Азыхская пещера
Азыхская пещера | |
---|---|
азерб. Azıx mağarası | |
Координаты | 39°37′09″ с. ш. 46°59′19″ в. д. / 39.6192° с. ш. 46.9886° в. д. (G) (O) (Я) |
Расположение | |
Страны | Азербайджан |
Регион | Ходжавендский район |
Характеристики | |
Длина | более 600[1] м |
Год открытия | 1960 год |
Тип | карстовая |
Вмещающие породы | верхнеюрские известняки[2] |
Число входов | 6 |
Азы́хская пеще́ра (азерб. Azıx mağarası — медвежья пещера, от ст.-тюрк. азык — медведь) — шестикамерная пещера у села Азых в Ходжавендском районе Азербайджана. Расположена в юго-восточной части Малого Кавказа на левом берегу реки Куручай. Имеет шесть входов. В ней располагается многослойная стоянка первобытного человека. В 1990-х— начале 2000-х годов находилась в зоне конфликта, на территории Нагорного Карабаха.
Географическое положение
Пещера расположена близ села Азых (Гадругский район Азербайджана) на юго-восточной оконечности Малого Кавказа, в предгорьях Карабахского хребта. Абсолютная высота — 800 м, относительная — 200 м. Находится в прибортовой полосе Тугской котловины (расширенная часть долины реки Куручай), на уровне одиннадцатой 180—200-метровой верхнебакинской или позднеапшеронской террасы этой реки. Приурочена к южному крылу Салакатинской антиклинальной складки, выработана в верхнеюрских массивных известняках. На участке пещеры крыло прорезано У-образным ущельем, в которое открываются оба входа в пещеру.
Азых — горизонтальная сквозная пещера галерейного типа, основной 200-метровый ход которой тянется в виде анфилады из пяти залов и двух галерей: северной и южной. Общая площадь пещеры около 2150 м². Главный (южный) вход расположен под 30—35-метровой пачкой известняков. Со времени образования пещеры в нижнем плейстоцене[3] длина южной устьевой галереи сократилась примерно на 15 м. Осадки заполняли более 4/5 узкой щелевидной полости указанной галереи: высота входного отверстия до начала раскопок равнялась 3 м, при завершении их — 16—17 м. Современная длина южной устьевой галереи — около 25 м, ширина — 8—9 м у входа, 2—3 м в глубине; далее галерея расширяется до 10 м, образуя небольшой Круглый зал[3].
История исследования
В 1960 году стоянку в пещере Азых открыл М. М. Гусейнов и исследовал её в течение более чем 20-ти лет. Первый шурф, поставленный у входа в пещеру, выявил мустьерский культурный слой. В 1964 году был раскопан верхний ашельский слой V, в 1965—1967 годах — нижний ашельский слой VI. В последующие шесть лет исследовались отложения на уровнях слоев I—VI на протяжении южной галереи и Круглого зала. Углубление раскопа у входа в пещеру в 1974 году привело к обнаружению придонных осадков мощностью до 4,5 м (слои VII—X), содержащих более древние галечные материалы. Исследование этих осадков производилось в 1975—1980 годах. В результате всех этих работ были раскопаны площадка перед входом, 25-метровая южная галерея и (неполностью) примыкавший к ней Круглый зал. Максимальная мощность вскрытых отложений достигала 14 м, общая площадь раскопов — 200 м². Исследователи пещеры критиковались за методические ошибки при проведении раскопов.
В 1975 году к работе приступили сотрудники отделов палеогеографии Институтов географии Академии наук СССР и Академии наук Азербайджана, но значительная часть материалов уже была потеряна.
В 1990—2000 годах пещеру исследовали учёные из Франции, Италии, Испании, России, Азербайджана и Грузии.
С 2001 года исследования Азыхской пещеры велись группой учёных из Англии, Испании, Ирландии и Армении под руководством Иоланты Фернандес-Халво (исп. Yolanda Fernández-Jalvo) из Национального музея естественных наук (Мадрид, Испания) и Левона Епископосяна из Института молекулярной биологии НАН Армении. Раскопки велись на средства контролировавшей эту территорию непризнанной Нагорно-Карабахской республики. Наиболее ценные находки проходили обработку в Лондоне.
В ходе раскопок, проведённых в период с 2002 по 2009 год, было найдено около 9000 артефактов, в том числе 1879 окаменелостей крупных млекопитающих и 387 каменных артефактов, каменные орудия и кости со следами разрезов, а также по несколько сотен останков амфибий, чешуйчатых рептилий, летучих мышей, грызунов, насекомоядных и зайцеобразных, включая останки пещерного медведя, жившего в среднем плейстоцене и появившегося около 300 тысяч лет назад[4].
23 августа 2021 года доисторические места Азыхской и Тагларской пещер были представлены в качестве кандидата на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО от Азербайджана.
