Болейн, Анна

Анна Болейн
Anne Boleyn Hever
Портрет
Дата рождения 1501 или 1507
Место рождения Бликлинг-холл, Норфолк
Дата смерти 19 мая 1536(1536-05-19)
Место смерти Тауэр
Отец Томас, граф Уилтшир Болейн
Мать Элизабет Говард
Супруг(а) Генрих VIII1533 года)
Дети Елизавета I
Автограф Anne Boleyn Signature.svg
Анна Болейн и Генрих VIII
Анна Болейн

А́нна Боле́йн (1501 или 1507 — 19 мая 1536) — одна из самых заметных и влиятельных фигур среди жён Генриха VIII. Будучи второй супругой короля и матерью королевы Елизаветы I, она сыграла решающую роль в событиях, приведших к английской Реформации. Её брак с Генрихом и трагическая казнь стали катализатором политических и религиозных изменений в Англии. До замужества она носила титул маркизы Пембрук[1].

Семья и ранние годы (1501—1513)

В настоящее время точная дата рождения Анны Болейн остается предметом различных предположений, которые указывают на период между 1501 и 1507 годами. Родившись в знатном и богатом семействе, Анна происходила от придворного английского дипломата Томаса Болейна, чье родословное дерево включает именитых предков, таких как король Эдуард I Плантагенет. Несмотря на благородное происхождение по материнской линии, в роду присутствовали и представители простого народа, например, прапрадед по отцовской линии Джеффри Болейн был мелким землевладельцем. Местом, где, предположительно, увидела свет Анна, считается Бликлинг-холл в Норфолке. Её детство и юность прошли в замке Хивер в Кенте, который и сегодня доступен для посещения. В семье Болейн Анна была не единственным ребёнком: у неё были старшая сестра Мэри и младший брат Джордж, чьи даты рождения остаются неизвестными. Томас Болейн, отец Анны, сумел завоевать высокое положение при дворе Генриха VII благодаря своей дипломатической деятельности и владению несколькими языками, в том числе французским, на котором Анна также свободно общалась и писала. При правлении Генриха VIII семья Болейн укрепила своё положение, продолжая служить династии Тюдоров. В 1512 году Томас Болейн был послан в Нидерланды, где сумел завоевать расположение Маргариты Австрийской. Эрцгерцогиня была настолько впечатлена его дочерьми, что приняла Анну в свою свиту. В Нидерландах Анна получила образование, соответствующее высокому придворному статусу: изучала историю, арифметику, овладела несколькими иностранными языками, включая латынь, а также развила навыки в музыке, танцах, верховой езде, стрельбе из лука, игре в шахматы, карты, кости и охотничьих забавах[2].

Служба при дворе французского короля (1514—1521)

Анна Болейн

В 1514 году принцесса Мария, сестра Генриха VIII, отправилась во Францию для заключения брака с Людовиком XII, который значительно превосходил её по возрасту. Анна Болейн, в числе придворных дам, сопровождала принцессу в этой поездке. Недолгая, но трагическая судьба брака закончилась через три месяца после свадьбы, когда Людовик XII скончался. Вскоре после этого Мария тайно обручилась с Чарльзом Брэндоном и вместе с ним вернулась на родину. В то же время, благодаря дипломатическому таланту своего отца, Анна осталась при французском дворе, став фрейлиной королевы Клод, супруги Франциска I. Во Франции Анна углубила своё образование, сосредоточив особое внимание на изучении придворного этикета, а также погрузилась в изысканные развлечения французской знати. Здесь она проявила страсть к литературе, искусству, поэзии и моде, а также заинтересовалась гуманистическими идеями и реформаторскими течениями в религии, которые впоследствии оказали влияние на короля Генриха VIII. В 1521 году, по распоряжению отца, Анна была вызвана обратно в Англию с целью заключения брака с Пирсом Батлером, ирландским графом Ормондом, чтобы уладить давние земельные споры между семьями. Однако судьба распорядилась иначе: Анна была назначена фрейлиной при королеве Екатерине Арагонской. Благодаря полученному в Европе образованию и опыту, Анна выделялась среди других дам королевского двора, впервые появившись при дворе 1 мая 1522 года. Её первое публичное выступление было связано с грандиозным карнавалом, устроенным в честь послов герцога Карла Бургундского. В центре этого зрелищного представления стояла битва восьми рыцарей против Шато-Вер (Зелёного замка), символизирующего красоту и женские добродетели. В этой сцене король Генрих VIII играл роль главного рыцаря, а Анна Болейн блистала в образе «Дамы-стойкости»[1].

