море, совершая уже четвёртое плавание. Ещё один рейс был выполнен с 20 октября по 6 ноября, но обстановка в Средиземноморье потребовала от него незамедлительного возвращения. В воскресенье, 12 ноября, в 14:23 он отправился в шестой рейс в Мудрос[5].

Конструктивные изменения

Трагедия «Титаника» приостановила строительство корабля «Британик», поскольку была создана комиссия для расследования причин катастрофы. На основе выводов компании были внесены значительные изменения в конструкцию «Британика», направленные на создание непотопляемого судна. В случае столкновения с айсбергом была разработана двойная внутренняя обшивка корпуса. Кроме того, было установлено пять водонепроницаемых перегородок, которые доходили до верхних палуб, что, по расчётам конструкторов, должно было предотвратить затопление всех отсеков. Архитектура судна также изменилась: колодец между ютом и надстройкой был полностью перекрыт и превращён в шельтердек, а дополнительные каюты третьего класса были размещены на надстройке палубы юта. Корабль был оснащён пятью парами кранов-шлюпбалок длиной 12 метров, которые позволяли спускать на воду до пяти шлюпок даже при значительном крене. На лайнере могло разместиться 40 шлюпок, но они так и не были установлены[6].

Военная служба

Начавшаяся война оставила глубокий след в судостроительной отрасли. Верфи, работающие по контрактам с Адмиралтейством, получали особое внимание и львиную долю ресурсов. «Харланд и Вольф» продолжала выполнять свои гражданские контракты, но с большими задержками. К сентябрю «Британник» был помещён в сухой док для установки винтов. Порт Саутгемптона был реквизирован военными для отправки войск во Францию, и «Уайт Стар Лайн» была вынуждена вернуться к своей прежней базе в Ливерпуле. Многие суда компании, включая «Океаник (III)», «Селтик», «Седрик» и «Teutonic», были переработаны в коммерческие крейсеры, а «Мегантик» и «Лаурентик» стали военными транспортами. «Британник» и «Олимпик» оставались на приколе до появления необходимости в них. 3 ноября «Олимпик» прибыл в Белфаст, где провёл следующие десять месяцев с «Британником»[7].

1 сентября 1915 года «Олимпик» был реквизирован для военных нужд, тогда как «Британник» оставался незавершённым в Белфасте. 13 ноября 1915 года «Британник» был реквизирован Адмиралтейством. Работы по переделке незавершённого лайнера шли активно. Каюты на верхних палубах преобразовали в палаты, чтобы пациенты находились ближе к шлюпочной палубе. Обеденный зал и гостиная для 1-го класса стали операционными и главной палатой благодаря их центральному расположению. Хирурги и медсёстры жили в каютах на палубе B, чтобы быть всегда рядом с пациентами. После завершения переделок «Британник» мог разместить 3309 пациентов, что делало его вторым по величине госпитальным судном после «Аквитании», которая вмещала 4182 человека[7].

Судно окрашено в международные цвета госпитального судна: белый борт с зелёной полосой и красными крестами. Трубы были окрашены в горчичный цвет — аналогичные имелись у «Уайт Стар Лайн», но без чёрной верхушки. Эти цвета обеспечили статус неприкосновенности для судна по Женевскому соглашению. 14 декабря 1915 года капитану Чарльзу Бартлетту вверили командование «Госпитальным судном Его Величества Британник» под номером G618, и к Рождеству корабль был готов к первому плаванию[7].

23 декабря «Британник» отправился в своё первое плавание в порт Мудрос на греческом острове Лемнос. Пять дней спустя он достиг Неаполя — единственного порта для загрузки угля и воды перед Мудросом. В ночь на Новый год «Британник» начал приём раненых, что заняло четыре дня. 9 января он вернулся в Саутгемптон, чтобы высадить пациентов. После этого были сделаны ещё два рейса, но к весне 1916 года обстановка в Средиземноморье стабилизировалась, и потребность в суперлайнерах сократилась. 12 апреля «Британник» был поставлен на прикол в Саутгемптоне и оставался неактивным в течение следующих пяти недель. Из-за финансовых затруднений военных было решено вернуть его в коммерческое обслуживание «Уайт Стар Лайн». 18 мая он прибыл в Белфаст и 6 июня был освобождён от правительственного обслуживания. Но к сентябрю 1916 года очередное наступление в Средиземноморье снова показало, что большие плавучие госпитали вновь будут востребованы[7].

Гибель

4 сентября 1916 года капитан Бартлетт вновь вернулся к командованию «Британником», и 24 сентября он отправился в Средиземное море в четвёртый раз. Ещё один рейс был осуществлён с 20 октября по 6 ноября, но обстановка в этом районе требовала его немедленного возвращения. В воскресенье, 12 ноября 1916 года, в 14:23 судно отправилось в шестое и последнее плавание в Мудрос.

