Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году

Материал из «Знание.Вики»
Бомбардировки Берлина в 1941 году
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Бомбардировка объектов Берлина.jpg
Дата 7 августа5 сентября 1941
Противники

 СССР

 Нацистская Германия

Командующие

Flag of the Soviet Air Force.svg ВВС СССР
Павел Жигарев

COA Luftwaffe eagle gold (looking sinister).svg Люфтваффе
Герман Геринг

Силы сторон

 СССР 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС
81-я дальняя бомбардировочная авиационная дивизия

Германия Третий рейх
Центральный округ ВВС и ПВО

Бомбардиро́вки Берли́на в 1941 году́ — серия авианалётов на столицу Нацистской ГерманииБерлин, совершённых с 7 августа по 5 сентября 1941 года советской авиацией после внезапного нападения Германии на Советский Союз и начала Великой Отечественной войны. Общее руководство операцией осуществлял командующий ВВС Красной армии Павел Жигарев и командующий военно-морской авиации генерал-лейтенант авиации Семён Жаворонков.

Налёты на столицу рейха осуществляли лётчики 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота под руководством полковника Евгения Преображенсколго и 81-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии Авиации дальнего действия под руководством комбрига Михаила Водопьянова.

История

Налёт советской морской авиации

Схема полета самолетов на Берлин от о. Сааремаа
Схема полета самолетов на Берлин от острова Сааремаа
Полковник Евгений Преображенский с экипажем своего корабля
Подготовка бомбардировщика к боевому вылету

В ответ на начало бомбардировки Москвы немецкой авиацией случившейся через месяц после начала Великой Отечественной войны 22 июля и 24 июля, Ставка Верховного главнокомандования приняла решение приступить к бомбардировке Берлина с аэродрома «Кагул» на острове Сааремаа. Инициаторами этой идеи выступили Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Николай Кузнецов и командующий военно-морской авиации генерал-лейтенант авиации Семён Жаворонков. Ставка Верховного главнокомандования во главе с Иосифом Сталиным согласилась с их мнением, и в результате детальной проработки вопроса выбор пал на 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского[1][2][3].

Полковник Преображенский лично возглавил особую группу, собранную из всех пяти авиационных эскадрилий 1-го минно-торпедного авиационного полка, которая в начале августа 1941 года перебазировалась на один из четырёх самых больших островов Моонзундского архипелага — остров Сааремаа. С аэродрома «Кагул», который к тому времени располагался в тылу вермахта, тактический радиус дальних бомбардировщиков ДБ-3ф обеспечивал возможность нанесения ударов с воздуха по Берлину. Но столицу Нацистской Германии можно было достичь не только с учётом предельного радиуса действия самолетов первого полка, но и при условии выполнения полёта только в ночное время суток и в основном над морем. После первого пробного разведывательного полёта с острова по маршруту группы из пяти ДБ-3ф под командованием капитана Андрея Ефремова было принято окончательное решение на бомбардировку Берлина[1][2][3].

Вечером 7 августа один за другим взлетели тринадцать максимально груженных крылатых машин. Флагманом шел полковник Преображенский, вторую группу вёл капитан Василий Гречишников, третью возглавлял капитан Ефремов. По маршруту шли на высоте семи километров, температура за бортом была отрицательная, стекла кабин и очки шлемофонов членов летных экипажей обмерзали, периодически пользовались аварийными кислородными приборами. В вылете бомбардировки Берлина побывало пять самолётов полка, остальные экипажи отбомбились по Штеттину. Для Нацистской Германии этот налёт явился полной неожиданностью, так как в начале войны Йозеф Геббельс объявил, что советская авиация разгромлена, глава люфтваффе Герман Геринг уверял, что ни одна советская бомба не упадет на Берлин[4]. Пропагандистское гитлеровское радио даже сообщало что налёт провели англичане[1][2][3].В связи с бомбардировкой Берлина советско-морской авиацией Верховного командования вермахта выпустило директиву за № 34 от 12 августа 1941 года, подписанной начальником штаба ОКВ фельдмаршалом Кейтелем, в которой штабу группы армий «Север» предписывалось:

