Большеохтинский мост
Большеохтинский мост | |
---|---|
Область применения | автомобильный, пешеходный |
Пересекает | река Нева |
Место расположения |
Россия Санкт-Петербург |
Конструкция | |
Тип конструкции | арочные двухшарнирные фермы с затяжкой, двукрылый разводной пролёт |
Материал | сталь |
Число пролётов | 3 |
Общая длина | 334,75 м |
Ширина моста | 26,5 м |
Эксплуатация | |
Конструктор, архитектор |
инженеры Г. Г. Кривошеин, В. П. Апышков |
Начало строительства | 1909 год |
Открытие | 26 октября 1911 год |
Закрытие на реконструкцию | 1983 год, 1993—1997 год |
Большео́хтинский мост — величественная металлическая конструкция весом 8920 тонн, соединяет исторический центр Санкт-Петербурга с Охтой, где расположена Красногвардейская площадь. Мост для автомобильного движения включает три пролёта, из которых центральный является разводным. Проезд осуществляется по четырём полосам, а для пешеходов по бокам проложены тоннели. Строительство моста началось 114 лет назад, к 200-летнему юбилею Полтавской битвы. Объект имеет статус культурного наследия России и служит одним из символов города на Неве[1].
История
В первой половине XIX века, при разработке плана городского развития, Николай I включил в него идею строительства моста. Однако тогда проект не был реализован[2].
В 1860 году вопрос о возведении моста вновь стал актуальным, но участники совещания не смогли прийти к общему мнению о его расположении. В итоге было решено отложить реализацию идеи на более поздний срок. Основные трудности заключались в том, что каждый промышленник желал, чтобы переправа находилась поблизости к его предприятию, в то время как паромщики не хотели терять свои доходы.
Ускорило процесс принятия решения о начале строительных работ трагическое событие на паромной переправе. 7 апреля 1907 года на месте впадения Охты в Неву, столкнувшись в тумане с льдиной, затонул пароход «Архангельск». Погибли 39 человек - почти половина пассажиров. Эта трагедия получила большой общественный резонанс, и уже в мае этого же года император Николай II отдал приказ: «Не затягивать постройку моста!».
26 июня 1909 года состоялась торжественная закладка моста Петра Великого - именно так он назывался до 1917 года - а официально его открыли в 1911 году. Но потом работы продолжались ещё полтора-два года. Основным подрядчиком стала польская компания «Рудзский и Ко», а уникальный механизм разводного моста был изготовлен на Петербургском заводе металлоконструкций. С 1990 года Большеохтинский мост имеет статус объекта культурного наследия России и находится под государственной охраной[3].
Строительство
Вопрос о строительстве моста был окончательно решён 22 января 1900 года. Будущий мост должен был соединять Смольный монастырь и верфь Крейтона. В 1901 году городская дума организовала международный конкурс для разработки наилучшего проекта моста. В комиссию было представлено 16 предложений от западных и российских инженеров, а также три проекта вне конкурса.
Одним из участников стал проект «Свобода судоходству», созданный Григорием Григорьевичем Кривошеиным и Владимиром Петровичем Алышковым. Этот проект выделялся среди остальных благодаря своей идее сооружения моста с разводным пролётом, расположенным не у берега, а в середине реки. После планировалось подвесить дорожное полотно к нижней части арок моста, что являлось новшеством для Петербурга. Комиссия высоко оценила эти инновации, признала проект лучшим, но указала на необходимость доработок. В 1907 году 24 сентября внесённые изменения были одобрены.
7 июля 1908 года был подписан контракт на строительство моста с заводом «Рудзский и Ко». Согласно соглашению, работы должны были завершиться в течение трёх лет, а создание механизма разводного пролёта было поручено Петербургскому металлическому заводу.
26 июня 1909 года состоялась торжественная закладка моста, приуроченная к двухсотлетию Полтавской битвы. Важно было назвать его в честь Петра I, который значительно способствовал победе в этом сражении.
Официальное открытие моста состоялось 28 октября 1911 года, хотя работы продолжались до 1913 года. Новый мост стал очередным уникальным сооружением Санкт-Петербурга[4].
Особенности конструкции
Во времена строительства моста его проект был уникальным и современным:
Режим разводки Большеохтинского моста
Развод Большеохтинского моста в Санкт-Петербурге происходит ровно на 3 часа: с 02:00 до 05:00. Однако время развода может внепланово измениться, поэтому рекомендуем посмотреть график на официальном сайте[5].
Прекращение движения транспорта | Начало судоходства в разводной пролёт | Окончание судоходства в разводной пролёт | Открытие движения транспорта |
---|---|---|---|
2:00 | 2:10 | 4:55 | 5:00 |
Мост открывают для прохода судов дважды за ночь с 10 апреля по 30 ноября. Особенно зрелище впечатляет в период белых ночей[6].
Примечания
- ↑ Елизавета К. Большеохтинский мост . iskatel.com. Дата обращения: 28 октября 2024.
- ↑ Большеохтинский мост (Мост Петра Великого) . mos-holidays.ru. Дата обращения: 28 октября 2024.
- ↑ Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге . Туристер. Дата обращения: 28 октября 2024.
- ↑ Большеохтинский мост . Петербург Центр. Дата обращения: 28 октября 2024.
- ↑ Мосты Петербурга . СПб ГБУ «Мостотрест» (3 ноября 2024).
- ↑ Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге . Прогулки по рекам и каналам. Дата обращения: 24 октября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Ссылки
- Мосты по алфавиту
- Стальные мосты
- Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Мосты через Неву
- Разводные мосты Санкт-Петербурга
- Здания и сооружения Центрального района Санкт-Петербурга
- Региональные объекты культурного наследия в Санкт-Петербурге
- Мост