Археологические находки
Антропологические находки
В 1968 году в третьем горизонте ашельского слоя V был обнаружен фрагмент правой ветви нижней челюсти гоминида, у которой сохранились задняя часть тела и нижняя половина восходящей ветви. Из зубов уцелел лишь третий моляр. Второй и третий, судя по свежим обломам, были разбиты при выемке: второй обломан на уровне шейки зуба, от первого остался лишь дистальный корень и раздвоенная ячейка медиального корня. В первоначальном описании челюсти, сделанном Д. В. Гаджиевым, были отмечены её массивность (19,5 мм на участке между М2 и М3), мелкозубость (ширина третьего моляра — 8.9 мм), нечётко выраженный тавродонтизм, расположение подбородочного отверстия на уровне первого моляра. Эти и другие признаки позволяют отнести находку к переходной стадии от поздних архантропов к ранним палеоантропам и включить её в число «пренеандертальцев» типа Мауэр, питекантропа из Aparo и другие[3]. В 2006 году в одном и камер пещеры были обнаружены несколько человеческих зубов, возраст которых радиоуглеродный анализ датировал 2300 годом до н. э. В 2007 году в пещере были обнаружены останки расчленённых нижних конечностей современного Homo sapiens, а также два зуба. Во время раскопок 2010 года, в верхних слоях, в отложениях возрастом около 100 тысяч лет, был найден полностью сохранявшийся зуб гоминида[5].
Очаги
В 1972—1973 годах во время раскопок плохо освещённой части пещеры (Круглый зал), в 24—30 м от входа, на разных уровнях слоёв VI, V и III было обнаружено пять очагов.
Первый очаг, самый древний, находился на глубине 8 м, в верхнем горизонте древнеашельского слоя VI. Он слабо выражен (остатки угля и золы смешаны с суглинком), его площадь — 20x20 см, толщина (углубление) — 5—7 см.
Второй — на глубине 7 м, в горизонте 4 среднеашельского слоя V. Его площадь — 45x50 см, толщина — 10 см. Древесный уголь сохранился хорошо.
Третий, самый крупный (10 м2), располагался на глубине 5,5 м, в основании горизонта 1 слоя V. В плане напоминал букву «Ь», вертикальная линия которой имеет длину около 5 м, основание — 3 м, ширина — 1—3 м. Выражен двумя горизонтами (сверху вниз): пепельным толщиной от 7—8 до 13—17 см и углистым толщиной 6—9 см. Общая толщина всего очажного слоя — 26 см.
Четвёртый очаг находился на том же уровне, что и предыдущий, но близ северной стены, внутри «жилища» (участка, обнесённого оградой в виде сухой кладки). Площадь 20x40 см. Имел вид углубления (до 15 см), обложенного известняковыми плитками. Внутри — небольшое количество древесного угля и пепла: очаг поддерживался огнём наружного (третьего) очага. Вокруг очага — обожжённые кости животных.
Пятый очаг располагался на глубине приблизительно 3,5 м в основании горизонта 3 слоя III. Его площадь 40x55 см. Слегка углублённый под и края были выложены известняковыми плитками. Внутри — древесный уголь и пепел. Все очаги, за исключением четвёртого, независимо от их стратиграфического положения располагались на одном и том же участке Круглого зала, где благодаря сквозному характеру пещеры была, видимо, наиболее сильная тяга воздуха. Подробное описание очагов отсутствует[3].
Жилище
Жилище обнаружено в основании горизонта 1 слоя V, на уровне третьего очага, в северо-восточной части Круглого зала. Сохранился фундамент в виде круга, примыкающего к северной стене зала. Фундамент сложен известняковыми плитками 35x45 и 20x30 см, толщиной 5—10 см, на одном участке — рогами оленей. Высота кладки — 20—30 см. Площадь ограждённого участка — 10 м²; в его северо-восточном углу находится четвёртый очаг. Документальные материалы об этом жилище не опубликованы, а в кратких описаниях разных лет имеются разночтения: длина всей кладки равна то 4 м, то, как представляется, гораздо больше, ибо кладка состоит из трёх стен (северной, южной и юго-западной). Версии о питании четвёртого очага противоречит замечание о том, что в пределах жилища залегает зольная прослойка длиной 4 м, толщиной 17 см. В целом представленные данные не убеждают в реальности данного жилища[3].
«Тайник»
В 1971 году в южной стене Круглого зала, в вертикальной трещине (длиной 1,5, шириной 0,8, глубиной 1 м) между горизонтами 3 и 4 слоя V, на глубине 7,5 м от поверхности отложений выявлены остатки чётырех медвежьих черепов: один принадлежал старой особи, один — молодой, два — медвежатам. Черепа эти, по мнению М. М. Гусейнова, положены сюда намеренно и в определённом порядке: череп старой особи был поставлен на переднем плане на затылок, носовой частью кверху; возле него находились три фрагмента верхних челюстей (два из них принадлежали одной особи, лежали крест-накрест) и три обломка носовых частей; на заднем плане располагались два черепа в перевёрнутом положении. Все черепа были обрублены одинаковым образом: лишены верхних и нижних челюстей. На одном из них имеются следы слабых царапин и надреза длиной 2,2 см, на другом — восемь косых надрезов (длиной 1,5—4,7, шириной 0,2—0,5, глубиной 0,3 см), являвшихся, видимо, следом «трудовой практики» азыхантропов в пилении костей зубчатыми орудиями. Черепа медведей были намеренно отобраны, уложены и зарыты в «тайнике», что служит «зачатком таинственных религиозных представлений». Приведённые данные вызывают сомнение у некоторых учёных не только потому, что в них нет необходимых строгости и ясности, но и потому, что в кратких предварительных сообщениях отсутствуют надлежащие доказательства того, что широкая расселина являлась тайниковым ритуальным хранилищем, что черепа были намеренно обрублены одинаковым образом, размещены в определённом порядке и специально закопаны, что надрезы на них искусственного происхождения. Полномерная оценка «тайника» предполагает публикацию разнообразной и доказательной документации (фотоснимки скопления черепов in situ, планы, разрезы и т. п.), выяснение соотношения костей в «тайнике» с другими костными материалами слоя V и тому подобное[3].
