Безработные (Россия)

Безрабо́тные — граждане в возрасте 15 лет и старше, которые не имеют места работы, но при этом активно осуществляют её поиск и готовы приступить к её выполнению.

Согласно статье 3 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» безрабо́тными признаются трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить (за исключением граждан, указанных в части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона)[1].

Критерии безработицы

Безработные, в соответствии с определениями МОТ — лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям[2].

  • не имели работы (доходного занятия);
  • занимались поиском работы в течение последних четырёх недель, используя при этом любые способы; были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Признаки безработицы

Признаки безработицы[3]:

  • увеличение количества зарегистрированных безработных;
  • снижение уровня занятости;
  • увеличение продолжительности поиска работы.

Статистика безработицы

По данным Росстата, с 2019 года уровень безработицы последовательно снизился[4]:

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Число тыс. чел. 3 464.8 4 321.3 3 630.5 2 988.5 2 400.5 1 914.9

Типы безработицы

В современной экономике выделяют несколько основных типов безработицы[5].

Фрикционная безработица возникает из-за обычного стремления людей изменить работу, место жительства, попробовать себя в новой роли, получить более выгодные условия оплаты труда в другой компании или просто сделать перерыв в работе.

Структурная безработица обусловлена переменами в структуре экономики, в частности, несоответствием между потребностями работодателей и навыками работников. Это происходит из-за изменений в профессиональном составе рабочей силы и разрыва между спросом и предложением определённых профессий. Структурными безработными часто становятся жители регионов, где предприятия, выпускающие невостребованную или мало востребованную продукцию, вынуждены сокращать штат.

Естественная безработица — это определённый процент безработных от общего числа трудоспособного населения в условиях стабильной экономики. Превышение этого уровня может нарушить баланс на рынке труда и вызвать циклическую безработицу. Рост естественной безработицы может быть связан с увеличением доли женщин и молодёжи на рынке труда, а также с частыми изменениями в структуре экономики.

Циклическая безработица возникает в периоды экономических спадов или кризисов из-за колебаний деловой активности. Во время кризисов спрос на продукцию резко падает, происходит накопление нереализованных товаров, а производство сокращается, что приводит к избытку рабочей силы на предприятиях. Как правило, циклическая безработица способствует увеличению общего числа безработных в стране из-за массовых сокращений на предприятиях.

Государственная политика в сфере труда

Существенная роль в поддержании занятости населения принадлежит государству.

Можно выделить четыре ключевых направления государственного воздействия на рынок труда:

1. Инициативы по стимулированию увеличения занятости и созданию новых рабочих мест в государственном секторе экономики.

2. Программы, ориентированные на профессиональную подготовку и переквалификацию трудовых ресурсов.

3. Мероприятия, способствующие трудоустройству граждан.

4. Реализация правительством программ социального обеспечения по безработице, а именно, выделение финансовых средств на выплату пособий безработным.

Государственная политика в сфере труда реализуется в двух главных формах:

1. Активная форма, включающая создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и борьбу с безработицей посредством обучения и переподготовки кадров.

2. Пассивная форма, заключающаяся в поддержке лиц, потерявших работу, через систему выплаты пособий.

Законодательство Российской Федерации гарантирует всем гражданам, независимо от их этнической и гендерной принадлежности, возраста, социального положения, политических убеждений и религиозных взглядов, равные возможности в реализации права на труд и свободу выбора профессии[6].

В рамках установленных законом норм, государство обязано оказывать поддержку инициативам граждан в сфере труда и предпринимательства, содействовать развитию их потенциала для эффективной и творческой работы, обеспечивать соблюдение принципа добровольного труда, свободы выбора рода занятий и гарантировать социальную защиту в сфере занятости.

