Баскак
Баска́к (от тюрк. bas — давить) — должностное лицо в администрации Монгольской империи на завоёванных территориях. Возможно, это был наместник верховного хана в завоёванных землях, который обладал широкими административными, военными и судебными полномочиями. Этот термин упоминается только в древнерусских источниках. Некоторые исследователи считают, что его можно отождествить с даругачи — должностным лицом, которое ставило печать от имени хана[1].
Соотношение терминов «баскак» и «даруга»
Термин «баскак» происходит от тюркского слова «bas», которое имеет то же значение. Некоторые зарубежные учёные, основываясь на этимологии, часто отождествляют должности даруга и баскаков. Однако в российской науке принято рассматривать даруга и баскаков как разные институты монгольской власти. Только А. Ю. Якубовский и А. П. Григорьев считали, что «баскак» и «даруга» — это два разных названия одной и той же должности. Вопрос о соотношении должностей баскаков и даруг является принципиальным для понимания системы власти монголов в покорённых странах. Институты даруга и баскаков не были уникальными для Руси. Их деятельность прослеживается во многих частях огромной Монгольской империи, а после её распада — на территории независимых улусов[2].
Основные должностные обязанности
Историки не сходятся во мнении об должностных обязанностях баскаков. Большая часть историков считают, что основные функции баскаков заключались в оказании влияния на князя, проведение переписи населения и сбора налогов. Власть баскаков была настолько велика, что князья должны были беспрекословно выполнять все их приказы. Баскаки, по мнению И. Д. Беляева, обладали широкими правами. Баскак один заведовал всем княжеством, по своей воле объявлял войну или заключил мир. Баскаки являлись прямыми представителями татарской власти и в значительной степени участвовали в делах управления русскими княжествами. Они имели военные отряды, которые действовали по их воле. Взаимоотношения с ними влияли на положение князей при ханском дворе. Князья могли жаловаться на несправедливость баскаков, но жалобы редко имели последствия. В некоторых случаях хан отправлял войска даже без суда, только на основании жалобы баскака.
Советский историк А. Н. Насонов предложил свой взгляд на проблему функционирования института баскачества. Его выводы получили поддержку и дальнейшее развитие в работах многих историков. Точка зрения А. Н. Насонова изложена в монографии «Монголы и Русь (история татарской политики на Руси)», опубликованной в 1940 году. Рассуждая о функциях баскачества, А. Н. Насонов сформулировал тезис о наличии постоянной военно-политической организации в Северо-Восточной Руси. Баскаки были монгольскими военачальниками, командовавшими отрядами, набранными из местного населения. Институт баскачества выполнял военные функции, заменяя монгольскую армию. Основная обязанность баскачества заключалась в обеспечении внутренней охраны и поддержании повиновения населения. Также баскаки имели отношение к финансовой сфере, особенно когда требовалась военная помощь.
В. В. Каргалов критиковал представления А. Н. Насонова о сущности баскаческой организации. Он утверждал, что нет оснований считать десятников, сотников и тысячников командным составом военных подразделений. Он отрицал существование баскаческих военных отрядов, основываясь на том, что они не упомянуты в летописных известиях. По его мнению, баскаки выступали не в качестве наместников, а как представители хана, которые контролировали деятельность русских князей. В. В. Каргалов полагал, что ордынская система управления была основана на угрозе карательных экспедиций, а не на существовании военно-политической организации. Русские князья обладали автономией по отношению к ханам. С. А. Маслова поддержала выводы В. В. Каргалова. Согласно её утверждению, деятельность баскаков на Руси не была связана с монгольскими вооружёнными отрядами. Их основная обязанность — обеспечение эффективной системы сбора налогов. В поддержку этого вывода приведены сведения о деятельности баскака Аргуна в Иране и Закавказье. Сбор дани на территории Руси под контролем баскаков предстаёт организованной системой, которую установила монгольская перепись. При этом сами баскаки непосредственно дань не собирали. Должность баскака была слишком высокой для этого. Баскаки имели дело напрямую с князьями, и по сути, являлись надзорной организацией.
К. А. Аверьянов считал, что баскаки — руководители «полутора десятков мелких образований», называемых «тьмами», образованных в пограничных областях Руси, преобладающее население которых составляли выходцы из Золотой Орды. Ю. В. Кривошеев отрицал существование монгольской военно-политической организации на Руси и утверждал, что сотенная организация существовала до монгольского нашествия. Он считал, что баскачество было введено для контроля сбора дани, а непосредственно сбором занимались откупщики-«бесермены»[3][4][5].
Период существования института баскачества на Руси
В исследованиях, посвящённых периоду существования баскаческой организации на Руси, можно выделить два основных подхода. Первый подход предполагает, что институт баскачества просуществовал очень недолго, до конца XIII века или, по крайней мере, до рубежа XIII—XIV веков. Второй подход, напротив, утверждает, что баскаки продолжали действовать на Руси вплоть до Куликовской битвы. Причины возникновения и последующего исчезновения баскаческой организации напрямую связаны с функциями, которые выполняли баскаки. Они появились тогда, когда возникла необходимость в их деятельности, и исчезли, когда эта необходимость отпала[5][1].
Территориальное распространение баскачества
Из-за скудности источников и практически отсутствующих на эту тему исторических исследований нет единого мнения у историков. Действовали баскаки не везде: только в Муромской, Суздальской, Рязанской, Владимирской, Курской и Смоленской землях[1]. Согласно А. Н. Насонову, баскаки держали баскачества разных княжений, однако сведения о том, сколько их было и указания на конкретные города и княжества, где они сидели, не сохранились. По мнению учёного, следы пребывания баскаческих отрядов сохранились в названиях русских селений, производных от слова «баскак». Значительное число таких названий встречается в Центральной России[5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Баскак . Энциклопедия «Всемирная история» (26 ноября 2021). Дата обращения: 8 июля 2024.
- ↑ Маслова С. А. Даруги и баскаки: соотношение должностей // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2014. — № 4. — С. 23—36.
- ↑ Почекаев Р. Ю. И вновь к вопросу о действии золотоордынских правовых институтов на Руси // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. — 2016. — № 6. — С. 415—427.
- ↑ Маслова С. А. Баскаческая организация на Руси: время существования и функции // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2013. — № 1. — С. 27—40.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Ху Вэйян. (дата обращения: 17.07.2024). Некоторые аспекты функционирования баскачества на Руси: обзор историографии // Исторический журнал: научные исследования. — 2020. — № 5.