Анна Болейн
Анна Болейн

При дворе Генриха VIII (1522—1525)

В связи с неразрешённым спором вокруг графского титула Ормонд, Анну Сент-Леджер пригласили в Англию для заключения брачного союза. На этот раз избранником стал Джеймс Батлер, девятый граф Ормонд, приходившийся ей дальним родственником по отцовской линии и немного превосходивший её в возрасте. Этот манёвр был предпринят в попытке урегулировать наследственную тяжбу, возникшую после кончины Томаса Батлера, седьмого графа Ормонда, в 1515 году, который завещал свой титул дочерям, включая Анну и Маргарет Болейн[2].

Разногласия по поводу земель вспыхнули в Ирландии, когда сэр Пирс Батлер, потомок в пятом поколении третьего графа Ормонда, заявил о своих притязаниях на графский титул. Это побудило Томаса Болейна обратиться за помощью к герцогу Норфолку и, в конечном итоге, к самому королю Генриху VIII. Стремясь избежать волнений в Ирландии, король предложил решить проблему, выдав Анну замуж за сына Пирса Батлера, но эта инициатива не принесла желаемого результата. Возможно, семья Болейн рассчитывала на более выгодную партию для Анны, либо Томас Болейн сам преследовал личные амбиции, добиваясь титула, или же Анна сама отклонила предложение по собственным причинам[2].

Анна впервые предстала перед двором Генриха VIII на торжественном приёме испанских послов 4 марта 1522 года в Йорк-Плейс, где она очаровала всех в роли «Упорства» в маскараде «Зелёный замок». В изысканных белых атласных нарядах, украшенных золотыми лентами, в сопровождении своей сестры Марии Болейн, младшей сестры короля и других придворных дам, Анна продемонстрировала не только грацию в танце, но и свободное владение французским языком, мастерское исполнение на лютне и других музыкальных инструментах, а также пленительный голос и жизнерадостный нрав, что быстро сделало её центром внимания при дворе[2].

Анна Болейн, помня о судьбе своей сестры Марии, которая после скандальных связей при дворах короля Франциска I и Генриха VIII прославилась как его любовница, с осторожностью относилась к знакам внимания мужчин при английском дворе. Она наслаждалась восхищением, но умело держала дистанцию, опасаясь повторения печальной участи сестры[2].

В свете семейных разногласий, вызванных притязаниями на титул графа Ормонда со стороны сэра Пирса Батлера, Анна оказалась в эпицентре политических интриг. Отец Анны, Томас Болейн, стремился укрепить свое положение и влияние, настаивая на праве наследования титула через свою старшую дочь Маргарет. Он обратился к герцогу Норфолку, который, в свою очередь, обратился к королю Генриху VIII, с просьбой разрешить этот спор. Король, заботясь о стабильности в Ирландии, предложил уладить конфликт через брак Анны с Джеймсом Батлером, сыном сэра Пирса, однако этот план не был реализован. Возможно, сэр Томас желал более выгодного союза для дочери, либо преследовал собственные амбиции, стремясь к титулу, или же Анна сама решительно отказалась от брака, считая его невыгодным. Дебют Анны при дворе Генриха VIII стал триумфом. 4 марта 1522 года, на торжественном приеме испанских послов в дворце Йорк-Плейс, она блистательно исполнила роль «Упорства» в маскараде «Зелёный замок» (Chateau Vert). В изысканных белых атласных платьях с золотыми лентами, в окружении сестры Марии Болейн, младшей сестры короля Марии Тюдор и других придворных дам, Анна продемонстрировала не только великолепное владение французским языком и лёгкость в танце, но и уникальное сочетание изысканности, остроумия и приятного голоса, что быстро сделало её одной из самых заметных и обсуждаемых фигур при дворе. Её утончённость и независимость привлекали внимание, но одновременно вызывали и некоторую настороженность среди придворных. Некоторые отмечали, что Анна наслаждалась окружавшим её вниманием со стороны поклонников, но держалась холодно, опасаясь участи родной сестры Марии Болейн, которая, по слухам, имела интимную связь с королём Франциском I и рядом придворных французского двора, а по возвращении ко двору Англии стала любовницей короля Генриха VIII[2].