Как только позволит обстановка, следует совместными усилиями соединений сухопутных войск, авиации и военно-морского флота ликвидировать военно-морские базы противника на островах Даго и Эзель. При этом особенно важно уничтожить вражеские аэродромы, с которых осуществляются воздушные налеты на Берлин. Координация проведения подготовительных мероприятий поручается командованию сухопутных войск[5]

Всего лётчиками Балтийского флота на Берлин было совершено восемь налётов, последний из которых состоялся в ночь на 4 сентября 1941 года. Авиационная группа выполнила восемьдесят шесть самолётовылетов, при этом тридцать три самолёта дошли до цели и бомбили Берлин. Остальные самолёты по разным причинам нанесли бомбовые удары по запасным целям в таких городах как Штеттин, Кольберг, Мемель, Виндам, Данциг, Либава. В результате налётов в Берлине было зарегистрировано тридцать два очага пожара. За период бомбовых ударов по Берлину потери авиагруппы полковника Преображенского составили восемнадцать самолётов и семь экипажей[2][6].

Налёт дальнебомбардировочной советской авиации

8 августа 1941 года Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин отдал приказ Государственного комитета обороны СССР приказывающий командиру 81-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии комбригу Михаилу Водопьянову с 9 августа на 10 августа или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки Кенигсберга[7].

На основании этого документа командующий ВВС Красной армии Павел Жигарев издал соответствующий приказ. Одновременно штабом ВВС Красной армии совместно с Авиацией дальнего действия были разработаны боевые задания 81-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии по обеспечению пролёта и возвращения бомбардировщиков через линию фронта. Удар по Берлину, вслед за ВВС Балтийского флота, должны были наносить экипажи 432-го (на ТБ-7) и 433-го (на Ер-2) дальнебомбардировочных полков. Для выполнения боевой задачи первоначально были задействованы двенадцать ТБ-7 и двадцать восемь Ер-2[2].

10 августа самолёты перелетели на военный аэродром в город Пушкин. После очередной технической ревизии состояния машин количество отобранных бомбардировщиков уменьшилось до десяти ТБ-7 (выбор пал только на дизельные машины) и шестнадцать Ер-2, составившие основу первой и второй эскадрилий 432-го дальнебомбардировочного полка. Общее руководство организацией первого налёта дальнебомбардировочной авиации на Берлин было возложено на командующего ВВС Красной армии генерал-лейтенанта авиации Жигарева, непосредственное командование авиагруппой бомбардировщиков — на комбрига Водопьянова. 10 августа экипажи эскадрилий были собраны для постановки задачи. Командующий ВВС Красной армии Жигарев зачитал обращение Верховного Главнокомандующего к личному составу дивизии, одновременно был отдан приказ иметь на каждом воздушном корабле максимальный боекомплект и полную заправку топливных баков. Основу боеприпасов составляли авиационные бомбы — фугасные ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500, ФАБ-1000), зажигательные ЗАБ-50 и ротационно-рассеивающие РРАБ-3[2].

В ночь с 10 на 11 августа 1941 года комбриг Водопьянов лично участвовал в налёте на Берлин в одном экипаже с Энделем Пусэпом. Его самолёт ТБ-7 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. Дивизия Водопьянова в этом налёте потеряла 7 из 14 стартовавших бомбардировщиков[8]

Крайняя ограниченность по времени, и строжайшая секретность планируемого мероприятия исключили возможность своевременного доведения до руководства Северной зоны ПВО и противовоздушной обороны Балтийского флота сведений о предстоящем полёте дальнебомбардировочной авиации ВВС. Подавляющее большинство личного состава подразделений зенитной артиллерии и экипажей истребительной авиации не были знакомы с силуэтами ТБ-7 и Ер-2, что позволяло принимать их за вражеские бомбардировщики. Вследствие возникших технических проблем на Берлин ушло лишь десять бомбардировщиков (семь ТБ-7 и три Ер-2), до цели долетели семь тяжёлых самолетов. При налёте ТБ-7 на район Берлина было сброшено двадцать ФАБ-250, три ФАБ-500 и три РРАБ-3. При налёте Ер-2 было сброшено около двадцать ФАБ-100[2].