Каменный инвентарь
Каменный инвентарь представлен коллекциями изделий из слоёв X—VIII (галечная культура), VI (аббевиль—древний ашель), V (средний ашель) и III (финальный ашель—раннее мустье). Материалы всех слоёв, по М. М. Гусейнову, генетически связаны и в целом представляют собой единую преемственно развивающуюся культуру, которая названа им (по имени долины, в которой находится пещера) «куручайской».
Индустрия слоёв X—VII
Каменные изделия изготовлены из местного сырья. Состав пород: кварц, кремнистый известняк, халцедон и другие. Каменный инвентарь представлен архаичными каменными орудиями, названные М. М. Гусейновым «проточопперами», «проточоппингами», гигантолитами, многогранниками, кубовидными, скребловидными и лимасоподобными формами. Настоящие чопперы и чоппинги аббевильского типа, по его мнению, появляются в Азыхе лишь в древнеашельском слое VI. Здесь же представлены лишь типологически нечёткие и аморфные прототипы этих рубящих орудий. Всего в коллекции слоёв X—VII отмечено 186 предметов[3].
Индустрия слоя VI
Слой исследован на площади 125 м². В слое выделено 1890 изделий. Сильная выветрелость и сглаженность значительной части этой коллекции идёт за счёт включения в неё материалов низов слоя V (горизонты 3—4 дополнительного разреза), которые, в отличие от слоя VI, как отмечалось выше, формировались в условиях тёплой и влажной среды. Исходное сырье в данной индустрии: кремнистый сланец, кремень, песчаник, кварцит, базальт, фельзит. Кроме того, значительная часть сколов (40—50 %) являются достаточно удлинёнными (5— 12 см при ширине до 3 см) и тонкими (до 1,5 см). Крупные галечные орудия занимают в нём сравнительно скромное место (13 чопперов, 5 чоппингов, 8 ручных рубил, 3 кливера), зато орудия на сколах встречены в большом ассортименте (около 30 разновидностей). Особенно многочисленны и разнообразны скрёбла, перечень которых охватывает практически все типы этих орудий, выделенных Ф. Бордом для более поздних памятников[3].
Индустрия слоя V
В исходном сырье, используемом людьми, посещавшими пещеру в период формирования слоя V, наблюдается возрастание употребления кремня за счёт сокращения использования кремнистого сланца и появление единичных изделий из андезита и обсидиана. В суммарном списке находок из всех уровней слоя V значатся: сколы-заготовки (включая и те, на которых изготовлены орудия), отбойники, нуклеусы, нуклевидные обломки, обломки и осколки, ручные рубила, чопперы и чоппинги, речные гальки[3][6][7][8].
Индустрия слоя III
В слое также отмечены мелкие обломки горных пород. В этом слое впервые обнаружены керамические изделия, относящиеся к культуре мустье, и кости добытых животных[7].
Примечания
- ↑ Гусейнов, 1981, с. 13.
- ↑ АСЭ, 1976, с. 183.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Ашельская эпоха на Кавказе. — Санкт-Петербург: Центр «Петербургское востоковедение», 1998. — С. 17—44.
- ↑ Президент Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан Алиева посетили Физулинский и Ходжавендский районы // Бакинский рабочий. — 2021. — С. 1—5.
- ↑ Tania King, Tim Compton, Antonio Rosas, Peter Andrews, Levon Yepiskoposyan, Lena Asryan. Azokh Cave and the Transcaucasian Corridor (англ.). — Springer, 2016. — P. 102—116.
- ↑ Сафаров Р. Ф. О древних корнях культуры Азербайджана // Беларусь и культурное наследие древности и средневековья : материалы международной научной конференции, приуроченной к годовщине подписания Пакта Рериха. — 2021. — С. 145—155.
- ↑ 7,0 7,1 Иманова М. Н. Генезис культуры Азербайджана: сравнительно-сопоставительный аспект // Культура и цивилизация. — 2021. — Т. 11, № 4—1. — С. 147—155.
- ↑ Шахгусейнова С. А. Археологические исследования как основные источники изучения культуры региона (на материале Азербайджана) // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2012. — № 3. — С. 6—11.