28 октября немецкая подводная лодка U-33 под командованием Густава Зисса заминировала пролив Кея, между островами Кея и Макронисос. Утром во вторник, 21 ноября, «Британник» приближался к этим водам, развивая скорость 20 узлов.

В 8:12 утра судно вдруг потрясённое взрывом в носу с правого борта. Майор Гарольд Пристлай немедленно занял командование и приказал медсёстрам продолжать завтрак, так как капитан не давал команду покинуть корабль. Многие не считали ситуацию критической и даже шутили о том, что подлодка врезалась в них. Тем не менее капитан Бартлетт понимал, что нужно спасать судно, которое накренилось на правый борт и погружалось носом в воду. Он отдал команду закрыть переборки и начал отправлять сигналы SOS. Взрыв повредил переборку у форпика, а также пожарный ход, что позволяло воде поступать в котельные. «Британник», затопив четыре передних отсека, всё ещё оставался на плаву, однако ситуация ухудшилась, когда дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 осталась открытой, позволяя воде продолжать затопление. Утром у правого борта также были открыты иллюминаторы для проветривания, через которые теперь тоже начала поступать вода.

Понимая ситуацию, капитан Бартлетт решил попытаться выбросить корабль на мель у расположенного в 7 милях острова Кея. Однако вскоре рулевой механизм перестал работать, и, чтобы компенсировать заклинивший руль, капитан отключил правый двигатель. Помощь была в пути, и сигналы бедствия были получены несколькими судами, среди которых были британский корабль «Scourge», вспомогательный крейсер «Heroic» и «Foxhound». Во время наводнения возникли случаи паники; одна группа пожарных, например, взяла шлюпку без разрешения. Несмотря на то, что некоторое количество шлюпок было спущено, команда отказалась их использовать, пока корабль двигался. При этом произошло несчастье — две лодки были опущены в воду и попали в вращающийся винт, что привело к гибели 21 человека. Ещё 9 погибли на борту.

Вскоре капитан решил отказаться от идеи выбросить судно на мель, так как вода поступала быстрее во время движения. Главным вопросом стала эвакуация. Бартлетт приказал остановить двигатели. Когда судно остановилось, на «Британнике» началась эвакуация.

В 9:07 утра корабль накренился на правый борт и затонул. Всего прошло 55 минут с момента взрыва. Капитан Бартлетт, оказавшись в воде, доплыл до спасательной шлюпки и был вытащен на борт. К 10:00 «Scourge» прибыл на место катастрофы и начал спасение выживших.

В общей сложности спаслись 1036 человек, среди которых были медсестра Вайолетт Джессоп и кочегар Артур Джон Прист, которые уже пережили крушение другого лайнера того же класса — «Титаника»[8].

После крушения

Шестое и последнее плавание «Британика» в Средиземное море состоялось в ноябре 1916 года. 21 числа судно проходило между греческими островами Кеа и Китнос, забирая раненных для эвакуации. Ровно в 8:00 раздался сильный взрыв, за которым последовали гул и вибрации. Капитан Бартлет, который ещё наслаждался завтраком, быстро осознал, что корабль подорвался на вражеской мине. Он немедленно занял своё место на мостике. Его первой попыткой было развернуть корабль и выбросить его на мель, но это не удалось. Команда в спешке готовила эвакуацию, и капитан смог предотвратить панику, взяв ситуацию под контроль. Лайнер начал накреняться на правый борт, и вскоре в воде появились вращающиеся гигантские лопасти винта, под которые затянуло две шлюпки. Поняв, что гибель оставшихся спасающихся неизбежна, капитан приказал остановить машины. Корабль продолжал погружаться, и вода через открытые иллюминаторы начала заполнять верхнюю палубу, что предрешило его судьбу. «Британик» ушёл на дно.

Действия капитана Бартлетта стали образцом морского командования. Благодаря его хладнокровию и профессионализму удалось спасти 1104 человека, сам он покинул судно последним. Несмотря на масштабную катастрофу, погибли всего 30 человек, которых затянуло под винты. Спасение людей с «Британика» вошло в историю мирового судоходства. Поиски затонувшего судна увенчались успехом лишь в 1975 году, когда экспедиция Жак-Ив Кусто обнаружила его останки на глубине 112 метров неподалёку от греческого острова Кеа. Эти останки теперь принадлежат историку мореходства Милзу[6].

