Агата Кристи (группа)

Материал из «Знание.Вики»
Агата Кристи
Agatha Christie's signature.svg
Основная информация
Жанры готик-рок
постпанк
психоделический рок
альтернативный рок
арт-рок (1988—1991, 2000)
новая волна (1988—1990)
глэм-рок (1988—1990)
хард-рок (1988—1990)
Годы 1987—2010
2015 (воссоединение)
Страны  СССР
Флаг России Россия
Место создания Свердловск / Екатеринбург (1988—1994)
Москва (1994—2010)
Язык песен русский
Лейбл звукозаписи «Sintez Records»
«Extraphone»
Никитин / «WWW Records»
«Стиль Рекордс»
«Студия Союз»
Бывшие
участники
Вадим Самойлов
Глеб Самойлов
Александр Козлов
Пётр Май
Лев Шутылев
Альберт Потапкин
Андрей Котов
Дмитрий Хакимов
Константин Бекрев
Роман Баранюк
Другие
проекты
«The Matrixx»
agata.rip , agata.ru

Ага́та Кри́сти — советская/российская рок-группа, основанная в 1985 году в Свердловске. Пик популярности — середина-конец 1990-х. Лидеры и основные авторы — братья Вадим и Глеб Самойловы. Музыкальный стиль разнообразен: готик-рок, постпанк, альтернативный рок, психоделический рок[1] и другие. Известные песни: «Как на войне», «Опиум для никого», «Ковёр-вертолёт»[2]. Выпустили 10 студийных альбомов. Группа распалась в 2010 году после прощального тура и выпуска альбома «Эпилог».

История

Первоначально коллектив назывался ВИА РТФ УПИ[3]. Название «Агата Кристи» появилось в 1987 году по предложению Александра Козлова. Официальной датой создания группы считается 20 февраля 1988 года.

В 1988 году к группе присоединился Глеб Самойлов. Состав неоднократно менялся, но основное ядро составляли братья Самойловы и Александр Козлов.

Первый успех пришёл с альбомом «Коварство и любовь» (1989)[4]. Группа начала активно гастролировать и участвовать в фестивалях.

Переломным стал альбом «Позорная звезда» (1993), принёсший широкую известность. Пик популярности пришёлся на середину 1990-х с выходом альбома «Опиум» (1995).

В 1998 году «Агата Кристи» получила премию World Music Awards[5]. Группа четырежды становилась лауреатом премии «Овация».

1 марта 2001 года скончался один из основателей группы Александр Козлов. После его смерти творческая активность коллектива снизилась.

В 2009 году братья Самойловы объявили о завершении деятельности группы из-за творческих разногласий. Прощальный тур «Эпилог» продлился с апреля 2009 по июль 2010 года.[6]

Финальный концерт состоялся 10 июля 2010 года на фестивале «Нашествие».

После распада братья Самойловы продолжили музыкальную карьеру по отдельности. Возникли юридические споры об авторских правах на песни «Агаты Кристи».

За время существования группа выпустила 10 студийных альбомов. «Агата Кристи» оказала значительное влияние на развитие русского рока и остаётся одной из самых успешных рок-групп в истории постсоветского пространства[7].

Творчество

Музыкальный стиль «Агаты Кристи» претерпел значительную эволюцию. Начав с симфонического арт-рока в альбомах «Второй фронт» (1988) и «Коварство и любовь» (1989), группа перешла к более электронному звучанию с гитарными партиями в «Позорной звезде» (1993) и «Опиуме» (1995). Альбом «Чудеса» (1998) отметился экспериментами с электроникой, а «Майн Кайф?» (2000) стал концептуальной работой.

Авторский коллектив состоял из трёх основных участников: Вадима Самойлова, Глеба Самойлова и Александра Козлова. С 1993 года Глеб Самойлов занял позицию ведущего автора текстов и музыки. Каждый из них создал знаковые для группы композиции: Глеб — «Как на войне» и «Опиум для никого», Александр — «Сказочная тайга» и «Ковёр-вертолёт» (с текстами Глеба), Вадим — «Viva Kalman!» и «Чёрная луна»[8].

Тематика песен группы эволюционировала от социальных вопросов в 1985-1988 годах к исследованию внутреннего мира и эмоциональных переживаний. В творчестве прослеживается влияние литературных произведений М. Булгакова, Г. Эверса и С. Кинга.

Концерт, посвященный 20-тилетию группы в ДК Ленсовета.

Музыканты называли среди своих вдохновителей Pink Floyd, Альфреда Шнитке, «Наутилус Помпилиус» и «Урфин Джюс». Существует мнение о влиянии The Cure, особенно их альбома Disintegration (1989), хотя сами участники группы это не подтверждали[9].

В середине 1990-х группа столкнулась с обвинениями в пропаганде наркотиков, особенно из-за песен «Опиум для никого» и «Ковёр-вертолёт». Музыканты отрицали эти обвинения, объясняя тексты как отражение личного опыта и использование иронии[8].

Критика

Критике подвергались музыкальный стиль, тематика текстов и эволюция звучания группы. В ранний период творчества группу обвиняли в «помпезности и излишней красивости». Позднее критики отмечали мрачность и депрессивность альбомов конца 1990-х годов.

В рецензиях раннего периода Артемий Троицкий охарактеризовал группу как «большую надежду Свердловска». Наталья Струкова (Fuzz) положительно оценила клавишные партии, гитарные аранжировки и вокал, особенно выделив песню «Viva Kalman!»[10].

В анализе творчества середины 1990-х авторы энциклопедии «Кто есть кто в российской рок-музыке» отметили «дух пофигистского эстетства и рок-нонконформизма». Михаил Козырев назвал «Агату Кристи» определяющей группой для поколения 1990-х.

В рецензии на альбом «Чудеса» Илья Кормильцев («Живой звук») критиковал группу за «разыгрывание карты подросткового суицида». Александр Алексеев охарактеризовал «Майн Кайф?» как «неоднозначный, достаточно мрачный и «загруженный» по интонациям»[1] .

В обзоре альбома «Триллер» Алексей Мажаев («Музыкальная правда») назвал его «добротно сделанным ремейком» «Опиума», отметив возвращение к фирменному звучанию группы[11].

Рецензии на последний альбом «Эпилог» (2010) были неоднозначными. Критики, в частности, акцентировали внимание на стилистических различиях между песнями Вадима и Глеба Самойловых.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Алексеев А.С. Кто есть кто в российской рок-музыке. — Москва: АСТ, 2006. — С. 22—24. — 559 с..
  2. Звуки.Ру - Агата Кристи - справка. Звуки.Ру..
  3. Карасюк Д. «Агата Кристи»: Чёрные сказки белой зимы / Серия «Легенды русского рока» — М.: АСТ, 2018. С. 23.
  4. Этапы большого пути. agata.rip..
  5. Премия «Овация» — история. www.ovacija.ru.
  6. Последние события из жизни группы «Агата Кристи». 2008 год. agata.rip..
  7. Le Roi est mort. Vive le Roi! - Последний концерт "Агаты Кристи" на Нашествии 2010..
  8. 8,0 8,1 Стогов, И. Ю. Агата Кристи. Песни Веры и Отчаяния. — М.: Амфора, 2007. — 200 с..
  9. Лисичкин Г. Смит как убитый (англ.) // Rolling Stone : журнал. — 2009. — No. 57..
  10. Струкова Н. «Агата Кристи»: борцы за музыку // Fuzz : журнал. — 1994..
  11. Гликен Баум. Рецензия Агата Кристи — Триллер Часть 1 // Apelzin : журнал..