Список лётчиков вылетавших на боевое задание 10 августа 1941 года
Лётчик Самолёт Бомбовая нагрузка Время взлёта Примечание
Курбан, Александр Александрович ТБ-7 ФАБ-500 — 4 20.50 Бомбил цель. Сел вынуждено. Самолёт разбит.
Перегудов, Анатолий Андреевич ТБ-7 ФАБ-100 — 20
ЗАБ-50 — 16
20.52 Вернулся из-за отказа мотора
Тягунин, Александр Николаевич ТБ-7 ФАБ-250 — 12 21.03 Сбит зенитной артиллерией и истребителями Балтийского флота. Погибли 4 человека, 1 — пропал без вести.
Водопьянов, Михаил Васильевич ТБ-7 ФАБ-250 — 9
РРАБ-3 — 1
ЗАБ-2,5 — 116
21.05 Бомбил цель. Сел вынуждено. Самолёт разбит.
Бидный, Василий Дементьевич ТБ-7 ФАБ-100 — 30 21.50 Бомбил Лауэнбург. Сел вынуждено. Самолёт цел.
Егоров, Константин Петрович ТБ-7 ФАБ-1000 — 2
ФАБ-100 — 8
21.56 Катастрофа из-за отказа моторов.
Угрюмов, Михаил Михайлович ТБ-7 ФАБ-250 — 8
РРАБ-3 — 2
ЗАБ-2,5 — 232
21.58 Бомбил цель. Сел вынуждено. Самолёт и экипаж невредимы (за исключением одного погибшего воентехника).
Панфилов, Александр Иванович ТБ-7 ФАБ-250 — 8
ЗАБ-50 — 16
22.00 Бомбил цель. Не вернулся с задания.
Родных, Михаил Васильевич ТБ-7 ФАБ-100 — 20
РРАБ-3 — 2
ЗАБ-2,5 — 232
Не вылетел из-за отказов моторов.
Степанов, Александр Григорьевич Ер-2 ФАБ-100 — 7 21.11 Бомбил цель. Не вернулся.
Кубышко, Борис Афанасьевич Ер-2 ФАБ-100 — 7 21.12 Бомбил цель. Сбит своим истребителем. Экипаж цел.
Малинин, Владимир Михайлович Ер-2 ФАБ-100 — 7 21.12 Бомбил цель. Вернулся нормально.
Молодчий, Александр Игнатьевич Ер-2 ФАБ-100 — 7 21.25 Авария при взлете. Экипаж цел.

Итоги налётов

Результаты первого воздушного налета на Берлин дальнебомбардировочной авиацией были отражены в специальном приказе Наркома обороны СССР № 0071 от 17 августа 1941 года «О результатах и недостатках в организации налета 81-й авиадивизии на район Берлина». В целом, воздушная бомбардировка военных объектов столицы нацистской Германии была признана успешной. За личное участие в налете Нарком обороны объявил благодарность комбригу Водопьянову, командирам воздушных кораблей: Курбану, Угрюмову, Панфилову, Видному, Кубышко и всему личному составу экипажей[9][2]. При этом по итогам налёта 17 августа Герой Советского Союза комбриг Михаил Водопьянов был освобождён от должности командира дивизии как не имеющий «достаточных командных навыков и опыта в организаторской работе, необходимой в командовании соединениями»[10]. При этом ему была объявлена благодарность за проявленное мужество, он остался в дивизии и продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года № 606/18 наиболее отличившиеся летчики удостоены званий Герой Советского Союза, среди них[2][11]:

Всего в августе-сентябре Орденами Ленина были награждены тринадцать человек, Красного Знамени и Красной Звезды — пятьдесят пять человек[2].

