После открытия, на котором гостей марафона приветствовали помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, министр культуры РФ Ольга Любимова и генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль, началась панельная дискуссия «Формирование пространства культуры и просвещения», посвященная архитектурному облику Санкт-Петербурга.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский рассказал, что сейчас в Северной столице около 200 креативных кластеров — художественные галереи, лектории, коворкинги, но все же культурных пространств недостаточно и их всегда нужно больше, чем есть в данный момент.
Культурное пространство в нашем городе развивается очень активно, и задачей власти является сбалансированный подход для формирования условий гармоничного развития креативных индустрий, появления культурных пространств и дискуссии вокруг них, важной частью которой является сегодняшняя дискуссия. Мы как представители власти от таких дискуссий ждем оценок, критики, предложений, и именно в таком открытом диалоге с молодежью, представителями культуры и креативных индустрий будет рождаться концепция развития культуры Санкт-Петербурга на ближайшие 10–15 лет,
— отметил Борис Пиотровский.
Начальник управления градостроительной политики комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Владимир Демин подчеркнул, что одна из ключевых задач градостроительства — сформировать пространство, удобное для освоения новых знаний и умений, поскольку они представляют особую ценность у молодого поколения. Также важно, чтобы Северная столица продолжала выступать своего рода мостом, связывающим Европу и Азию, и эта ее роль сейчас только усиливается. А основным драйвером культурного развития Санкт-Петербурга является, конечно же, его исторический центр. В ходе его дальнейшего развития важно, сохраняя существующий колорит, решать проблемы с парковками, движением пешеходов, озеленением, формированием общественных пространств на первых этажах зданий.
Его поддержала генеральный директор группы компаний «ГЕОИЗОЛ» Елена Лашкова. Она рассказала, как современные технологии строительства позволяют придать множество современных функций историческим зданиям, не нарушая их строгого профиля. Например, при реконструкции здания Каменноостровского Императорского театра в Санкт-Петербурге была использована уникальная технология «строительства вниз». Благодаря этому уникальное здание сохранилось без изменений, приобретя огромные полезные площади в подземных ярусах.
Руководитель проектов Citymakers International Александр Зальцман добавил, что еще на начальном этапе строительства или реставрации здания важно продумать, как его внутреннее пространство будет коммуницировать с людьми.
В каждом пункте, начиная с гардероба, оно должно что-то правильное передавать: как минимум комфорт, как максимум — какие-то смыслы. При этом концепция пространства должна быть не просто цельной, но и гибкой, чтобы можно было вносить изменения сообществу, пользователям,
— пояснил Зальцман.
О научно-популярном кластере на Обводном канале как о новом общественном пространстве рассказал создатель и руководитель «Планетария № 1» и Креативного пространства «Люмьер-Холл» Евгений Гудов. Он отметил, что сегодня в городе существует масса возможностей для создания креативных и культурных пространств: доступные здания практически в центре города и незначительная развитость определенных форматов, таких как научные интерактивные музеи. А архитектор, руководитель детской архитектурной студии ЭДАС Владислав Кирпичев отметил, что даже такому историческому городу, как Санкт-Петербург, не выжить без развития вверх. Но небоскребы вполне могут быть не архитектурным кошмаром, а организующей новое пространство средой, если все правильно спланировать и разместить их в том месте, где они не создадут диссонанса с историческими зданиями. С ним согласился и Борис Пиотровский.
После дискуссии о градостроительстве участники марафона совершили путешествие в историю Российской империи, которой в этом году исполняется 300 лет. Об особенностях нашей империи по сравнению с европейскими колониальными державами рассказал председатель Российского военно-исторического общества, помощник Президента РФ Владимир Мединский. Он отметил, что, Российскую империю от европейской колонизации разительно отличало отсутствие земельных захватов, голода, эпидемий и вымирания коренного населения.
Россия никогда не рассматривала себя как «государство русских», владычествующих над нерусскими. Напротив, на новые территории, как правило, вообще не распространялось или распространялось в совершенно ином формате крепостное право: русские крестьяне даже оказывались в худшем положении в сравнении с польскими, прибалтийскими, финскими и другими. Поиск имперского баланса опирался на интеграцию местных элит, предоставления им новых горизонтов и возможностей. Так повелось на Руси изначально,
— отметил председатель Российского военно-исторического общества.
