Обложка новости: Где находится империя добра: в Санкт-Петербурге завершился марафон «Искусство ПоЗнания»

Где находится империя добра: в Санкт-Петербурге завершился марафон «Искусство ПоЗнания»

В течение трех дней спикеры и зрители марафона «Искусство ПоЗнания», который организовало Российское общество «Знание, обсуждали самые актуальные темы нашей культуры, искусства и образа России в историческом и современном мире. Особое место было отведено теме личности Петра Великого, 350-летний юбилей которого будет отмечаться в следующем году. В открытых дискуссиях и лекциях приняли участие самые известные музыканты, дизайнеры, телеведущие, художники, руководители музеев и государственные деятели. Мероприятие было организовано в партнерстве с Российским военно-историческим обществом при поддержке Санкт-Петербургского международного культурного форума и лектория «Достоевский».

Трансляции трехдневного марафона на сайте Российского общества «Знание», в его группе в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube-канале лектория «Достоевский» уже набрали более 5 500 000 просмотров. Записи всех трансляций будут доступны на сайте общества «Знание». Спикеры марафона провели более 30 лекций и дискуссий — это более 20 часов контента на тему профессионализма в искусстве и его провокативности, исторического и современного образа городов и истории имперской России. 

Среди спикеров марафона были такие известные люди, как помощник Президента РФ, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, министр культуры РФ Ольга Любимова, заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая, директор Центрального выставочного зала «Манеж» Павел Пригара, дизайнер Артемий Лебедев, режиссеры Тимур Бекмамбетов и Алексей Герман-младший, писатель, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Евгений Водолазкин, писатель Александр Цыпкин, генеральный директор Российской национальной библиотеки Владимир Гронский, ректор Российского института сценических искусств Наталья Пахомова, художественный руководитель Женского симфонического оркестра Ксения Жарко, саксофонистка Вероника Кожухарова, художница Мария Янковская и множество других. Более 50 спикеров рассказали зрителям марафона о своих взглядах на современную культурную повестку, ответили на все интересующие вопросы и поделились своими знаниями.

Знание и понимание культуры, искусства, истории своей страны крайне важны для каждого человека. Они побуждают его мыслить, интересоваться окружающим. А учитывая, что аудитория наших мероприятий в среднем более молодежная, мы стараемся подавать достаточно сложные темы через личности спикеров и их истории. Мне кажется, количество просмотров и вопросов от зрителей подтверждает, что мы выбрали верный формат,

— отметил генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль.

Для знания нет границ. Мы надеемся, что подобного рода марафоны «Знания», проводимые в разных частях нашей страны, станут хорошей, доброй традицией. И мы сделаем для этого все возможное!

— добавил помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества

Владимир Мединский.

На открытии марафона Владимир Мединский анонсировал новое масштабное мероприятие, подобного которому в России не было с 1970-х годов, — Всероссийский конкурс художественных работ, посвященный 350-летию Петра I. День рождения первого российского императора Россия и мир будут отмечать в 2022 году. 

Конкурс проводится Российским обществом «Знание», Российским военно-историческим обществом и Федеральным агентством по делам молодежи. Участвовать в нем смогут молодые деятели искусств до 28 лет по 7 номинациям: литература, скульптура, реставрация произведений искусства, видео и другие. Итоги конкурса с премированием победителей и предоставлением им возможностей для выставок своих работ подведут к середине 2022 года.

Завершающий день марафона был посвящен профессионализму в искусстве. Деятели искусств высказали свою точку зрения на необходимость профильного образования в сфере музыки, кино и театра, журналистики.

