Брак в Кане Галилейской

Материал из «Знание.Вики»

Претворение воды в вино во время брака в Кане Галилейской – первое совершенное Иисусом Христом чудо. Произошло оно в Кане, недалеко от Назарета, во время брачного пира.

Евангельское повествование

«Брак в Кане Галилейской», Паоло Веронезе (1562-1563). Лувр.

Описание чуда было дано только евангелистом Иоанном:

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.» (Ин. 2:1-11)

Символическое значение чуда

Данное чудо является в принципе первым чудом, что было совершено Иисусом. Он предупреждает свою мать: «не пришёл час Мой», однако в помощи Он не отказывает. Православные и католические богословы видят в этом выражение особой силы молитвы Богородицы за людей [1], а также установление и освящение таинства брака[2]. В толковании Кирилла Александрийского превращение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым. По мнению современных библеистов, чудо символизирует смену эпохи еврейских ритуальных омовений веком Мессии с его изобилием вина и веселья.

Сюжет чуда в изобразительном искусстве

«Брак в Кане Галилейской», Бенвенуто Тизи по прозвищу Гарофало (1531). Государственный Эрмитаж.

Наряду с наиболее известной работой от Паоло Веронезе, сюжеты были изображены Босхом, Джотто ди Бондоне, Бенвенуто Тизе (Гарофало).

Ссылки и литература

  1. Серафим Слободский. Закон Божий. Архивная копия: https://web.archive.org/web/20080505014445/http://www.culture.orthodoxy.ru/biblioteka/zakon/ZakonBoschi.htm (5 мая 2008 года). Дата обращения: 15 марта 2023.
  2. Толкование Евангелия на каждый день года. Православие.ru (16/ 04/2007). Дата обращения: 15 марта 2023.