После экскурса в историю гости марафона погрузились в современный музейный мир, с которым их познакомил директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара. Он рассказал, что для «Манежа», посещаемость которого давно перевалила за миллион зрителей в месяц, важнее не количество проданных билетов, а число тех, кто готов приходить в музей снова и снова, чтобы жить и развиваться вместе с ним.
Музей — это не место, где просто хранятся исторические артефакты. Это место для идей, для будущего, место, где рождается наш эмоциональный интеллект,
— отметил он.
Середину дня заняло большое обсуждение личности Петра Великого, 350-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в следующем году. Участники дискуссии рассказали, какие мероприятия подготовлены к знаменательной дате. Генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая рассказала о двух изданиях, которые готовятся к выходу в печать: двухтомник — свод документов, связанных с Петергофом, а также издание «Петергоф, помнящий Петра», где будет опубликована часть купленной им коллекции живописи. А детей ждет уникальная книжка «Будь как Петр» — красочное издание создано в виде ответов на вопросы детей о Петре I.
Главный научный сотрудник Института российской истории РАН Виктор Захаров рассказал, что в марте в институте пройдет большая конференция, посвященная первому императору, на которой оценят влияние его деяний на современность.
Мне кажется, именно Петр Первый является создателем новой истории России,
— отметил он.
А директор Российского государственного исторического архива Светлана Штукова пригласила на действующую выставку документов, написанных рукой Петра и связанных с его личностью.
В январе при Российском военно-историческом обществе стартует цикл лекций, посвященных этой противоречивой личности, которые могут посетить все желающие, анонсировал председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. А кинорежиссер-документалист, петербурженка Вероника Стрижак рассказала об одной удивительной особенности: оказывается, в городе Петра практически никто не знает, когда он родился. Когда провели опрос случайных людей на улице, среди которых было много петербуржцев, никто не назвал даты рождения первого императора.
Мы все пропитаны Петром, но живем в каком-то мифе о нем, начиная от его внешности и заканчивая деятельностью. Это загадка, на которую есть смысл обратить внимание и решить в юбилейный год. Яркий, противоречивый, страстный человек — в нем есть все, чтобы сделать невероятно яркий рассказ о нем. Давайте посмотрим на Петра I не привыкшими глазами человека, который постоянно живет рядом с его образами, а попробуем заново оценить его для себя и рассказать, как невероятно интересно было то, что он делал,
— отметила она.
О разных ресурсах и отношении к жизни в Москве и Санкт-Петербурге рассуждал писатель и сценарист Александр Цыпкин в своей лекции «Питер? Москва? Бологое? Где на Руси жить хорошо?».
В Санкт-Петербурге больше времени, а в Москве — больше денег. Мне иногда для того, чтобы встретиться и провести пару часов с друзьями, нужно вытащить их в Питер,
— говорит писатель о разнице в темпе жизни.
С другой стороны, в Санкт-Петербурге крайне важны все твои действия и репутация, тогда как в Москве легче раствориться в огромном количестве инфлюенсеров.
От того, что написали о вашем произведении критики, сегодня ничего не поменяется, а вот оценка, например, на «Кинопоиске» имеет значение,
— ответил он на вопрос о том, как продвигать себя сегодня в искусстве.
Основатель и креативный директор бюро Pitch Борис Кислицин рассказал, как можно трансформировать музей с помощью современных технологий. Речь шла о музее железных дорог в Санкт-Петербурге, который был признан и лучшим корпоративным музеем в России. Отзывы посетителей говорят сами за себя — здесь масса интерактивных выставок в огромном, отлично организованном пространстве.
Музей — одновременно и самый консервативный, и самый демократичный институт. Чтобы прийти сюда, например, не нужен особый дресс-код. Но сегодня это еще и пространство, которое максимально применяет современные технологии,
— отметил Кислицин.
23 ноября дискуссии и лекции марафона продолжатся и будут посвящены теме традиционного и авангардного, провокативного искусства.
Организатором мероприятия выступает Российское общество «Знание», партнером — Российское военно-историческое общество. Марафон также поддерживают Санкт-Петербургский международный культурный форум и лекторий «Достоевский».
Зрители со всей России смогут увидеть выступления спикеров мероприятия в группе общества «Знание» в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube-канале организации.