Богданович, Евгений Васильевич

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Евгений Васильевич Богданович
Портрет. 1893 г.
Портрет. 1893 г.
Дата рождения 26 февраля (10 марта) 1829
Место рождения Николаев, Херсонская губерния, Российская империя
Дата смерти 1 сентября 1914 (85 лет)
Звание генерал от инфантерии и генерал
Награды и премии
Орден Святого Александра Невского с алмазами Орден Белого орла
Орден Святого Владимира 1-й степени Орден Святого Владимира 2-й степени Орден Святого Владимира 3-й степени Орден Святого Владимира 4-й степени
Орден Святой Анны 1-й степени Орден Святой Анны 2-й степени Орден Святого Станислава 1-й степени Орден Святого Станислава 2-й степени
В отставке писатель


Евге́ний Васи́льевич Богдано́вич (26 февраля (10 марта) 1829 — 1 (14) сентября 1914, Ялта) — генерал от инфантерии, писатель. Именем Евгения Васильевича Богдановича в 1885 году была названа станция Оверино Екатеринбурго — Тюменской железной дороги, позже превратившаяся в город Богданович — центр городского округа Богданович Свердловской области[1].

Биография

Евгений Васильевич Богданович родился 26 февраля 1829 года в городе Николаеве. Происходя из дворянского рода Херсонской губернии, он был сыном полковника, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Евгения Васильевича, урождённая Альбрант, происходила из семьи, тесно связанной с придворными кругами Франции времён кардинала Ришелье. Её брат, Лев Львович Альбрант, был известным генералом и героем Кавказской войны, кавалером ордена Святого Георгия. Евгений Васильевич являлся племянником Льва Альбранта. Его братья Орест и Виктор погибли героически под Севастополем, а Лев Богданович пал в бою в Малой Чечне, получив от горцев прозвище «черт» за свою отвагу[1].

Деятельность

Евгений Васильевич Богданович начал свою службу в 1843 году в звании гардемарина, а затем мичмана на Черноморском флоте. Ввиду проблем со здоровьем, связанных с морской болезнью, он был вынужден оставить флотскую службу и с 1851 года стал прапорщиком-адъютантом при новороссийском генерал-губернаторе. Несмотря на ранний уход из военно-морского флота, у Евгения Васильевича сохранились тёплые воспоминания о службе[1].

Евгений Васильевич Богданович успешно служил в Министерстве внутренних дел и внёс весомый вклад в организацию пожарных служб по всей стране. В 1861 году, уйдя в отставку, он по протекции был принят на службу в то же Министерство в качестве чиновника по особым поручениям «при министре без содержания» и вскоре получил должность полковника. 15 января 1866 года статс-секретарь, министр внутренних дел Пётр Валуев поручил полковнику Богдановичу расследование причин беспорядков, возникших из-за продовольственных затруднений в деревнях Вятской губернии и на железоделательных заводах Пермской губернии.

В 1866 году Евгений Васильевич, исполняя служебные обязанности, был направлен в Вятскую и Пермскую губернии для координации мер по преодолению последствий неурожая[2]. Во время поездки на Урал он пришёл к выводу о необходимости строительства новых железнодорожных линий в регионе и оценил их перспективность. В телеграмме министру Евгений Васильевич подчеркнул, что «единственным надёжным способом предотвращения голода на Урале в будущем является строительство железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург, с дальнейшим продолжением до Тюмени». Он также указал на то, что такая железная дорога, в перспективе проложенная через Сибирь до китайской границы, будет иметь стратегическое и международное значение. Осенью того же года Евгений Богданович опубликовал брошюру «О сибирской железной дороге и о развитии уральского горного промысла». Именно этот проект, представленный чиновником Министерства внутренних дел, послужил основой для программы строительства Транссибирской магистрали[3].