Несмотря на сложности в организации первого налёта, дальнебомбардировочная авиация до 5 сентября 1941 года произвела десять налётов на Берлин и другие города Германии: Кенигсберг, Штеттин, Данциг и Свинемюнде, сбросив на них 21,5 тонны бомб[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Курсом к победе / Н. Г. Кузнецов. — Москва : Воен. изд-во, 1987. — 461 с
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Первые воздушные налеты Советской авиации на Берлин. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 22 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Михайловский Н. Г. Тайна аэродрома «Кагул» // Таллинский дневник. — 3-е издание, исправленное и дополненное. — М. : Советская Россия, 1985. — 352 с.
  4. «Длинные руки» Сталина. Как СССР бомбил Берлин летом 1941 года. Аргументы и факты. Дата обращения: 22 августа 2024.
  5. Виноградов Ю. А. Под крыльями — Берлин. — М. : Терра-книжный клуб, 2005.
  6. Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 – 1945 гг.: Ч. 2. Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1963. С. 120
  7. Минобороны опубликовало приказ Сталина о бомбардировке Берлина в 1941 году. РИА Новости. Дата обращения: 22 августа 2024.
  8. Лашков А. Ю. «Обязать 81-ю авиадивизию произвести налёт на Берлин». Первый воздушный налёт дальнебомбардировочной авиации на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941 года. // Военно-исторический журнал. — 2016. — № 8. — С.19—23.
  9. Приказы народного комиссара обороны СССР. 22 июня 1941 г. — 1942 г. — М.: Терра, 1997. — Т. 13 (2—2). — С. 61—62. — (Русский архив: Великая Отечественная). — ISBN 5-85255-708-0.
  10. Приказ о результатах и недостатках в организации налета 81-й авиадивизии на район Берлина № 0071 от 17 августа 1941 г. / Русский архив: Великая Отечественная: Т. 13 (2—2). Приказы народного комиссара обороны СССР. 22 июня 1941 г. — 1942 г.— М.: ТЕРРА, 1997. — 448 с.
  11. Указ Президиума Верховного Совета СССР. О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-Морского флота : Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1941. — № 37 [152] (24 августа).

Литература

  • 1941 год : Документы : В 2 кн. / Междунар. фонд "Демократия"; Сост. Л. Е. Решин и др.; Науч. ред. В. П. Наумов. — Москва, 1998. — ISBN 5-89511-003-7
  • Забвению не подлежит / Ком. по культуре Санкт-Петербурга, Гос. мемор. музей обороны и блокады Ленинграда ; [сост.: Н. П. Добротворский, В. М. Давид]. — Санкт-Петербург : ЭГО, Т. 7: Р-С. — 2003. — 420 с. — ISBN 5-85540-461-7
  • Виноградов Ю. А. Операция Б. — М. : Патриот, 1992.
  • Кузнецов Н. Г. Курсом к победе. — М. : Голос, 2000.
  • Хохлов П. И. Над тремя морями. — 2-е изд., доп. — Л. : Лениздат, 1988. — 240 с.
  • Бондаренко И. М. Часть 2. Глава 12 // Такая долгая жизнь : Роман в 2 книгах. — М. : Советский писатель, 1990. — Кн. 2.
  • Виноградов Ю. А. Под крыльями — Берлин. — М. : Терра-книжный клуб, 2005.
  • Виноградов Ю. А. Иду на Берлин. — М. : ДОСААФ, 1980. — 224 с. — (За честь и славу Родины).
  • Михайловский Н. Г. Тайна аэродрома «Кагул» // Таллинский дневник. — 3-е издание, исправленное и дополненное. — М. : Советская Россия, 1985. — 352 с.
  • Кабанов С. И. Бои на архипелаге // На дальних подступах. — Военные мемуары. — М. : Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971. — 304 с.
  • Герасимов В. Л. Советские морские летчики первыми потушили огни Берлина // «Военно-исторический журнал». — 2001. — № 8. — С.25—29.

Ссылки