Главной панельной дискуссией дня стало обсуждение провокации в искусстве.
Провокация — в умах людей, она, прежде всего, отголосок состояния зрителей в зале. Задача музея — вызвать эмоцию, а не устроить провокацию, расширить границы восприятия, чтобы зритель попытался понять искусство, а не обидеться на него. Кроме того, провокацию сегодня активно используют в качестве пиар-стратегии. Например, на нашей первой виртуальной выставке цифрового искусства «Незримый эфир» мы объявили о попытке кражи цифровой картины. Увидев в Сети новость об открытии новой выставки или о попытке кражи, какую вы скорее откроете?
— заявил заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.
Художественный руководитель Женского симфонического оркестра Ксения Жарко добавила, что практически каждое новаторское произведение искусства и даже сам исполнитель могут стать такой провокацией:
Возможно ли развитие искусства без провокации? Если посмотреть на шедевры мирового искусства, все они являются в той или иной мере провокацией. «Весна священная» Стравинского, например, — это впервые танец без пуантов и далекая от канонов хореография. А «Завтрак на траве» Эдуарда Мане с обнаженной дамой среди одетых мужчин — для того времени это был вызов. Денис Мацуев, помимо того что обогатил сокровищницу фортепьянного исполнительства, совершил революцию в образе пианиста, а Юрий Башмет сделал альт королем инструментов. Все это — и революция, и провокация. Главное, чтобы за провокацией был смысл, чтобы она вела к развитию и была художественно оправданной.
О провокативности в театре рассуждал генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич:
Театр — это суперживой организм. Он постоянно меняется. Но многое зависит еще и от времени и общественных трендов. Сегодня даже «Щелкунчик», классический балет, в Шотландии был признан слишком расистским и недостаточно толерантным, и в нем были изменены два танца. Провокация ли это, впрочем? Возможно. Просто у нас такой мир, что многие на многое обижаются. В любом случае искусство должно вызывать диалог. Если вы пришли и согласны с автором — это нормально, если не согласны — это тоже нормально. Должен быть диалог.
Для такого достаточно элитарного искусства, как театр, провокацией является уже то, что в нем начинают участвовать, например, медийные персоны без специального образования, как это недавно произошло с одним известным театром, пригласившим на сцену такую звезду, добавила и. о. заведующей Государственного центра современного искусства в Санкт-Петербурге Наталья Хвоенкова.
Меня научили тому, что искусство имеет право быть каким угодно, быть любым. Будучи зрителем, я не имею права как-то его судить — я могу смотреть или не смотреть. Мне кажется, сейчас важно объяснить зрителю, что художник имеет право высказываться так, как ему угодно. И осуждать его за это или вешать ярлыки — маркер необразованности аудитории,
— высказала свою точку зрения на провокативность в искусстве художница Мария Янковская.
Затем о том, как дизайн-код изменил восприятие Москвы, рассказал зрителям дизайнер и основатель собственной студии Артемий Лебедев. В своей лекции он раскрыл секрет притягательности мегаполисов:
Когда город настолько большой, в нем существуют спрос и предложение на самые странные вещи. Это как раз то, что делает мегаполис классным местом. Мы можем найти в нем все что угодно, не будучи при этом общественно порицаемыми. В большом городе можно заниматься чем угодно, уважая границы друг друга.
Возможно, будущие города вовсе не будут образцом креативности, а станут серыми и унылыми, поскольку основное взаимодействие людей будет проходить в пространстве дополненной реальности, не исключил спикер.
Еще одной большой дискуссией дня стало обсуждение места России на исторической и современной мировой арене. Участники дискуссии обсуждали решающее влияние России на европейскую и мировую политику за 300-летний период с момента создания империи.
Российская империя — это империя добра, — заявил председатель Российского военно-исторического общества, помощник Президента РФ Владимир Мединский. — Этому есть множество доказательств. У нас, например, никогда не было метрополии, высасывающей ресурсы из окраин. Мы, наоборот, и в СССР, и сейчас инвестируем в окраины, в наши территории. Более того, мы изначально строили империю от некомфортного, не самого удобно расположенного, холодного центра, вокруг которого территории собирались исключительно трудом и упорством. У нас в Российской империи никогда не было чувства превосходства центра над этносами и национальностями, их укладом.
Россия всегда была стабилизирующим фактором в мире. Еще Александр I придавал большое значение и настаивал на разработке обязательных для исполнения всеми странами правил и норм, которые позже переросли в то, что теперь мы называем международным правом,
— отметила декан факультета международных отношений СПбГУ Ирина Новикова.
А вот в отношении России как потенциально сильного соперника всегда велись пропагандистские войны, отметил генеральный директор Российской национальной библиотеки Владимир Гронский:
Буквально с XVI века на Россию нападали вербально. В нашей библиотеке хранится отдельный книжный фонд «Россика», около 150 тыс. томов, включающий все зарубежные издания о России. Если как следует его изучить, мы обнаружим, что нет ничего нового в пропагандистских нападках на Россию. И это закономерный процесс, означающий, что наша страна, наша армия сильны. Наша задача лишь умело этим нападкам противостоять. Я считаю, что Россия была, есть и будет империей и сейчас ею является. Есть опасность утратить свое могущество в цифровом пространстве, и на это нам стоит направить сегодня усилия.
Завтра, 24 ноября, дискуссии и лекции марафона продолжатся темой профессионализма в искусстве.
Организатором мероприятия выступает Российское общество «Знание», партнером — Российское военно-историческое общество. Марафон также поддерживают Санкт-Петербургский международный культурный форум и лекторий «Достоевский».
Зрители со всей России смогут увидеть выступления спикеров мероприятия в группе общества «Знание» в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube-канале организации.