Проект железнодорожной линии от Сарапула до Тюмени через Екатеринбург, предложенный Евгением Богдановичем, не был единственным вариантом и вызывал разногласия. Начиная с 1857 года, поступало множество альтернативных предложений, отражающих интересы различных групп: горнозаводчиков, крупных землевладельцев и купцов[4]. Дискуссия о выборе маршрута носила весьма ожесточённый характер, сопровождаясь интригами, использованием личных связей и поддержкой влиятельных покровителей из высших слоёв общества. Обсуждение данного вопроса широко освещалось в российской прессе. Благодаря стараниям Богдановича, его аргументированным выступлениям в прессе и значительному личному денежному вкладу, главное дело жизни Евгения Васильевича осуществилось[5]. Протяжённостью 700 вёрст, трасса начиналась в Европейской России, пересекала Урал и достигала Тюмени, далее продолжаясь до Восточной Сибири и границы с Китаем. Она предусматривала соединение крупных сибирских рек отдельными железнодорожными ветками. Таким образом, реализовывался проект строительства железнодорожной магистрали, охватывающей всю территорию России в направлении с запада на восток. Предлагая свой проект стальной магистрали, Евгений Богданович рассчитывал на стимулирование развития уральских предприятий, испытывавших трудности после отмены крепостного права и массового ухода приписных рабочих, а также на развитие торговли между Россией и Китаем, в частности, чайной торговли[3].

Строительство дороги Екатеринбург — Тюмень было закончено 19 декабря 1885 года[5].

Смерть

Евгений Васильевич Богданович скончался 1 (14) сентября 1914 года в Ялте. Его похороны в Санкт-Петербурге собрали многотысячную траурную процессию из жителей столицы и других российских городов. Покойный был погребён на Никольском кладбище Александро — Невской лавры, однако могила его в настоящее время утрачена.

Память

Евгений Васильевич Богданович оставил богатое литературное наследие. Один из его трудов, книга «Синоп, 18 ноября 1853», изданная в Санкт-Петербурге в 1878 году, хранится в краеведческом музее города Богданович. Он был удостоен звания Почётного гражданина Екатеринбурга и ряда других городов, включая Тюмень, Камышлов и Харьков[5].

Некоторые места и объекты, связанные с памятью о Евгении Васильевиче Богдановиче:

  • Станция «Богданович» под Екатеринбургом. Имя генерала увековечено в названии одной из узловых станций Екатеринбурго — Тюменской железной дороги, позже превратившейся в город Богданович — центр городского округа Богданович Свердловской области.
  • Памятная доска на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. В начале XXI века благотворительным фондом «Возрождение культурного наследия» возле Никольской церкви была установлена двухсторонняя гранитная доска.
  • Городское начальное училище в Одессе. До 1917 года оно носило имя генерала Евгения Васильевича Богдановича.
  • Улица в Тюмени. В городе одна из центральных улиц носит имя Евгения Богдановича.

Награды

  • Императорский орден Святого Благоверного Князя Александра Невского (орден Святого Александра Невского), награждён «за многолетнюю службу, просветительскую и плодотворную деятельность в изданиях духовно-нравственного и патриотического содержания», 1903 год.
  • Орден Белого орла.
  • Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира (сокр. орден Святого Владимира).
  • Императорский орден Святой Анны 2-й степени, 1870 год.
  • Императорский и Царский Орден Святого Станислава.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Биография Е.В. Богдановича. Администрация ГО Богданович. Дата обращения: 24 декабря 2024.
  2. Насибуллин Т. История: 140 лет назад инициатор создания Транссиба стал почетным жителем. «Официальный портал Екатеринбурга». Дата обращения: 24 декабря 2024.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Реутов В. Забайкальская магистраль. АО «Издательский дом «Гудок». Дата обращения: 24 декабря 2024.
  4. Евгений Богданович. "Тюменский Курьер". Дата обращения: 24 декабря 2024.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 "Свердловская железная дорога" - 120 ЛЕТ. Евгений Васильевич Богданович - кто он?. МАУК "Центр современной культурной среды ГО Богданович". Дата обращения: 1 января 2025.