Большаков, Николай Аркадьевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Николай Аркадьевич Большаков
Большаков Николай Аркадьевич.jpg
Дата рождения 11 (23) ноября 1874(1874-11-23)
Место рождения Харьков,
Российская империя
Дата смерти 20 января 1958(1958-01-20) (83 года)
Место смерти Ленинград, СССР
Страна  Российская империя
 СССР
Профессии оперный певец, педагог
Награды
Орден «Знак Почёта» SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Заслуженный артист Республики
Заслуженный деятель искусств РСФСР

Николай Аркадьевич Большаков (11 (23) ноября 1874 — 20 января 1958) — русский и советский оперный и концертный певец (лирико-драматический тенор), педагог.

Биография

Родился 11 ноября (23 ноября по новому стилю) 1874 года в Харькове в семье провинциальных актёров — Аркадия Алексеевича Большакова и Марии Николаевны Акенфьевой (его дед по материнской линии был театральным декоратором).[1]

Образование

Учился в Харьковской гимназии, где пел в церковном и светском хорах. Окончил гимназию Гуревича в Санкт-Петербурге (1891—1896), где в течение учёбы занимался сольным пением. Затем продолжил своё образование на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета (3 курса, 1896—1899) и одновременно брал уроки пения у И. П. Прянишникова. В 1901—1906 годах, в летнее время, Николай Большаков совершенствовал вокальное мастерство за границей: в Италии у Аугусто Броджи и в Париже у Леона Эскалаиса.[2]

Деятельность

В 1899—1900 годах Большаков — солист харьковской оперной труппы А. А. Церетели (Санкт-Петербург, Панаевский театр) и оперы Народного дома Николая II в Санкт-Петербурге (1900—1901). Затем работал в труппе Н. И. Собольщикова-Самарина (Казань, Саратов, гастрольные поездки по Волге, 1901—1903), в антрепризе А. М. Назарова (Харьков, Кишинев, 1903—1904), в труппах Н. Н. Фигнера (Астрахань, гастрольная поездка по Волге, 1904) и А. А. Церетели (Санкт-Петербург, Оперный театр консерватории, 1904—1906). В 1906—1929 годах — солист Мариинского театра.[2]

Один из ведущих лирико-драматических теноров петербургской сцены. Обладал сильным голосом, природной музыкальностью и ярким сценическим дарованием. В его репертуаре — 112 партий в операх и опереттах, лучшие среди них: Водемон, Герман, Ленский («Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Левко, Иван Лыков («Майская ночь», «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Кола Риенци («Риенци» Р. Вагнера), Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Финн («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Пинкертон («Чио-Чио-сан» Д. Пуччини). Был первым исполнителем партий Чаплинского («Пан воевода» Н. А. Римского-Корсакова), Артемьева («Фронт и тыл» А. П. Гладковского), Молодого рабочего и Поселкового начальника («Чёрный яр» А. Ф. Пащенко).[2] Записывался на грампластинки (на некоторых он указан под псевдонимом Аркадьев) в Петербурге (1905—1911 годы, на фирмах «Граммофон», «Колумбия», «Пате», «Бека», «Сирена», «Фаворит», «Омокорд», «Стелла», «Лирофон», «Янус Рекорд», «РАОГ»).[1]

Николай Большаков занимался и педагогической деятельностью: с 1923 года преподавал в Петроградской-Ленинградской консерватории[3]. Преподаватель Рабфака (1930—1935), затем доцент (1926—1934) и профессор (1934—1953) вокального факультета, заведующий кафедрой специального пения, член Художественного совета Оперной студии (с 1938), где преподавал сольное пение. В числе его учеников — солисты Государственного академического театра оперы и балета: Л. Я. Грудина, С. М. Ивницкая, Е. В. Каравашкова, Э. И. Каплан; также И. Х. Вутирас, Н. Г. Гришанов, Н. И. Первозванская, И. П. Яшугин и другие.

Умер 20 января 1958 года в Ленинграде.

Заслуги

  • Заслуженный артист Республики (1924), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938).
  • Награжден орденом Знак Почёта (1938) и медалями, среди которых «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945).

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!