Багиев, Георгий Леонидович

Материал из «Знание.Вики»
Георгий Багиев
Дата рождения 8 января 1941(1941-01-08) (83 года)
Страна Флаг СССРФлаг России
Научная сфера экономика
маркетинг
менеджмент
Место работы Ленинградский инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти
Центральный научно-исследовательский экономический институт при Госплане РСФСР
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Альма-матер Ташкентский электромеханический техникум
Ленинградский инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти
Учёная степень доктор экономических наук
Учёное звание профессор
Известен как экономист, специалист в области менеджмента, маркетинга, экономики предпринимательства, экономики и управления инновациями, эффективности энергосбережения, управления маркетингом и предпринимательством в условиях развития пространственной цифровой экономики

Гео́ргий Леони́дович Баги́ев (род. 8 января 1941 года) — советский и российский ученый-экономист, доктор экономических наук, почетный профессор СПБГЭУ, автор более 350 публикаций по экономике, в том числе: одного из самых популярных учебников для вузов «Маркетинг». Багиеву Георгию Леонидовичу присуждено звание заслуженного деятеля наук Российской Федерации[1]. Георгий Леонидович Багиев является основателем научно- педагогической школы «Маркетинг взаимодействия»[2] одного из направлений Санкт-Петербуржской школы маркетинга[3].

Научные взгляды

Кафедра маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, под руководством профессора Багиева Г. Л., активно вносит вклад в разработку теории, методологии и методик маркетинга. Своей главной миссией с момента создания в 1989 году является развитие концепций маркетинга, учитывая требования современности и динамику изменения потребительских потребностей. Основная цель теории маркетинга, сформулированная Багиевым Г. Л., направлена на это развитие[2]:

Aquote1.png Формирование и развитие процесса обмена ценностями, партнёров по бизнесу с целью достижения запланированных результатов (удовлетворение потребностей покупателей и получение прибыли), их взаимодействия. Aquote2.png
Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Результаты проведенных исследований привели к появлению новой концепции маркетинга в России — маркетинга взаимодействия. Эта концепция нацелена на установление долгосрочных отношений между бизнесом и клиентами, а также между самими предпринимателями. Она подразумевает оптимизацию всех ресурсов и видов деятельности при управлении. Маркетинг взаимодействия придает большое значение каждому участнику предпринимательской сети, подчеркивая важность личных контактов и навыков в маркетинговых коммуникациях.

Под руководством Г. Л. Багиева были разработаны, испытаны и успешно внедрены экономически эффективные метрики маркетинговых коммуникаций, что значительно способствовало повышению конкурентоспособности российского бизнеса. Одним из самых значимых достижений научно-практической работы руководства и преподавателей кафедры стало издание первого в России учебника по маркетингу под названием «Маркетинг: Учебник для вузов». Учебник был опубликован в 1999 году и вышел в нескольких переизданиях[4].

Биография

Георгий Леонидович Багиев родился в Ленинграде, но с родителями переехал в Ташкент где поступил в Ташкентский электромеханический техникум, который окончил с отличием. По окончании техникума был направлен в Ташкентский проектный институт «Узгоспроект», где он трудился техником-электриком по обоснованию и проектированию систем электроснабжения и электрооборудования зданий и сооружений. Одновременно как отличника Багиева Г. Л. направили для продолжения обучения в Ташкентский политехнический институт, откуда он был призван в ряды Советской армии В рядах вооруженных сил в период с 1961 по 1964 годы в качестве молодого специалиста Г. Л. Багиева командировали в подразделение военного строительного отряда, где он занимал ответственную должность — заместителя главного энергетика ряда объектов ВПК. После прохождения курса молодого бойца Багиев обратился к руководству военной части, а затем в Министерство обороны СССР с рапортом о разрешении ему заочно обучаться в Ленинградском политехническом институте им. М. И. Калинина. Получив соответствующее разрешение, Георгий Леонидович стал усердно заниматься и, несмотря на условия службы, заочно закончил два курса. Однако, после завершения службы учебу продолжить не смог — из-за отсутствия мест на дневном отделении института он был вынужден прервать свое обучение. Для продолжения высшего образования Г. Л. Багиев избирает Ленинградский инженерно-экономический институт им. П. Тольятти, который с отличием заканчивает в 1968 году. После успешной защиты диплома Багиев Г. Л. был назначен ассистентом на кафедре экономики и организации энергетики.

Ленинградский Инжэк в годы учебы Георгия Леонидовича был лидером в инженерно-экономическом образовании. Там трудились академик РАН Л. В. Канторович, профессоры В. В. Новожилов, К. Г. Татевосов, заслуженный деятель науки СССР, доктор технических наук, проф. Б. А. Константинов, академик РАН Л. А. Мелентьев, профессоры И. В. Гофман, А. Г. Пинскер, Ю. Н. Львов, Г. Е. Эдельгауз, Г. А. Краюхин и другие . Посещая лекции, изучая труды названных ученых, Г. Л. Багиев формировался как инженер-экономист и энергетик.

