Боченков, Михаил Степанович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Михаил Степанович Боченков
Боченков Михаил Степанович.jpg
Дата рождения 21 ноября 1919(1919-11-21)
Место рождения деревня Могили,
Вятская губерния,
Советская Россия
Дата смерти 11 августа 1980(1980-08-11) (60 лет)
Место смерти СССР
Страна  СССР Флаг России Россия
Место работы Амурская железная дорога,
Томская железная дорога,
ВНИИЖТ
Альма-матер Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии
SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Знак СССР «Почётному железнодорожнику» ZDNT RSFSR.jpg

Михаил Степанович Боченков (21 ноября 1919 — 11 августа 1980) — советский железнодорожник, учёный, доктор технических наук (1971), профессор (1973); проректор по научной работе НИИЖТ (1965—1974)[1].

Автор более 100 научно-исследовательских работ, 75 из которых опубликованы в центральной печати и в сборниках трудов НИИЖТ, также является автором изобретений[2].

Биография

Родился 21 ноября 1919 года[3] в деревне Могили Вятской губернии, ныне Кировской области, в семье рабочего. В 1934 году окончил пять классов средней школы в Новосибирске, где жил с отцом. По 1937 год работал сначала учеником, а затем слесарем механических мастерских магазина «Учсбыт» в Новосибирске. Одновременно с 1935 года обучался на вечернем отделении рабфака Новосибирского института военных инженеров транспорта (НИВИЖТ, ныне Сибирский государственный университет путей сообщения). Окончив рабфак в 1939 году, поступил на строительный факультет этого же вуза[3].

В 1945 году окончил институт, получил квалификацию военного инженера-строителя и в числе 30 выпускников был направлен на Китайско-Чанчуньскую железную дорогу (бывшая КВЖД), где работал старшим инженером, а затем начальником 1-й дистанции пути. В связи с выводом советских войск из Китая Михаил Боченков возвратился в СССР и в течение полугода работал старшим инженером технического отдела службы на Амурской железной дороге. В ноябре 1946 года был переведён в 13-ю (Инскую) дистанцию пути Томской железной дороги, на которой проработал до 1954 года старшим инженером, заместителем начальника дистанции по политчасти, старшим дорожным мастером по опытным работам[2].

На станции Инская им был выполнен экспериментальный участок бесстыкового пути с саморазрядкой температурных напряжений[2] — первый в СССР бесстыковой путь, разработанный инженером Михаи­лом Боченковым, уложенный в 1949 году[4]. С 1954 года Боченков работал заместителем начальника 1-й дистанции пути Московско-Курско-Донбасской железной дороги по опытным работам. В 1956 году он перешёл на работу инженером отделения путевого хозяйства Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию «Бесстыковой путь с автоматической разрядкой температурных напряжений и исследование его работы»[5], написанную на основе исследований конструкции бесстыкового пути (получила название «бесстыковой путь конструкции инженера Боченкова»), и в этом же году был избран на должность старшего научного сотрудника[2].

В 1961 году Михаил Степанович избран доцентом кафедры «Путь и путевое хозяйство» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, где с сентября 1965 по февраль 1974 года был проректором по научной работе. В 1971 году Боченков защитил докторскую диссертацию на тему «Исследование угона железнодорожного пути при современных конструкциях подвижного состава и верхнего строения пути», а в 1973 году ему присвоено звание профессора. В апреле 1976 года возглавил кафедру «Путь и путевое хозяйство».

15 июля 1980 года профессор Михаил Боченков в связи с ухудшением здоровья по собственному желанию оставил пост заведующего кафедрой и вышел на пенсию[2]. Умер в Новосибирске 11 августа 1980 года и был похоронен на Заельцовском кладбище города[3].

Награды

Был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

«Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (14 декабря 1979, за заслуги в научной и педагогической деятельности).

Министерство путей сообщения наградило Боченкова знаком «Почетному железнодорожнику», а Министерство высшего образования СССР — нагрудным знаком «За отличные успехи в работе».

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Ссылки