Анна Болейн и Генрих VIII

Отношения с королём (1525—1533)

Когда именно Генрих обратил свой взор на Анну, установить точно не представляется возможным. До возвращения девушки в Англию ухаживания короля принадлежали её старшей сестре, Мэри. Даже ходили упорные разговоры о том, что Мэри стала матерью одного из внебрачных детей Генриха. Обладая острым умом, хорошим образованием, светским лоском и яркой харизмой, Анна быстро завоевала популярность при дворе. Болейны надеялись, что Анне удастся найти выгодную партию, вступить в брак с влиятельным и состоятельным дворянином. Вскоре интерес Генриха к девушке стал очевиден её семье. Как бы привлекательным и престижным ни было внимание монарха, бывшим фавориткам Генриха редко удавалось впоследствии удачно выйти замуж. Томас Болейн и его супруга Элизабет желали для своей дочери иного будущего. И уж тем более никто не мог предположить, что она свергнет Екатерину Арагонскую и займёт место королевы. Анна долгое время не отвечала взаимностью на ухаживания Генриха, и этому есть несколько объяснений: возможно, она стремилась усилить его интерес, а может, и действительно опасалась его настойчивости. Нельзя исключать, что Анна была искусной интриганкой, но истинные мотивы её поведения остаются загадкой. Известно, что она была помолвлена с графом Генри Перси, и молодые люди даже тайно обручились, но вскоре помолвка была разорвана: Перси нашли другую невесту, по слухам, при участии самого Генриха. Анну же отправили на некоторое время в замок Хивер, вероятно, чтобы остудить пыл короля и похоронить историю с помолвкой. В 1526 году она вновь появилась при дворе, сопровождая королеву Екатерину Арагонскую. Генрих вновь попытался завоевать её расположение и склонить к романтическим отношениям, но вновь получил отказ. Его ухаживания длились почти 7 лет: он регулярно посылал Анне подарки, писал письма и даже посвятил ей песню. Они проводили время за разговорами, совместными выездами на охоту, встречались во время придворных праздников, представлений и маскарадов. Многие историки сходятся во мнении, что до свадьбы их отношения носили платонический характер[2].

В конце 1520-х Генрих уже всерьёз задумывался о расторжении брака с Екатериной Арагонской. Причина — отсутствие наследника мужского пола и желание повторно жениться. Уладить дело с Папой Римским предстояло кардиналу Томасу Уолси. Решение этого деликатного вопроса растянулось почти на 6 лет, что в итоге подтолкнуло Генриха к полному разрыву с Римом и созданию новой церкви в Англии. И хотя официально Генрих всё ещё состоял в браке с Екатериной, он решил обвенчаться с Анной на тайной церемонии[2].

Анна Болейн и Генрих VIII
Прощание Анны Болейн с дочерью Елизаветой

Королева Англии (1533—1536)

