Алиса (группа)

Материал из «Знание.Вики»
АлисА
Файл:Группа Алиса логотип.png
Автограф-сессия в Сыктывкаре (2007 год). Л-П: Романов, Кинчев, Самойлов, ЛёвинАвтограф-сессия в Сыктывкаре (2007 год). Л-П: Романов, Кинчев, Самойлов, Лёвин
Основная информация
Жанры хард-рок, новая волна, христианский рок
Годы 1983н. в.
Страны  СССР
 Россия
Место создания Ленинград/Санкт-Петербург
Язык песен русский
Состав Константин Кинчев
Пётр Самойлов
Андрей Вдовиченко
Дмитрий Парфёнов
Павел Зелицкий
Александр Пьянков
alisa.ru

«Али́са»советская и российская рок-группа, образованная в 1983 году в Ленинграде Святославом Задерием.

Одна из самых популярных групп русского рока под руководством её лидера и автора её песен Константина Кинчева. В разное время жанр музыки «Алисы» менялся: хард-рок, новая волна и христианский рок. Первые три альбома группы — «Энергия» (1985), «Блок ада» (1987) и «Шестой лесничий» (1989) являются платиновыми с тиражами более одного миллиона копий. В 2004 году по опросу «Комсомольской правды» «Алиса» была названа самой влиятельной группой русского рока[1].

История

Константин Кинчев

В 1983 году в Ленинграде, после распада группы «Хрустальный Шар» лидером которой был Святослав Задерий, создаётся новая рок-группа название которой даётся по прозвищу Задерия — «Алиса». Вскоре Задерий приглашает гитариста Андрея Шаталина, клавишника Павла Кондратенко, барабанщика Михаила Нефёдова, и саксофониста Бориса Борисова участвовать в создании новой группы. Вокалистом, Задерий пригласил лидера распавшейся к тому времени группы «Золотое время» Петра Самойлова. Однако тот вскоре ушёл и Борисов становится ещё и вокалистом. Первым серьёзным проектом группы стала программа «Кривозеркалье» озвученная ими на II фестивале Ленинградского рок-клуба[2].

В 1984 году новым вокалистом группы становится Константин Кинчев. Кинчев становится не только вокалистом, но и автором музыки и текстов новых песен, он же вносит новый стиль в звучание группы — энергичный хард-рок. В этом же году новые песни, такие как «Мы вместе» и «Моё поколение» были исполнены на площадке ленинградского рок-клуба и сразу ставшие «молодёжными гимнами». В 1985 году на кассетах был выпущен первый альбом — «Энергия», появившийся впоследствии и в виде пластинки. Запись альбома была сделана в студии Андрея Тропилло. Студийный дебют готовили всем миром: на этой записи слышно гитару Александра Ляпина, скрипку Александра Куссуля и виолончелиста Вячеслава Гаккеля из «Аквариума» и Андрея Заблудовского из «Секрета», а также клавишные Сергея Курёхина. «Энергия» была выпущена фирмой «Мелодия» более чем миллионным тиражом и стала визитной карточкой группы[3]. Песни «Экспериментатор» и «Мы вместе» с этого альбома стали первыми хитами группы. В этом же году группа «Алиса» снялась в фильме Юлия Колтуна «Переступить черту», а в 1987 году на экраны вышел фильм Валерия Огородникова «Взломщик», где Константин Кинчев сыграл роль второго плана[2].

В 1986 году после того как группу покинул Святослав Задерий создав группу «Нате!», Кинчев остался единоличным лидером «Алисы». В 1987 году вышел второй студийный альбом «Блок Ада», записанный за три ночи во время фестиваля «Рок-Нива» организованного звукорежиссёром Андреем Тропилло. Там же написана песня «Тоталитарный рэп». Альбом был издан как магнитоальбом, а через два года был выпущен на виниле одновременно с альбомом «Шестой лесничий». По официальным данным, тираж пластинок превысил один миллион экземпляров, что в США соответствует платиновому статусу[4]. Александр Кушнир определил альбом «Блок ада» и творчество группы в течение десяти лет после его издания следующими словами:[5]

