Англиканская церковь
Англиканская церковь — одна из протестантских церквей, организационные принципы и культ которой ближе к католической церкви, чем у других протестантских церквей. Она является государственной церковью в Англии. Возникла в период Реформации XVI века как государственная национальная церковь, возглавляемая королём.
История
Реформация в Англии опиралась на национальную традицию критики Римско-католической церкви, изложенной на рубеже XV–XVI века в трудах теоретиков Соборного движения и богословских трактатах и проповедях Джона Уиклифа. Впервые идеи лютеранской Реформации стали проникать в Англию в начале XVI века. С 1529 по 1536 год созванный по инициативе короля Генриха VIII Парламент Реформации принял ряд законов, ограничивших юрисдикцию, финансовые права и влияние папы Римского в Англии. В том числе вышли акты «Об ограничении аннатов» 1532 года, «Об ограничении апелляций к Риму» 1533 года, «О подчинении духовенства» и «О церковных назначениях» 1534 года, «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» 1536 года. Принятый Парламентом Реформации Акт о супрематии (англ. Acts of Supremacy) 1534 года провозгласил короля верховным главой Церкви Англии и впервые узаконил независимую от Рима национальную Англиканскую церковь, управляемую примасом — архиепископом Кентерберийским. В качестве главы Церкви Генрих VIII был в праве пользоваться «титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству верховного главы Церкви»[1][2].
В результате проведённой королём в 1535–1539 годах секуляризации имущества церкви земельные владения церкви перешли к королю. В результате «королевской реформации» Англиканская церковь превратилась в один из институтов государства. Право утверждать её доктрину, обряды и внутреннюю структуру было юридически закреплено за королём и парламентом Англии. В 1536 году Комитет Реформации под председательством главного идеолога английской Реформации в первой половине XVI века архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера, были сформулированы основные принципы англиканского вероисповедания — «Десять статей». В конце 1530-х годов появились английские переводы Библии. В 1547 году восшествие на престол короля Эдуарда VI ознаменовало начало нового, более радикального этапа Реформации. Были сняты ограничения на чтение Библии для мирян, создана комиссия для выработки англиканского символа веры. Важнейшим шагом в английской Реформации стало издание в 1549 году Книги общих молитв, а также «Актов о единообразии», унифицировавших литургическую практику англиканства[1][2].
С 1558 года в правление королевы Елизаветы I были приняты новый «Акт о супрематии» и «Тридцать девять статей», тогда же был окончательно определён компромиссный характер вероучения Англиканской церкви и выбран срединный путь между католицизмом и протестантизмом. Однако это не удовлетворяло сторонников радикальной реформы церкви, как английских католиков, так и пуритан. Пуритане перешли в это время к критике официальной Англиканской церкви, главными её объектами были епископат, священноначалие и пышность богослужения. В пуританском движении выделились умеренное пресвитерианское и радикальное индепендентское направления. При первых Стюартах критика епископального устройства Англиканской церкви со стороны пуритан усилилась. В XVII веке новым явлением в в Англиканской церкви стало распространение арминианства. В 1633 году король Карл I назначил архиепископом Кентерберийским видного теоретика арминианства Уильяма Лода, начавшего возрождать традиции католического богослужения. Эти реформы не были приняты как умеренными англиканами, так и пуританами[1][2].
В 1640 году Долгий парламент подверг архиепископа Кентерберийского импичменту. В 1642 парламентом был принят «Билль об исключении епископов», запрещавший не только епископам, но и любым духовным лицам занимать светские государственные должности. В 1643 была упразднена система епархиального управления в Англии и Уэльсе и урезана собственность всех капитулов, архиепископов, епископов, деканов и духовных лиц, поддержавших короля в его войне с парламентом. В июне 1643 года по решению парламента была созвана Вестминстерская ассамблея богословов, на которой главенствующую роль играли пресвитериане. Результатом её работы стало составление Вестминстерского исповедания. В 1646 году процесс разрушения епископального устройства Англиканской церкви был завершён решением об уничтожении архиепископств и епископств[1][2].
С 1649 по 1660 год в период Английской республики и протектората Кромвеля сформировалась пресвитерианская церковь, но она не смогла вытеснить официальную Англиканскую церковь на территории всей страны. С 1860 года в процессе реставрации монархии король Карл II восстановил Англиканскую церковь с её прежним епископальным устройством. В XVII-XVIII веках вошли в употребление понятия Высокая церковь и Низкая церковь. Высокая церковь подчёркивала свою общность с католической традицией, а Низкая церковь было идейно близко к радикальному протестантизму. В XVIII веке в Англиканской церкви стала зарождаться протестантская конфессия Методизм. Его возникновение явилось реакцией широких слоёв общества на распространение скептицизма и атеизма. В 1795 году методисты, создавшие собственную, хорошо организованную церковную структуру, выделились из церкви Англии. В 1832 году возникло Оксфордское движение, которое выступало за восстановление традиционных аспектов христианской веры, впоследствии утерянных, и их включение в англиканскую литургию и богословие[1][2].
На рубеже XIX-XX века начался кризис в конституционных отношениях светского государства и церкви, который был вызван тем, что церковь практически не имела возможности принимать самостоятельные решения по вопросам вероучения, внутреннего устройства и богослужебной практики. Для улучшения ситуации в 1919 году была создана Национальная ассамблеи церкви Англии, которая получила полномочия подготавливать законодательные предложения по вопросам церковной жизни, но они по-прежнему должны были утверждаться королём и парламентом. Активизация приходской жизни, участие мирян в просветительской и благотворительной деятельности церкви обусловили появление системы представительства от мирян в органах церковного управления всех уровней. В 1921 году была проведена реформа церковного самоуправления: в приходах в обязательном порядке создавались советы с участием мирян. В 1947–1967 годах Национальная ассамблея церкви Англии получила функции верховного апелляционного суда по вопросам доктрины церкви, богослужения и церковной дисциплины, принадлежавшие ранее светскому органу — юридическому комитету Кабинета министров Великобритании. В 1969 году по Акту о синодальном управлении, одобренному парламентом, Национальная ассамблея церкви Англии была преобразована в Генеральный синод церкви Англии, получивший право законодательной инициативы в церковных вопросах[1][2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Англиканская церковь / О. В. Дмитриева, А. В. Третьяков, В. В. Чернов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 О. В. Дмитриева, А. В. Третьяков, В. В. Чернов. Англиканская церковь // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 322-333. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
Литература
- Англиканская церковь / О. В. Дмитриева, А. В. Третьяков, В. В. Чернов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Англиканская церковь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- О. В. Дмитриева, А. В. Третьяков, В. В. Чернов. Англиканская церковь // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 322-333. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
- Англиканская церковь // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Иерархия англиканской епископальной церкви / [Соч.] Проф. Моск. дух. акад. В. Соколова. — Сергиев Посад : 2 тип. А.И. Снегиревой, 1897. — 362 с.
- Козыренко Л. В. Англиканская церковь как конфессиональный феномен. Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата философ. наук. — М., 2006.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |