Боченков, Михаил Степанович
Михаил Степанович Боченков | |||||
---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 21 ноября 1919 | ||||
Место рождения |
деревня Могили, Вятская губерния, Советская Россия |
||||
Дата смерти | 11 августа 1980 (60 лет) | ||||
Место смерти | СССР | ||||
Страна | СССР Россия | ||||
Место работы |
Амурская железная дорога, Томская железная дорога, ВНИИЖТ |
||||
Альма-матер | Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта | ||||
Учёная степень | доктор технических наук | ||||
Учёное звание | профессор | ||||
Награды и премии |
|
Михаил Степанович Боченков (21 ноября 1919 — 11 августа 1980) — советский железнодорожник, учёный, доктор технических наук (1971), профессор (1973); проректор по научной работе НИИЖТ (1965—1974)[1].
Автор более 100 научно-исследовательских работ, 75 из которых опубликованы в центральной печати и в сборниках трудов НИИЖТ, также является автором изобретений[2].
Биография
Родился 21 ноября 1919 года[3] в деревне Могили Вятской губернии, ныне Кировской области, в семье рабочего. В 1934 году окончил пять классов средней школы в Новосибирске, где жил с отцом. По 1937 год работал сначала учеником, а затем слесарем механических мастерских магазина «Учсбыт» в Новосибирске. Одновременно с 1935 года обучался на вечернем отделении рабфака Новосибирского института военных инженеров транспорта (НИВИЖТ, ныне Сибирский государственный университет путей сообщения). Окончив рабфак в 1939 году, поступил на строительный факультет этого же вуза[3].
В 1945 году окончил институт, получил квалификацию военного инженера-строителя и в числе 30 выпускников был направлен на Китайско-Чанчуньскую железную дорогу (бывшая КВЖД), где работал старшим инженером, а затем начальником 1-й дистанции пути. В связи с выводом советских войск из Китая Михаил Боченков возвратился в СССР и в течение полугода работал старшим инженером технического отдела службы на Амурской железной дороге. В ноябре 1946 года был переведён в 13-ю (Инскую) дистанцию пути Томской железной дороги, на которой проработал до 1954 года старшим инженером, заместителем начальника дистанции по политчасти, старшим дорожным мастером по опытным работам[2].
На станции Инская им был выполнен экспериментальный участок бесстыкового пути с саморазрядкой температурных напряжений[2] — первый в СССР бесстыковой путь, разработанный инженером Михаилом Боченковым, уложенный в 1949 году[4]. С 1954 года Боченков работал заместителем начальника 1-й дистанции пути Московско-Курско-Донбасской железной дороги по опытным работам. В 1956 году он перешёл на работу инженером отделения путевого хозяйства Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию «Бесстыковой путь с автоматической разрядкой температурных напряжений и исследование его работы»[5], написанную на основе исследований конструкции бесстыкового пути (получила название «бесстыковой путь конструкции инженера Боченкова»), и в этом же году был избран на должность старшего научного сотрудника[2].
В 1961 году Михаил Степанович избран доцентом кафедры «Путь и путевое хозяйство» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, где с сентября 1965 по февраль 1974 года был проректором по научной работе. В 1971 году Боченков защитил докторскую диссертацию на тему «Исследование угона железнодорожного пути при современных конструкциях подвижного состава и верхнего строения пути», а в 1973 году ему присвоено звание профессора. В апреле 1976 года возглавил кафедру «Путь и путевое хозяйство».
15 июля 1980 года профессор Михаил Боченков в связи с ухудшением здоровья по собственному желанию оставил пост заведующего кафедрой и вышел на пенсию[2]. Умер в Новосибирске 11 августа 1980 года и был похоронен на Заельцовском кладбище города[3].
Награды
Был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
«Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (14 декабря 1979, за заслуги в научной и педагогической деятельности).
Министерство путей сообщения наградило Боченкова знаком «Почетному железнодорожнику», а Министерство высшего образования СССР — нагрудным знаком «За отличные успехи в работе».
Примечания
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 21 ноября
- Родившиеся в 1919 году
- Умершие 11 августа
- Умершие в 1980 году
- Доктора технических наук
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Почётные железнодорожники
- Заслуженные деятели науки и техники РСФСР
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по науке
- Родившиеся в Кировской области
- Члены КПСС
- Похороненные в Новосибирске
- Похороненные на Заельцовском кладбище