Сложно спорить с тем, что состояние «Алисы» периода «Блок ады» имело мало общего с «Энергией» — альбомом, идеально выразившем в звуке всевозможные маски Кинчева — актёра и поэта. Все дальнейшие эксперименты со звучанием уводили в сторону — нет, не от сути Кинчева-менестреля, а от сути найденного им в «Энергии» образа — образа буревестника новой волны, наконец-то воспарившего над толпой. В свою очередь, идеология группы эволюционировала от «Красного на чёрном» через «Шабаш» в сторону пресловутой «Чёрной метки». На определённом этапе чёрного стало несоизмеримо больше, красный почти исчез, а оставшаяся часть спектральной гаммы сместилась в сторону акустики и всплыла на поверхность лишь спустя десять лет — когда начался «Джаз»

В 1987 году группа «Алиса» начала испытывать проблемы с властями, апогеем чего стало «Дело Кинчева». 17 ноября 1987 года перед концертом группы во дворце спорта «Юбилейный» в Ленинграде Константин Кинчев ввязался в потасовку с милиционерами, которые не пропускали за кулисы его первую жену, Анну Голубеву, бывшую на тот момент беременной. После этого лидер «Алисы» перед началом исполнения песни «Эй, ты, там, на том берегу» сделал вступление: «Следующая песня посвящается иностранным гостям, если оные есть в зале… а также ментам и прочим гадам!»[6]. 22 ноября в газете «Смена» была опубликована статья Виктора Кокосова «Алиса с косой чёлкой», в которой Константина Кинчева обвиняли в провокации беспорядков и пропаганде нацизма. Утверждалось, что лидер «Алисы» в песне «Эй, ты, там, на том берегу» спел «Хайль Гитлер на том берегу!»[7]. 6 и 22 декабря было опубликовано продолжение статьи, а также письмо от артистов «Ленконцерта» Эдиты Пьехи, Бена Бенцианова и Давида Голощёкина и других[8]), которые обвиняли Константина Кинчева в неуважении к публике. Основатель группы «Аквариум» Анатолий Гуницкий выступил в поддержку «Алисы» и отметил: «Группа артистов Ленконцерта видит корень зла в неуважительном отношении к публике. Интересно, как поступили бы народные, заслуженные лауреаты и дипломанты, если бы их не пускали на их собственный концерт и кидали в чёрный „воронок“[9]. После активного обсуждения инцидента в прессе и на телевидении у «Алисы» начались проблемы с организацией концертов. 8 февраля 1988 года группа подала в суд на «Смену» за клевету, а Константин Кинчев, его жена и жена гитариста бит-квартета «Секрет» Андрея Заблудовского Ада Булгакова-Заблудовская подали жалобу в прокуратуру на действия охраны. В это же время идёт расследование и действий самого Константина. В конце февраля его и других членов группы несколько раз вызывали на допросы. В итоге Кинчеву предъявили обвинение в злостном хулиганстве и отпустили под подписку о невыезде[10].

7 марта 1987 года Константина Кинчева арестовали на квартире у директора «Алисы» Алика Тимошенко, связали и доставили в отделение милиции. На следующий день музыканта выпустили, но снова забрали на один день 10 марта. На следующий день группа отправилась на концерт в Псков, несмотря на то, что у лидера была подписка о невыезде из Ленинграда. По возвращении с гастролей Константин был задержан на срок в семь суток, а группе было запрещено давать выступления в течение полугода[11]. Также несмотря на подписку о невыезде Константин Кинчев вместе с бас-гитаристом Петром Самойловым отправился вслед за передвижной студией «Тонваген» записывать альбом «Шестой лесничий», который был выпущен в 1989 году[12]. 11 июля состоялось заседание суда, на котором после прослушивания аудиозаписи концерта была подтверждена несостоятельность обвинений в нацизме. К октябрю 1988 года оба процесса оказались завершены. Дело Кинчева было прекращено, а сам он был передан на поруки Ленинградскому рок-клубу. Газета «Смена», 24 сентября, ещё до решения суда, опубликовала опровержение всех своих обвинений и извинения за них. Под впечатлением от этих событий группа «Алиса» записала альбом «Ст. 206 ч. 2», который вышел в свет только через пять лет[13].