В период с 1968 по 1986 годы Г. Л. Багиев работает в Ленинградском инженерно-экономическом институте, где проходит путь от ассистента кафедры до профессора, избирается заведующим кафедрой экономики и управления энергетикой, затем деканом энергетического факультета и деканом факультета организаторов промышленного производства и строительства. В этот период Г. Л. Багиева в качестве эксперта и специалиста приглашают на ведущие предприятия Ленинграда — «Кировский завод» и «Невский машиностроительный завод» для разработки мероприятий и рекомендаций по оптимизации энергетического баланса, повышению качества электроэнергии, а также обоснованию эффективности энергосбережения в системах энергоснабжения этих предприятий. На базе разработанных материалов и рекомендаций Г. Л. Багиев в соавторстве с главными энергетиками этих предприятий подготовил монографию «Эффективность энергосбережения».

В 1976—1980 годы Г. Л. Багиев проходит научную стажировку в Венский технический университет (Австрия), где в институте экономики энергетики работает под руководством профессора Леопольда Бауэра. В этот период им подготовлено и опубликовано в австрийской печати 7 научных статей, а также собран материал для монографии «Основы экономики и управления качеством энергии», опубликованной в Издательстве ЛГУ в 1979 году. Все эти исследования послужили основой для завершения и защиты Георгием Леонидовичем докторской диссертации в 1979 году. Начиная с 1979 года в качестве доктора экономических наук Георгий Леонидович развертывает работу по созданию новой, существенно доработанной программы и учебного плана по специальности «Экономика и организация энергетики». В этот период Г. Л. Багиев организует национальные и международные конференции, где принимаются необходимые решения в области совершенствования подготовки кадров для энергетики. Однако, по решению руководства Ленинграда, специальность «Экономика и организация энергетики» переводится в Ленинградский политехнический институт, а коллектив энергетического факультета ЛИЭИ им. П. Тольятти по надуманным причинам расформировывается. Все это послужило причиной для смены научного направления деятельности Г. Л. Багиевым. После расформирования кафедры энергетического факультета профессора Г. Л. Багиев приглашают на работу в Северо-Западный филиал Центрального научно-исследовательского экономического института при Госплане РСФСР на должность заведующего отделом экономики отрасли народного хозяйства, где под руководством профессора В. С. Кулибанова занимается решением актуальных научно-технических задач управления эффективностью организации и эксплуатации отраслевых объектов в Северо-Западном регионе.

СПБГЭУ

В 1989 году Георгий Леонидович принял предложение профессора Ю. А. Лаврикова о работе в Питерском Финэке на должности профессора кафедры управления материальными ресурсами и организации оптовой торговли, которую возглавлял профессор О. А. Новиков. Это был новый этап в творческой, преподавательской и учебно-методической деятельности профессора Багиева, когда ему пришлось начинать карьеру на новом поприще. Он столкнулся с вопросами построения новой структуры учебного плана, поиска квалифицированных преподавателей, повышения научного уровня и обеспечения кафедры новой компьютерной техникой. Все эти вопросы требовалось решить в кратчайшие сроки.

Георгий Леонидович смог успешно решать новые задачи благодаря своим знаниям иностранного языка, активным контактам с учеными из-за рубежа, обширному инженерно-экономическому образованию и опыту работы в энергетической и энергосберегающей сферах на ведущих предприятиях Ленинграда. Таким образом, Г. Л. Багиев умело использовал все доступные ресурсы и не только создал работающий кафедру, но и основал новое научное направление в маркетинге — Концепцию маркетинга взаимодействия.

В период с 1990 по 2000 год под руководством Г. Л. Багиева разработаны научные исследования по темам: «Теория, методология и методика маркетинга взаимодействия и коммерческих коммуникаций» и, в соавторстве с профессором О. А. Новиковым, пособие «Маркетинг средств производства: основы планирования, организации и экономики». Накопленный опыт исследований и каждодневный труд ученых кафедры позволил создать первый в России учебник по маркетингу в составе авторского коллектива Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Холгер. «Маркетинг: Учебник для вузов», с грифом Минвуза[5].

Труды

Георгий Леонидович Багиев и сейчас ведет активную научную деятельность, активно издается и помогает сотрудникам кафедры, аспирантам и студентам. Основными публикациями по теме маркетинг и менеджмент за последние годы стали:

Примечания

  1. Багиев Георгий Леонидович. Высшая экономическая школа Санкт-Петербурсжкого государственного экономического университета. Дата обращения: 15 октября 2023.
  2. 2,0 2,1 Научно-педагогической школе «Маркетинг взаимодействия»  Багиева Г. Л. - ХХ лет. Поздравляем! // ПСЭ. — 2015. — № 4. — С. 56.
  3. Иванов Владимир Григорьевич. Санкт-Петербургская школа маркетинга: концепция, эволюция, состав школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина : журнал. — 2011. — С. 171—177.
  4. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: измерение и оценка качества маркетингового обеспечения бизнес-коммуникаций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2010. — № 4. — С. 17.
  5. Попов А. И. Маркетинг как философия и инструментарий предпринимательства и бизнеса: научная школа профессора Георгия Леонидовича багиева (к 70-летию со дня рождения) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета : журнал. — 2011. — № 1. — С. 8.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!