Традиционное актерское образование, на мой взгляд, необходимо и оправданно. Причем, когда мы говорим о подготовке актера, я уверена, что у него должно быть именно высшее образование — это основополагающий базис, через призму которого он шире воспринимает мир. К тому же именно в процессе обучения случается эта магия — когда мастер передает частичку огня своей души ученикам. Такое невозможно на интернет-курсах. Безусловно, обучение всегда должно быть современным. Мы адаптируем его формат к требованиям времени, мы добавляем новые предметы. Получается актуальное видение профессии — а значит, в профессию выходят востребованные специалисты,

— поделилась своим мнением ректор Российского государственного института сценических искусств Наталья Пахомова

А саксофонистка Вероника Кожухарова предупредила о том, что легкий заработок в Сети — еще не залог творческой состоятельности:

В детстве я рано начала выигрывать конкурсы и быстро стала принимать в них участие буквально ради денежных призов. Мне повезло, что грамотные педагоги и родители не позволили «уйти в деньги», потому что в этом случае из твоей деятельности уходит искусство. Сейчас есть опасная тенденция легких заработков в Сети, что рождает у молодежи иллюзию ненужности никакого образования. Это большая ошибка.

А затем она показала, как непросто играть на саксофоне и исполнила для аудитории знаменитую композицию «My way».

Каким бы талантливым ни был человек, ему необходимо профессиональное образование. Ведь его отсутствие — это все равно что попытка самому изобретать велосипед, уверен известный фотограф Константин Лейфер. Причем в некоторых профессиях вроде журналистики любое базовое высшее образование может дать человеку нужный кругозор, а непосредственно профессии может научить и наставник на практике, отметил он. Константин Лейфер провел для слушателей иллюстрированную лекцию об искусстве фотографии.

А кинорежиссер Тимур Бекмамбетов в своей лекции рассказал о том, что реклама — это тоже кино, а вскоре отдельным жанром станет и трейлер. Он познакомил зрителей с проектом о семи смертных грехах в цифровом мире и отметил, что не всегда узкопрофильное образование несет исключительные плюсы:

Очень важно для тех, кто работает в кино, знать, чем живет зритель. И с этой точки зрения полезно получить еще и любое некинематографическое образование, чтобы жить одной жизнью со зрителем и понимать его. Образование исключительно в сфере кино сделало бы меня, скорее, снобом, достаточно цинично относящимся к остальным людям.

Затем для зрителей марафона прошла трансляция лекции художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева на тему «Как полюбить классику».

Я уверен, что вы уже любите классику. И я вам это докажу цифрами. Представьте себе, что еще 300 лет назад писал свои произведения Бах, а 250 лет назад в музыкальный мир ворвался Моцарт. За это время и до наших дней их произведения, а также произведения других великих композиторов прослушали уже до сотен миллиардов раз. Этих цифр уже достаточно для того, чтобы понять, что вы уже любите искусство в той или иной форме. А помогать вам в этом — задача таких, как мы. И мы делаем это с максимальной серьезностью и интенсивностью,

— рассказал знаменитый музыкант.

 Об историческом и современном восприятии России в медиа-, музейном и книжном пространстве поговорили в открытой дискуссии «Историческое наследие Российской империи: отечественное и мировое измерения». О роли фейков в понимании российской истории рассказал генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич. А исполняющий обязанности директора Президентской библиотеки Ельцина Павел Терещенко объяснил, как важно за обилием информации увидеть, кому выгодно распространять те или иные сведения. А начальник военно-исторического отдела музея-заповедника «Царское Село» Дмитрий Клочков представил аудитории проект тематических выставок, посвященных быту, спорту и досугу военных и офицеров эпохи Российской империи. О российских предметах искусства за рубежом беседовали с руководителем отдела культурологии Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия Татьяной Пархоменко. И о тренде на интерактивность в военных музеях — с профессором кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры Андреем Мухиным.

Завершился финальный день марафона трансляцией экскурсии по музею-заповеднику «Петергоф» вместе с директором музея Еленой Кальницкой, беседой о том, какая литература нужна сегодня читателям, с писателем Евгением Водолазкиным и об особенностях российской киноиндустрии — с режиссером Алексеем Германом-младшим.