23 мая 1533 года было официально объявлено об аннулировании брака Генриха Тюдора и Екатерины Арагонской, а уже через 5 дней Англия и весь мир узнали, что у короля — новая жена. На тот момент Анна вынашивала первого ребёнка. Её коронация состоялась 1 июня 1533 года в Вестминстерском аббатстве. Народ Англии не выразил особого восторга по этому поводу. Среди знати и простых людей было много тех, кто отказывался принимать пассию Генриха в качестве королевы, сочувствуя Екатерине Арагонской. 7 сентября 1533 года на свет появилось долгожданное дитя. К великой печали Генриха — девочка. Рождение принцессы Елизаветы крайне разочаровало его. Впрочем, Анна по-прежнему пользовалась благосклонностью короля и не теряла надежды родить сына. Король, в свою очередь, выделил на содержание супруги огромную сумму денег. Анна не знала отказа ни в чём: лучшие портные, учителя, выписанные из-за границы, роскошные украшения, предметы искусства и огромный штат прислуги. В 1534 году был принят акт о престолонаследии, объявивший потомков Генриха и Анны наследниками престола в обход принцессы Марии, дочери Екатерины Арагонской. В том же году Генрих, в соответствии с актом о супрематии, стал главой английской церкви, завершив, таким образом, многолетний конфликт с Римом. Англия теперь была вне власти папы, король сосредоточил в своих руках абсолютную власть[2].

Вскоре Анна забеременела вновь. Лелея мечты о наследнике, Генрих поручил окружить жену заботой. К большому сожалению обоих, у королевы случился выкидыш. Генрих пришёл в ярость: надежды, которые он возлагал на Анну, не оправдались, время шло, а сына так и не было[2].

Анна Болейн в Тауэре

Падение и казнь (1536)

Скорее всего, в 1535 году в зоне внимания Генриха появилась новая фаворитка — Джейн Сеймур. В отличие от Екатерины Арагонской, тихо мирившейся с многочисленными изменами мужа, Анну такое положение дел не устраивало. Взрывная и темпераментная, она закатывала королю сцены ревности, чем только отталкивала его[3].

За достаточно короткий срок в роли супруги монарха ей удалось обзавестись множеством влиятельных врагов. Одним из них оказался Томас Кромвель — тот самый Кромвель, сумевший «развести» Генриха с Екатериной Арагонской. Рассудив, что Болейн долго не протянет на «посту» супруги, он способствовал сближению короля с Джейн Сеймур. Кромвель и Анна расходились в политических взглядах, в частности, на то, куда именно должны идти богатства, изъятые у монастырей. Болейн также полагала, что советник короля заботится более о собственном обогащении, нежели о реформации церкви. Она всячески пыталась выставить Кромвеля в невыгодном свете перед Генрихом и подорвать его позицию при дворе[3].

Положение Анны становилось всё более опасным: от былой любви Генриха мало что осталось, король подумывал о новом разводе. В 1535 году Анна объявила, что снова беременна, но и в этот раз всё закончилось выкидышем. Генрих устал ждать. Он поручил Кромвелю заняться вопросом расторжения брака. Учитывая, что в лице Болейн советник короля уже приобрёл врага, он решил не церемониться с поиском причины для её устранения. Анну обвинили в супружеской неверности, что фактически приравнивалось к государственной измене. Среди прочих «любовников» королевы Кромвель назвал также и её брата Джорджа Болейна[3].

Казнь Анны Болейн

Архиепископ Кранмер сделал все возможное, чтобы спасти Анну, и сама она написала королю трогательное письмо, умоляя его по крайней мере простить несчастных молодых людей, ни в чём перед ним не повинных[3].

Процесс против королевы повели с такой поспешностью и с такими нарушениями самых обыкновенных судебных формальностей, что Анна Болейн ни разу даже не видела своих обвинителей. Бедная королева, у которой, конечно же, не нашлось ни одного защитника в Совете, защищала себя сама, проявляя при этом как изрядное знание законов, так и замечательное присутствие духа[3].

Обвинительный акт гласил, что Анна с сообщниками злоумышляла на жизнь короля-супруга, что поведение её было всегда более чем предосудительно. Наконец, что между её сообщниками находятся лица, с которыми она состоит в преступной связи. Начались пытки и допросы. Музыкант Смиттон, забавлявший Анну игрой на лютне, после 24 часов пыток, сознался, что давно пользовался неограниченной благосклонностью своей повелительницы и трижды бывал у неё на тайном свидании[3].

17 мая следственная комиссия из двадцати пэров признала бывшую королеву виновной и постановила её казнить. Все обвиняемые, кроме одного Смиттона, отрицали её виновность, Суд приговорил её к смерти огнем или мечом, смотря по произволению короля. Брат её, лорд Рошфор, был признан заслуживающим смертной казни единственно за то, что присел однажды на постель своей сестры; остальные обвиненные тоже были приговорены к смерти[3].

