Первый день просветительского трека в лектории открыл директор Института исследований культуры НИУ «Высшая школа экономики» Виталий Куренной. В теме своего выступления «Гибридный мир: история университетов от XVIII до XXI века» профессор рассказал об истории становления высших учебных заведений, о зарождении современных моделей обучения. Он напомнил, что первый университет был образован в итальянском городе Болонья в 1088 году. К XV веку насчитывалось уже более 50 высших учебных заведений. В нашей стране университеты стали создавать в XVIII веке. С тех пор в мире укоренились три модели — британская, французская и немецкая. Но объединяет их одна миссия — человек должен стремиться развиваться на протяжении всей своей жизни.
Виталий Куренной считает, что будущее за развитием компетенций, а не накапливанием знаний, приоритетом общего образования над специальным, когда человек может легко «научиться учиться». Лектор подчеркнул, что мир быстро меняется, и человек должен уметь справляться с этим, овладевая новыми знаниями и профессиями.
В ходе дискуссии про будущее университетов профессор практики Московской школы управления «Сколково», основатель инициативы Global Education Futures Павел Лукша заявил, что цикл одной профессии скоро будет исчисляться в 10 лет, и выпускники вузов будут менять работу по 6-7 раз за жизнь. При этом активной социальной деятельностью человек будет заниматься до 90 лет, а не до 60, как сейчас.
Запрос к университетам — подготовить студентов к этому движению, — соглашается директор по связям с университетами VK Сергей Марданов. — Университеты не всегда успевают за тем, что появляется на рынке. Трансформация всех учебных программ должна ориентироваться на потребности извне, на актуальные тренды и тенденции.
Спикеры пришли к выводу, что университет будущего включает в себя различные источники поступления информации, и от высшего учебного образования нужно брать всё. К примеру, необходимо посещать непрофильные лекции с других курсов. Только общее, широкое, фундаментальное образование может дать широкие возможности для личностного роста.
В ходе дискуссии «Hard skills&Soft skills: что на самом деле влияет на успех в век цифровых технологий?» писатель и сценарист Александр Цыпкин выразил мнение, что человеку предстоит конкурировать с машинами, однако машина еще нескоро сможет заменить человека в креативных индустриях и в области коммуникаций, где необходимо понимать тонкие настройки в сфере общения между людьми.
Генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль выделил два направления в новом подходе к высшему образованию.
Сейчас уклон идёт на гибкие навыки, но при этом культура приобретения «жестких» компетенций порой уходит на второй план. Однако только обладая знаниями и опытом в своей области, можно считаться профессионалом, иметь авторитет. Необходимо одновременно развивать как гибкие, так и сложные навыки, получать знания из разных областей – это полезная привычка на всю жизнь. Нужно находить оптимальный баланс в обучении,
— подчеркнул Максим Древаль.
Руководитель стратегических проектов в «Школе перспективных исследований» (SAS) ТюмГУ Эва Бурбо считает, что мультидисциплинарность — неотъемлемая часть современного образования. На примере «Школы перспективных исследований», которая работает на базе Тюменского государственного университета, спикер рассказала про новый тип высших учебных заведений. В отличие от обычного российского вуза SAS не разделена на дисциплинарные кафедры: после поступления студенты оказываются в едином образовательном пространстве. Авторские курсы читают на английском языке профессора из 13 стран, в том числе из России. К примеру, один из первых курсов — «Письмо, мышление, анализ, интерпретация», где студенты учатся анализировать и формулировать свои мысли на основе философских и научных трудов.
В SAS есть бакалавриат по семи направлениям подготовки: пять социогуманитарных, прикладная информатика и биология,а также магистерская программа «Экспериментальное высшее образование»; студентам выдают дипломы государственного образца.
Заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Антон Сериков рассказал о социальных лифтах и возможностях профессионального и карьерного роста, о тех конкурсах, стажировках, образовательных программах, которые есть у российских студентов сегодня.
Студенты через проекты президентской платформы «Россия — страна возможностей» могут оценить профессиональные и надпрофессиональные компетенции, могут выстроить свою карьерную траекторию или трек развития, могут попробовать себя в программах наставничества или заняться творчеством и попробовать себя в креативных индустриях. По количеству вопросов и активности аудитории видно, что в финале действительно присутствуют лучшие из лучших, активные и неравнодушные молодые люди, которые совсем скоро будут занимать топовые позиции в самых разных организациях,
– сказал Антон Сериков.
В завершение первого дня просветительского трека «СоздаYOU будущее» заместитель Министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров поделился мнением на тему лидерства:
На мой взгляд, лидерство – это проактивная позиция, когда ты сам меняешь мир вокруг себя. И у каждого из нас есть эта возможность – проявить инициативу и взять на себя ответственность за то, чтобы перевернуть какие-то процессы. При этом важная характеристика любого руководителя - умение работать в команде, учиться у более старших и опытных и создавать вокруг себя атмосферу для развития других. Показатель хорошего руководителя – грамотно выстроенные процессы, когда с его уходом дело не разваливается,
– сказал Григорий Гуров.
С программой лектория Российского общества «Знание» можно ознакомиться на официальном сайте.