Социальная работа с безработными гражданами

Целью социальной работы с безработными является вывод человека из кризисного состояния и содействие в трудоустройстве[7]. Специалисты центров занятости населения оказывают консультации безработным, занимаются поиском свободных рабочих мест и направляют его на места предполагаемой подходящей работы. В случае неудачи в поиске работы, безработным предлагается пройти курсы повышения квалификации или переобучение. Для стабилизации эмоционального состояния и снижения психологического напряжения в центрах занятости действуют реабилитационные группы. Часть из них организована в виде клубов поиска работы, где проводятся социально-психологические тренинги, нацеленные на восстановление коммуникативных навыков и повышение уверенности в себе[8]. После улучшения психологического состояния разрабатывается индивидуальный план дальнейшего поиска работы.

В настоящее время система социального обеспечения нуждающихся граждан активно использует доказавший свою эффективность технологический подход к работе.

Социальная работа с безработными гражданами использует такие технологии, как[7]:

1. Профориентация. Поскольку основная потребность безработных — поиск новой работы или смена профессии, социальный работник оказывает помощь в профессиональном самоопределении. Это включает анализ профессиональных возможностей, оценку навыков, интересов, и опыта работы клиента.

2. Социальная диагностика. Диагностика позволяет определить основные проблемы и трудности, с которыми столкнулся безработный, оценить его материальное положение, жилищные условия и эмоциональное состояние.

3. Консультирование. Потеря работы или длительный период поиска могут негативно сказаться на психологическом состоянии человека. Социальный работник предоставляет психологическую поддержку в форме индивидуальных консультаций, помогая клиентам сохранить мотивацию, восстановить уверенность в себе и снизить уровень стресса.

4. Социальная коррекция. В некоторых случаях требуется социальная коррекция: после диагностики специалист работает с негативными реакциями клиента, его страхами перед собеседованиями, отрицанием, агрессивным поведением, а также помогает ему переориентироваться на активный поиск работы.

5. Социальное обеспечение. Безработные имеют право на получение выплат по безработице. Задача социального работника — предоставить информацию о возможности получения государственной поддержки в период поиска работы, а также помочь в оформлении необходимых документов.

6. Социальная реабилитация. Данный вид помощи часто необходим длительно безработным, у которых нарушена адаптация, изменены поведенческие паттерны и эмоционально-личностные характеристики. Их социальный статус отличается от статуса других безработных.

7. Социальное прогнозирование. В большей степени ориентировано на прогнозирование уровня безработицы, чтобы определить количество людей, нуждающихся в социальной поддержке. Это позволяет планировать работу социальных работников, готовиться к кризисным ситуациям и корректировать свою деятельность.

В целом, борьба с безработицей — многогранная задача, требующая согласованных действий на всех уровнях. Экономический рост, инвестиции в человеческий капитал, технологическая адаптация и социальная поддержка — ключевые элементы эффективной стратегии. Только объединив усилия государства, бизнеса и общества, можно создать условия для полной и продуктивной занятости, обеспечивая достойное будущее для каждого.

Примечания

  1. Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». © 1997—2025 КонсультантПлюс. Дата обращения: 26 июня 2025.
  2. Паспорт показателя «Уровень безработицы по методологии Международной Организации Труда». Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения: 29 июня 2025.
  3. Руднева Е. Безработица это, виды и формы, уровень безработицы, размер и выплаты . ООО ИА «Банки.ру» (2023). Дата обращения: 29 июня 2025.
  4. Безработица в России в 2025 году: статистика Росстата. GOGOV — о главном в России без политики - с 2014 года (3 апреля 2025). Дата обращения: 29 июня 2025.
  5. Мисякова Е. С. Виды безработицы // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» : журнал. — 2023. — № 5(80). — С. 8.
  6. Федеральный закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 25.12.2023) «О занятости населения в Российской Федерации» (неопр.). КонсультантПлюс. Дата обращения: 29 июня 2025.
  7. 7,0 7,1 Фирсов М. В., Студенова Е. Г. [Фирсов М. В. Технология социальной работы с безработными: учебное пособие — М.: 2010. С. 9. URL: https://urait.ru/book/tehnologiya-socialnoy-raboty-559907; Технология социальной работы с безработными: учебное пособие]. — 3-е испр.. — М.: Юрайт, 2025. — ISBN 978-5-534-01364-1.
  8. Мельник С. Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: учебное пособие. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 74 с.