Утром того дня, когда была назначена казнь, приговор был смягчен и было объявлено, что Анна Болейн должна быть обезглавлена. Опальная королева послала за Кингстоном — хранителем Тауэра и, когда тот пришел, сказала: «Мистер Кингстон, я слышала, что меня ещё не казнят до полудня, о чём я очень сожалею, так как я надеялась умереть к этому времени и освободиться от этой мучительной жизни». Хранитель хотел её успокоить, заверяя, что боль будет весьма непродолжительной. Она отвечала ему: «Я слышала, что палач очень опытен», обхватив свою шею пальцами, добавила: «у меня ведь такая тонкая шея»[3].

20 мая 1536 года Анна Болейн взошла на эшафот и твердо встретила смерть, не признавая и не отрицая в своей речи к народу возведенного на неё обвинения. Очевидно, что молчать её заставил страх за судьбу дочери, которой Генрих не пощадил бы точно так же, как он не пощадил мать. 20 мая 1536 года королева Англии Леди Анна Болейн была обезглавлена в Тауэре[3].

Гордая Анна, взойдя на эшафот, уверенно произнесла последние в своей жизни слова: «Моя дочь будет королевой!». Её предсказание сбылось. Дочь Анны Болейн вошла в историю как величайшая королева Англии Елизавета Первая, чья слава затмила имя её сластолюбивого отца, а твердая рука мудрой правительницы вывела страну на прочный путь процветания[3].

Образ в искусстве

С момента казни Анны Болейн прошло около пяти веков, но образ неприступной красавицы, по которой король страдал столько лет, впоследствии казнённой венценосным супругом, до сих пор волнует умы и сердца поэтов, певцов, художников, артистов, драматургов[3].

Живопись

Анна Болейн

Портретов Анны Болейн, созданных при её жизни и признанных безусловно аутентичными экспертами, не существует в первозданном виде. Тем не менее, в Национальной портретной галерее Лондона хранятся несколько изображений этой знаменитой королевы[4]. Выделяется среди них цветной эскиз, выполненный Гансом Гольбейном Младшим — придворным художником Генриха VIII, известного своей безграничной властью и жестокостью. Этот рисунок, датированный 1532 годом, представляет Анну Болейн в образе молодой и привлекательной женщины, не носящей королевские атрибуты. Кроме того, в XVI веке был создан ещё один её портрет, авторство которого остаётся неизвестным[4].

Музыка

Анна Болейн, олицетворяющая страсть и интриги своего времени, вдохновляла не только художников, но и пронизывала английскую культурную традицию. Одна из самых известных произведений фольклорного искусства — песня «Зелёные рукава» («Гринсливс»), чьё рождение уходит вглубь 16-го века. Её мелодия, анонимно созданная, стала классикой, дважды упомянутой в пьесах Шекспира, включая «Виндзорских насмешниц», и исполняемой до наших дней. Происхождение песни окутано тайнами. Существует версия, что Генрих VIII, будучи влюблённым в неприступную Анну Болейн, мог сам написать текст, обращаясь к своей возлюбленной. Первое известное печатное издание «Гринсливс» появилось в 1566 году в лондонском сборнике «Приятные сонеты и истории». Название песни отсылает к прозвищу неверной возлюбленной, а зелёные рукава, символизирующие измену, могли быть атрибутом одежды куртизанок того времени. В средневековой английской литературе, в частности в «Кентерберийских рассказах», зелёный цвет ассоциировался с «легкостью в любви», отражая следы травы на одежде после «свободных» встреч.

Песня «Гринсливс» имеет множество разных вариаций[4].