В течение 1988 года группа записывает альбом «Шестой лесничий». По официальным данным, тираж пластинок превысил один миллион экземпляров, что в США соответствует платиновому статусу[4]. В альбом вошли известные композиции «Тыр-тыр-тыр», «Шестой лесничий» и «Театр теней». В это время по протекции Юрия Наумова в группу приходит молодой гитарист-виртуоз Игорь Чумычкин. Летом того же года группа отыграла выступление на VI фестивале ленинградского рок-клуба и на рок-концерте во Дворце Спорта в Киеве, в котором также принимали участие «ДДТ», «Чёрный кофе», Ольга Кормухина и «Наутилус Помпилиус». В октябре 1988 года после гастролей по Чехословакии из группы ушли гитарист Андрей Шаталин и клавишник Павел Кондратенко. Вместо них в группу были приглашены москвичи — гитарист Игорь Чумычкин и клавишник Владимир Осинский. В 1989 году группа поехала в США с концертной программой «Красная волна»[2].

В 1989 году «Алиса» записала альбом «Ст. 206 ч. 2», переполненный вызывающими текстами, в которых обсуждались, в основном, проблемы жёсткой цензуры в Советском Союзе. В сентябре 1989 года группа выступает на фестивале «Монстры рока СССР». Осенью 1990 года «Алиса» представила в Москве новую концертную программу «Шабаш», которая легла в основу одноимённого альбома. «Шабаш» посвящён близкому другу Константина Кинчева Александру Башлачёву, который погиб 17 февраля 1988 года. В рамках альбома были записаны две известные песни группы «Всё это рок-н-ролл» и «Красное на чёрном». «Шабаш» считается первым концертным двойником в истории отечественной рок-музыки,[11], а сам Константин Кинчев в 1996 году назвал его лучшим альбомом группы:[14]

Я считаю альбом “Шабаш” для творчества “Алисы” самой удачной работой. Для меня это самый удачный альбом, который мне удалось сделать. Может быть благодаря тому, что он ещё и концертный, потому что мы всё-таки концертная группа, а не студийная. И благодаря тому материалу, который там был…

В 1991 году Кинчев получил премию «Овация» как «Лучший рок-певец». В 1993 году, вскоре после выхода альбома «Для тех, кто свалился с Луны», гитарист Игорь Чумычкин кончает жизнь самоубийством, и эта утрата становится тяжелейшей для группы. Около года группа не даёт концертов, оправляясь от потрясения, после чего записывает памяти музыканта альбом «Чёрная Метка». В Чёрную метку вошло четыре песни написанные Чумычкиным: «Паскуда», «То ли про Любовь, то ли про Беду» (музыка и слова гитариста); «Чёрная метка» и «Белая невеста» (музыка). В 1996 году вышел альбом Jazz сделанный в стиле рок-фьюжн. В 1997 году коллектив записывает альбом «Дурень», в который вошёл новый хит «Трасса Е-95»[11]. Константин Кинчев в одном из интервью так определил концепцию альбома[15]:

«Основные темы в новом альбоме: дороги, радость от того, что Создатель сподобил явиться на свет, внутренние „запутки“, ощущение того, что грешен по самую макушку, попытка искренне в этом признаться, то бишь исповедаться публично. Не знаю, насколько это удаётся. И вообще, возможно ли, чтобы это удавалось на все сто? Думаю, что нет. Но попытка такая есть. К этому альбому батюшка мне подсказал замечательный эпиграф из Кодекса царя Хаммурапи: „Посмотришь на него — человек как человек, а внутри-город, дымящийся в руинах“. В конце концов, „дурень“ в любой русской сказке превращается в царевича. Иван-дурак всегда на поверку далеко не дурак. Альбом ближе всего по состоянию, по своей идее к самому мощному нашему альбому „Шабаш“».