Интересные факты

У знаменитого суперлайнера «Титаник» было два брата-близнеца: «Олимпик», который был спущен на воду примерно за год до него, и «Британник», который сошёл со стапелей уже после трагической гибели «Титаника», но, к сожалению, не смог избежать такой же судьбы. Изначально корабль планировалось назвать «Гигантик», однако после катастрофы «Титаника» от этой идеи отказались. Первая мировая война изменила судьбу «Британника», превратив его в военный госпиталь. Примечательно, что «Британник», который был запроектирован для комфортных пассажирских перевозок, так и не доставил ни одного коммерческого пассажира.

В последнем путешествии «Британника» на борту находилась медсестра Вайлет Джессоп. Она оказалась в шлюпке, которую унесло под винт тонущего судна, но, к счастью, ей удалось выжить. Удивительно, но до этого происшествия Вайлет также была на «Титанике» и успешно пережила его катастрофу. Она выпрыгнула из шлюпки, чтобы избежать смертоносных винтов корабля, куда затянуло лодку с пассажирами, и вскоре стала свидетельницей того, как ещё один великий корабль уходит под воду. «Белая гордость океанского медицинского мира сначала слегка наклонила нос, а затем всё глубже погружалась», - записала Джессоп в своих мемуарах «Выжившая на «Титанике», опубликованных в 1997 году. Ещё более удивительным является тот факт, что она работала стюардессой на «Олимпике», когда тот столкнулся с крейсером «Хоук» в Саутгемптоне. Вайлет Джессоп скончалась в 1971 году в возрасте 84 лет, и позже стала прообразом Роуз, героини фильма Дэвида Кэмерона.

В 1996 году Саймон Миллз, оператор и морской историк-любитель, приобрёл обломки «Британника» за 25 тысяч долларов. До этого они принадлежали коллекционеру кораблекрушений Марку Бамфорду. Стоит отметить, что точное месторасположение останков «Британника» было выявлено Жаком Кусто в 1976 году, в 64 километрах к югу от Афин. Интересно, что длина судна составляет около 270 метров, его водоизмещение — 48 000 тонн, и оно лежит на глубине 19 метров практически целиком! Единственной заметной деталью была трещина, возникшая от удара. Это несоответствие породило множество теорий.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению о настоящих причинах гибели «Британника». Лайнер перевернулся и утонул всего за 55 минут, но благодаря хорошо организованным спасательным операциям из 1136 раненых и членов команды погибли лишь около 30 человек. Шлюпки некоторых из них затянуло в винты корабля. Одна из версий утверждает, что мина, оставленная немецкой подводной лодкой, на которую наткнулся «Британник», не могла серьёзно повредить судно. Однако лайнер врезался в мину, находясь в угольном отсеке. В результате произошёл взрыв угольной пыли, который прорвал огромную пробоину в левом борту. Согласно другой версии, корабль перевозил оружие, из-за чего его торпедировал противник. Некоторые исследователи даже выдвигали предположение, что британское правительство само потопило корабль, чтобы вызвать интерес США к участию в войне.

Морской исследователь Роберт Баллард, который обнаружил обломки «Титаника» в Северной Атлантике, также обследовал место гибели «Британника» в 1995 году. Он нашёл несколько отверстий в корпусе судна. Интересно, что Баллард размышлял о превращении «Британника» в подводный музей, оснастив его кинокамерами, которые бы транслировали изображение на берег. В настоящее время к нему поступает множество предложений поднять «Британник». Однако Баллард предпочитает оставить корабль на дне, как ещё одно окутанное тайной напоминание о том, что непотопляемых судов не существует[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Atlantic Liners — H.M.H.S. Britannic Архивная копия от 16 ноября 2010 на Wayback Machine (англ.).
  2. Этот день в истории: 1916 год — гибель «Британика». eadaily.com (21 ноября 2018). Дата обращения: 17 сентября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Британник: Рождение гиганта. titanicsociety.ru. Дата обращения: 17 сентября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Короткая судьба «Британика». moreman.su (24 августа 2020). Дата обращения: 17 сентября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Британник (Судно). shtorm77.blogspot.com/ (25 декабря 2017). Дата обращения: 17 сентября 2024.
  6. 6,0 6,1 Анисимова С. Гибель "Британика".Корабль - госпитальное судно, третье и последнее судно класса "Олимпик". www.syl.ru (9 июля 2017). Дата обращения: 17 сентября 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Зайцев В. «Склонял голову все ниже и ниже»: как брат «Титаника» погиб на войне. www.gazeta.ru (21 ноября 2021). Дата обращения: 17 сентября 2024.
  8. Романова Т. Гибель Британника. titanicsociety.ru. Дата обращения: 17 сентября 2024.
  9. Пять интересных фактов о «Британнике». vologda.kp.ru (20 ноября 2013). Дата обращения: 17 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!