Известные записи песни «Гринсливс»

Одетта — 1957, альбом At the Gate of Horn

Джон Колтрейн — 1961, альбом Africa/Brass

Элвис Пресли — 1968, переименованная в «Stay Away» на второй стороне «U.S. Male»; включена в саундтрек к фильму «Stay Away Joe»

Джеймс Тейлор — 1968, альбом James Taylor

Джефф Бек — 1968, альбом Truth

Глен Кэмпбелл — 1972, альбом The Artistry of Glen Campbell

Леонард Коэн — 1974, альбом New Skin for the Old Ceremony

• Flanders and Swann — The Greensleeves Monologue Annotated

• Оливия Ньютон-Джон — 1976, альбом Come on Over

• Лорина Маккеннитт — 1991, альбом The Visit

• Тимо Толкки — 1994, альбом Classical Variations and Themes

Blackmore’s Night — 1997, дебютный альбом Shadow of the Moon

• Welladay — 1998, альбом Lights of Love

Ванесса Ли Карлтон — 2002, альбом Maybe This Christmas

• Jethro Tull — 2003, альбом The Jethro Tull Christmas Album

• Новелла Матвеева — под заголовком «Девушка из харчевни»

• Владимир Вавилов — под заголовком «Зелёные рукава» на пластинке «Старинная лютневая музыка», 1970

Кинематограф

Один из первых кинофильмов об Анне Болейн снял в 1920 году известный немецкий мастер немого кино — Эрнст Любич. В фильме «Анна Болейн» главную роль сыграла звезда немого кино Хенни Портен, роль короля — знаменитый Эмиль Яннингс[4].

В 1969 году в Великобритании был снят фильм «Тысяча дней королевы Анны» («Anne of the Thousand Days»), где роль Анны Болейн сыграла Женевьев Бижо (фр. Geneviève Bujold)[4].

В 1972 году в Голливуде был снят грандиозный «костюмный» фильм «Генрих VIII и его шесть жён», где роль Анны блистательно сыграла Шарлотта Рэмплинг[4].

Интересный по композиции британский фильм «The Other Boleyn Girl» 2003 года (в российском прокате «Сестры Болейн») повествует о соперничестве двух сестер за место подле короля. Удивительны и акценты фильма: хитрая и коварная дурнушка Анна противопоставляется простодушной красавице Мэри[4].

Театр

Все пьесы о трагической жизни этой необычной женщины перечислить невозможно. Здесь указаны только самые известные[4].

Опера Доницетти Анна Болейн (1830)

Андерсон Максуэлл. Пьесы. Тысяча дней Анны Болейн была написана в 1948 году.

«Королевские игры» — Опера для драматического театра по мотивам пьесы М.Андерсона «1000 дней Анны Болейн». Сочинение драматурга Григория Горина и композитора Шандора Каллоша. Реж. Марк Захаров и Юрий Махаев[4].

Мода

Анна Болейн прославилась тем, что внесла в моду английского двора головной убор под названием французский капюшон. Он больше открывал волосы, чем традиционный английский и был убран наверху двойным рядом жемчуга[5].

Другая примечательность — почти на всех портретах она изображена с излюбленным ювелирным украшением: нитка жемчуга с подвеской — инициал буквы «B» (Boleyn)[5].

Туалеты Анны Болейн отличались изысканным декором, необычайной элегантностью и безукоризненным вкусом. Они подчеркивали хрупкость фигуры, нежную тонкую шею, темная цветовая гамма усиливала глубину её глаз. При этом королева не стремилась затмить всех драгоценными камнями, но её ювелирными украшения завершали облик прекрасной молодой женщины[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Медведь, Алексей. Анна Болейн: королева без головы // Российское военно-историческое общество : сайт.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Александрова, Дарья. Анна Болейн: ведьма или святая? // Дилетант : сайт. — 2024.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Биография Анны Болейн. Искусство Германии. Живопись. Великие немецкие художники. Ганс Голбейн Младший. Дата обращения: 4 мая 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Образ Анны Болейн в живописи, кино, театре и музыки. Искусство Германии. Живопись. Великие немецкие ученые. Ганс Голбейн Младший. Дата обращения: 4 мая 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 Образ Анны Болейн в кинематографе. Искусство Германии. Живопись. Великие немецкие ученые. Ганс Голбейн Младший. Дата обращения: 4 мая 2025.