Константин Кинчев (концерт группы «Алиса» в Казани 2 мая 2010 года)
Алиса, Каварна рок фест 2013
Группа во время юбилейного тура в Москве
(СК Олимпийский)

В нулевые годы в песнях Константина Кинчева основной стала тема православия, он начал размышлять и писать о Боге — что определило новый виток развития «Алисы». В 2000 году вышел альбом «Солнцеворот». Андрей Бурлака в своей рок-энциклопедии подчеркнул, что материал «Солнцеворота» был, во многом, вдохновлён интересом Кинчева к панславизму и языческим корням русской культуры, в чём ранее преуспел его старый друг и единомышленник Дмитрий Ревякин[16].

В 2001 году выходит альбом «Танцевать». В альбом вошли песни, написанные в разные временные промежутки, начиная с 80-х годов. Записан на студии «Красные горы». На песни «Веретено» и «Мы держим путь в сторону леса» были сняты видеоклипы. Начиная с альбома «Сейчас позднее, чем ты думаешь» звучание группы радикально утяжеляется, православная тематика Константина Кинчева проходит в текстах песен как основная тема. В ноябре 2003 года группу покинули её основатели, гитарист Андрей Шаталин и барабанщик Михаил Нефёдов. Вместо них в группу вливаются гитарист Игорь Романов и барабанщик Андрей Вдовиченко[4].

В тематике православия были изданы следующие альбомы группы «Изгой» 2005 года, «Стать Севера» и концертный сборник «Звезда по имени „РОК“» 2007 года, «Пульс хранителя дверей лабиринта» 2008 года. Последний альбом был посвящён Виктору Цою. В 2009 году Кинчев спродюсировал, а музыканты «Алисы» записали большинство партий первой части трибьюта «Выход Дракона» памяти музыканта «Рикошета» из группы «Объект насмешек»[17].

В 2010 году выходит альбом «Ъ». Борис Барабанов в журнале Weekend пишет, что «серьёзному поэту редко в радость стихи на злобу дня. Песен-карикатур и песен-фельетонов Константин Кинчев и не писал никогда. Но после выхода „Ъ“ острее проявилось чувство, что при всем феноменальном контакте сегодняшней „Алисы“ с преданной аудиторией держится этот контакт на мастерстве фронтмена, на легенде, на звуке, и уже только потом — на тексте»[18]. В 2011 году «Алиса» выпустила новый альбом получивший название «20.12» стал уже семнадцатым студийным диском группы «Алиса». По словам директора группы, «в новом альбоме группа попыталась совместить свой уже накопленный опыт с поисками новой эстетики». Альбом вошёл в «50 самых продаваемых дисков 2012 года» в России (37-е место)[19]

В июне 2012 года музыканты с успехом приняли участие в первом рок-фестивале «Остров» проходившем в Архангельске. 29 сентября 2012 года состоялся релиз очередного студийного альбома «Алисы» «Саботаж». Песня «Саботаж» успешно участвовала в хит-параде «Чартова дюжина», дойдя до первого места и продержавшись в чарте 13 недель. За первую неделю декабря 2012 года «Саботаж» занял первое место по продажам альбомов в России[20], а по итогам 2012 года альбом занял 14-е место среди самых продаваемых дисков в России[21]

В 2014 году вышел альбом «Цирк». По словам Константина Кинчева, новый альбом выдержан в стиле «панк-рок»[22]. Двадцатый альбом «Эксцесс», вышел в сентябре 2016 года и впервые в истории группы был записан с привлечением краудфандинга. 6 сентября 2019 года состоялся релиз альбома Посолонь. Как и предыдущий, он был издан с помощью краудфандинга. На запись пластинки была собрана рекордная для России сумма 17,4 млн рублей[23]. Релиз получил премию Нашего радио «Чартова дюжина-2020» как лучший альбом года[24]. Альбом был записан в обновлённом составе: все гитарные партии исполнил новый участник «Алисы» — Павел Зелицкий[25].

В 2024 году группа заявила о готовящемся двадцать третьем альбоме, под названием «Гойда».

