Бабайлов, Павел Константинович

Материал из «Знание.Вики»
Павел Константинович Бабайлов
Бабайлов Павел Константинович.jpeg
Дата рождения 25 февраля 1919(1919-02-25)
Место рождения деревня Неустроева, Ирбитский район, Свердловская область, РСФСР
Дата смерти 14 октября 1944(1944-10-14) (25 лет)
Место смерти Польша
Принадлежность  СССР
Род войск Flag of the Soviet Air Force.svg ВВС
Годы службы 19401944
Звание Капитан ВВС СССР
Капитан
Командовал эскадрильей
Сражения/войны Советско-финская война
Великая Отечественная война
Награды и премии

Па́вел Константи́нович Бaбáйлов (25 февраля 1919, Неустроево, Ирбитский район, Свердловская область, РСФСР — 14 октября 1944, Польша) — советский военнослужащий, лётчик-истребитель, гвардии капитан, участник советско-финской и Великой Отечественной войн. В годы Великой Отечественной войны — командир эскадрильи 163-го гвардейского истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Александра Невского и медалью «За оборону Кавказа»[1][2][3].

Биография

Родился 25 февраля 1919 года в деревне Неустроево Ирбитского района Свердловской области, в семье крестьянина. Получил семилетнее образование в сельской школе и Свердловском радиотехникуме. После окончания техникума работал в клубе завода имени Я. М. Свердлова города Перми киномехаником[4].

В январе 1940 года пошёл добровольцем в ряды Красной армии. Принимал участие в советско-финской войне 1939—1940 годов в качестве разведчика лыжного батальона. Неоднократно осуществлял вылазки в тыл врага. После окончания войны проходил обучение в аэроклубе. В 1941 году Павел Константинович поступил учится в Руставскую военную авиационную школу пилотов, где обучался на истребителе И-16. С 1942 года после её окончания, остался в школе и служил лётчиком-инструктором[4].

На фронт попал в июле 1942 года. Принимал участие в боях на Северном Кавказе. Принимал участие в боях за освобождение Белоруссии, Крыма и Польши, защите городе Сухуми и Военно-Морской базы Поти от воздушных налётов врага. 21 ноября 1943 года вылетел на разведку с лейтенантом Степуровым, в результате воздушного боя с «Юнкерс-88» после лобовой атаки оба самолёта начали резко снижаться. Павлу Константиновичу удалось выровнять самолёт у самой земли, чем смягчил удар, пришёл в создание в плену, из которого сбежал при помощи крымских партизан. В 1943 году вступил в члены Коммунистической партии Советского Союза[3][4][2].

За боевой путь Павла Константиновича, им совершено 427 боевых вылетов. Принимал участие в более 75 воздушных боях и сбил 34 вражеских самолёта[2].

14 октября 1944 года возвращаясь из разведки Павел Константинович попал под обстрел зенитной артиллерией врага в районе города Ростки-Струдне (Польша). Мотор самолёта вышел из строя и пилот потерял управление над падающим самолётом. Ему удалось выпрыгнуть с парашютом, Павел Константинович погиб при выполнении боевого задания. Похоронили Героя в Замбруве (Польша)[2][4].

Список известных воздушных побед
Дата Противник Место падения самолёта или проведения воздушного боя Свой самолёт
5 сентября 1942 1 Ме-109 юго-западнее Ищерская ЛаГГ-3
17 сентября 1942 1 Ме-109 (в паре) западнее Ново-Найденовская
28 сентября 1942 1 Ме-109 Озёрная
1 Ме-109 (в паре) севернее Бежанов
10 октября 1942 1 Ю-88 (в паре) севернее Бежанов
31 октября 1942 1 Ме-109 Чикола
5 ноября 1942 1 Ме-109 восточнее Гизель
2 ноября 1942 1 Ме-109 северо-западнее Гизель
28 ноября 1942 1 Ме-109 южнее Красногор
29 ноября 1942 1 Ме-109 южнее Ардон
1 Ме-109 северо-западнее Гизель
11 февраля 1943 1 Ю-88 (в группе 1/4) западнее Платнировская
2 Ме-109 (в группе 2/4) Старо-Нижнестеблиевская
1 Ме-109 южнее Ангелинская
12 ноября 1943 1 Ю-87 западнее Заморек
4 ноября 1943 1 Ю-87 западнее Керчь
12 декабря 1943 1 Ме-109 юго-восточнее Мышастовская
20 ноября 1943 1 Ме-109 севернее Булганак
21 ноября 1943 1 Ю-88 Султановка (сбит при столкновении)
29 декабря 1943 1 Ме-109 северо-западнее Юраков Кут
10 января 1944 1 Ме-109 севернее мыс Тархан
1 Ю-87 западнее Катерлез
11 января 1944 1 Ме-109 западнее Катерлез
1 Ме-109 севернее мыс Тархан
1 Ме-109 северо-восточнее Кезы
13 января 1944 1 Ме-109 (в паре) северо-восточнее Малый Бабчик
1 Ме-109 севернее Малый Бабчик
6 февраля 1944 1 ФВ-190 юго-восточнее Малый Бабчик
1 Ю-87 юго-западнее Булганак
2 марта 1944 1 Ю-87 севернее отметка 71.3 (район Грязевая Пучина)
26 июня 1944 1 Ме-109 юго-восточнее Могилёв Ла-5[2]
22 июля 1944 1 Ю-87 Ялувка
6 августа 1944 1 ФВ-190 западнее Ликк

Подвиг

28 июля 1942 года в районе Грозного завязался воздушный бой и Павел Константинов сбил вражеский самолёт Ме-109. Израсходовав боеприпасы он пошёл в лобовую атаку и отрубил винтом хвост вражеского самолёта. Повреждённый самолёт вернулся на аэродром[4][5].

В ноябре 1942 года в составе группы 12 истребителей Павел Константинович сопровождал бомбардировщиков Ту-2. Советские истребители вступили в бой с 15 вражескими Ме-109. В этом бою Павел Бабайлов сбил Ме-109[4][5].

Награды и звания

Память

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Бабайлов Павел Константинович. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 19 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Бабайлов Павел Константинович. Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.. Дата обращения: 19 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 Герои Советского союза. Книга Памяти. Дата обращения: 19 ноября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Бабайлов Павел Константинович. Официальный сайт Года памяти и славы в Пермском крае. Дата обращения: 19 ноября 2024.
  5. 5,0 5,1 Золотые Звёзды Прикамья: Сборник / Сост. И. А. Кондауров, С. И. Мокроусов. — 4-е изд., исправл. и доп. — Пермь: Книжное издательство, 1988. — С. 35—37. — 408 с. — ISBN 5-7625-0008-Х.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!