Состав группы

Текущий состав

Бывшие участники

Временная шкала

Дискография

Студийные альбомы

Концертные альбомы

Сборники

  • 1996 — «Легенды русского рока. АлисА»
  • 2000 — «Энциклопедия Российского рока. АлисА»
  • 2000 — «Звёздная серия»
  • 2002 — «Иди ко мне»
  • 2001 — «МР3 Collection. АлисА»
  • 2001 — «Grand Collection. АлисА»
  • 2003 — «Тринадцать»
  • 2003 — «Театр теней»
  • 2008 — «Лучшие лирические песни»
  • 2009 — «Лучшее. часть первая»
  • 2009 — «Лучшее. часть вторая»
  • 2012 — «Лучшая коллекция. АлисА»
  • 2014, 2015 — «Лучшее за 30 лет» (2 части)

Синглы

Композиции в сборниках

  • 1986 — «Red Wave» (5 песен)
  • 1988 — «Ленинградский рок-клуб» (1 песня)
  • 1989 — «Льдинка (Музыкальный Клуб „Крестьянки“)» (1 песня)
  • 1989 — «De Lenine A Lennon» (1 песня)
  • 1989 — «Epoka Dla Nas» (1 песня)
  • 1990 — «Ленинградский фестиваль рок-музыки (6-й рок-фестиваль)» (1 песня)
  • 1991 — «Однажды в Рок-клубе» (1 песня)
  • 1991 — «Рок против террора» (2 песни)
  • 1991 — «10 лет Питерскому рок-клубу» (1 песня)
  • 1993 — «Greenpeace Rocks» (1 песня)
  • 1994 — «Песни для Тани М. Мир сказак» (1 песня)
  • 1995 — «Мы идём на Восток» (1 песня)
  • 1996 — «Дядя Миша In Rock» (1 песня)
  • 1996 — «Странные скачки» (трибьют В. Высоцкому, 1 песня)
  • 1996 — «Live Радио 101» (1 песня)
  • 1996 — «Maxidrom II» (1 песня)
  • 1997 — «Maxidrom III» (1 песня)
  • 1997 — «101 Хит. Выпуск 3» (1 песня)
  • 1999 — «Мир в наших руках» (1 песня)
  • 2000 — «Postальбом» (трибьют А. Крупнову, 2 песни)
  • 2000 — «Maxidrom VII» (1 песня)
  • 2001 — «20 лет Питерскому рок-клубу» (1 песня)
  • 2002 — «XXXL 7 Рок» (1 песня)
  • 2003 — «Мой друг — музыкант» (трибьют Д. Романову,1 песня)
  • 2004 — «Крылья 2004» (1 песня)
  • 2005 — «Rock СОЮЗ № 1» (1 песня)
  • 2010 — «Никита Зайцев: Послезвучие» (альбом-посвящение Н.Зайцеву, 1 песня)
  • 2014 — «Спасём мир» (трибьют В. Цою, 1 песня)
  • 2014 — «Серебро и слёзы» (трибьют А. Башлачёву, 1 песня)

Сольные альбомы

Видеоклипы

  • 1985. «Меломан». Режиссёр — Джоанна Стингрей
  • 1987. «Мы вместе». Режиссёр — Джоанна Стингрей
  • 1987. «Экспериментатор», 2 варианта Режиссёр — Джоанна Стингрей
  • 1989. «Аэробика». Режиссёр — Константин Эрнст
  • 1994. «Паскуда». Режиссёр — Виталий Мухаметзянов
  • 1994. «Атеист». Режиссёр — Максим Масальцев
  • 1994. «Белая невеста». Режиссёр — Олег Флянгольц
  • 1996. «Дождь». Режиссёр — Максим Масальцев
  • 1996. «Лунный вальс». Режиссёр — Максим Масальцев
  • 1997. «Трасса Е-95». Режиссёр — Андрей Лукашевич
  • 2000. «Рождество». Режиссёр — Максим Масальцев
  • 2001. «Веретено». Режиссёр — Максим Масальцев
  • 2001. «Мы держим путь в сторону леса». Режиссёр — Максим Масальцев
  • 2003. «Небо славян». Режиссёр — Олег Флянгольц
  • 2003. «Родина». Режиссёр — Олег Флянгольц
  • 2005. «Рок-н-Ролл крест». Режиссёр — Виктор Придувалов
  • 2007. «На пороге неба». Режиссёр — Карен Оганесян
  • 2008. «Власть». Режиссёр — Олег Флянгольц
  • 2010. «Жизнь струны». Режиссёр — Сергей Петрусь (полуофициальный)
  • 2017. «Дети последних дней». Режиссёр — Мария Румянцева (неофициальный)
  • 2017. «Нае@али» (неофициальный) «канал (Дмитрий Ви)»
  • 2018. «Работа». Режиссёр — Светлана Анучкина
  • 2018. «Шабаш». Режиссёр — Светлана Анучкина
  • 2019. «Акробаты снов». Режиссёр — Анна Цуканова-Котт
  • 2022. «Страх и контроль»
  • 2022. «Я был вчера убит»
  • 2022. «Взрыв (Все по швам)»
  • 2022. «Всем гАреть»

Примечания

  1. Группы, которые изменили наш мир. Комсомольская правда. Дата обращения: 4 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке. — М. : АСТ : Астрель : Харвест, 2009. — С. 42—48. — ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). — ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). — ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).
  3. Истинные бойцы рока. Российская газета. Дата обращения: 6 октября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Официальный сайт группы Алиса. Дата обращения: 6 октября 2024.
  5. Кушнир А. Алиса — Энергия // 100 магнитоальбомов советского рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи. — М.: «Леан» — «Аграф» — «Крафт+», 1999. — 400 с.
  6. Вячеслав Огрызко. Кто сегодня делает литературу в России. — Литературная Россия, 2008. — С. 219—221.
  7. В. Кокосов. «Алиса» с косой чёлкой // Смена : газета. — 1987.
  8. Алексей Николаев, Елена Коневецкая, Дарья Васильева. «Алиса» взялась за старое // Смена : газета. — 2007.
  9. Анатолий Гуницкий. «Дело» Кинчева // Смена : газета. — 1988.
  10. Барановская Н. Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документации. Публикации. — Санкт-Петербург: Новый геликон, 1993. — 240 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85440-128-2.
  11. 11,0 11,1 11,2 Троегубов В., Челищева Н. «Алиса» 100 страниц. — М.: НОТА-Р, 2003. — 96 с
  12. Андрей Куренков. Летопись. «АлисА» «Шестой лесничий» // Наше радио.
  13. Рок-н-Ролл - это не работа // Красноярский Уик-энд. — 2000. — Вып. 27 (40).
  14. Пресс-конференция К. Кинчева в программе «Акулы пера» на канале ТВ-6 (недоступная ссылка — история ) (1996). Дата обращения: 6 октября 2024.
  15. Константин Кинчев: «Мне нравится стареть» // Аргументы и факты : газета. — 1997. — № 40.
  16. Андрей Бурлака. Алиса // Rock-n-roll.ru.
  17. Денис Ступников. Константин Кинчев о первой части трибьюта «Выход Дракона» (2009). km.ru (19 июня 2009). Дата обращения: 5 октября 2024.
  18. Ъ-Weekend — Утверждение в образе. Дата обращения: 5 октября 2024.
  19. «Триумф нестыдной попсы — Что слушали россияне в 2012 году». Lenta.ru. Дата обращения: 5 октября 2024.
  20. lenta.ru: Российские музыкальные чарты. Недели 47 и 48 — 2012. Дата обращения: 5 октября 2024.
  21. «Триумф нестыдной попсы — Что слушали россияне в 2012 году». Lenta.ru. Дата обращения: 5 октября 2024.
  22. rRock.ru — Стало известно название нового альбома группы Алиса — Весь русский рок!. Дата обращения: 5 октября 2024.
  23. Поклонники группы «Алиса» собрали на альбом «Посолонь» рекордную для России сумму. Дата обращения: 5 октября 2024.
  24. Победители ЧАРТОВОЙ ДЮЖИНЫ 2020 — НАШЕ Радио. www.nashe.ru. Дата обращения: 5 октября 2024.
  25. Новый альбом Алисы «Посолонь» установил рекорд. rRock.r (2 сентября 2019). Дата обращения: 5 октября 2024.

Литература

Ссылки