Узнать о загадках Вселенной и принять участие в интеллектуальной игре смогли учащиеся в рамках проекта Знание.Наука

Знание.Наука – это просветительский проект Российского общества «Знание», который призван популяризировать науку и новые технологии среди молодежи. В рамках проекта молодые ученые рассказывают о своей работе, знакомят с достижениями страны, проводят научные эксперименты, а также делятся интересными фактами из области физики, химии, биологии и других дисциплин. В 2024 году проект также направлен на привлечение молодых ученых.

Восемь школьных команд Ухты Республики Коми приняли участие в квизе, организованном в рамках проекта Знание.Наука при поддержке советников директоров учебных заведений по воспитанию – «Навигаторов детства» и Коми регионального отделения Российских студенческих отрядов. Интеллектуальные поединки прошли на площадке Ухтинского государственного технического университета.

80 школьников решили попробовать свои силы в качестве юных знатоков. В игровом формате ребята демонстрировали знания фактов и событий, связанных с развитием отечественной науки. Также были вопросы, которые можно «взять» благодаря командному взаимодействию. 

Атмосфера была заряжена азартом и весельем, а вопросы, действительно, оказались интересными и заставляли пошевелить мозгами,

– поделились своими впечатлениями от игры юные представители команды школы №10 из Ухты. 

Вопросы были составлены с учетом интересов молодежной аудитории, например, некоторые задания представили в формате мемов. Еще одним необычным раундом квиза стали вопросы, которые помогли разобраться в том, правдой или нет являются предложенные научные факты. 

Участие в таком интеллектуальном проекте помогает молодым людям расширить свой кругозор и понять, что занятия наукой могут быть увлекательны и полезны. Возможно, для кого–то из юных жителей Коми такие интеллектуальные игры станут первым шагом на пути в большой мир науки. Профориентация молодежи – одно из ключевых направлений просветительской деятельности Российского общества «Знание,

– рассказала директор филиала Общества 'Знание» в Республике Коми Елена Рассыхаева.

В результате интеллектуального квиз–противостояния в Ухте первое место завоевала команда школы №10, на втором месте ребята из Лицея №1, а замкнули тройку призеров юные эрудиты из школы №19. 

В Нижнем Новгороде мероприятия прошли на площадке Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и Нижегородского планетария им. Гречко. Слушателями стали студенты и школьники. Лектор Российского общества «Знание», научный сотрудник отдела внегалактических исследований и гамма-астрономии Крымской астрофизической обсерватории Сергей Назаров рассказал, какие современные технологии позволяют изучать далёкие планеты, и возможна ли жизнь человека вне Солнечной системы. 

Лекции полезны будущим физикам и астрофизикам, интересны и простым людям, интересующимся астрономией и увлеченных звездами. Стараюсь доносить информацию легко, с юмором,

— рассказал Сергей Назаров.

Спикер напомнил, что профессиональные астрономы не смотрят в телескоп глазом — они используют специальные приёмники изображения и отметил, что технологии зашли настолько далеко, что позволяют улавливать пульсации звёзд за тысячи световых лет, видеть затмения звёзд спутниками планет, определять форму исчезающе малых астероидов, изменения размеров предметов на диаметр ядра атома и даже исследовать невидимые по определению черные дыры.

Слушатели узнали об устройстве и масштабах Вселенной, о ее элементах, составе и эволюции. Во время лекции Сергей Назаров помог участникам разобраться в том, сколько правды в самых распространенных мифах о черных дырах. Слушатели узнали, где находится ближайшая известная черная дыра и действительно ли черные дыры могут уничтожить человечество, а также реально ли воссоздать их в лаборатории. 

Астрофизик рассказал, как вымысел в фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар» помог сделать ученым несколько открытий, и как на самом деле выглядят гравитационные явления, возможны ли с научной точки зрения перемещения во времени.

При создании фильма, было написано серьезное программное обеспечение, позволяющее моделировать сверхмассивные черные дыры их внешний вид фактически в 3D в трехмерном пространстве. Его использовали для того, чтобы визуализировать конкретную чёрную дыру, которая в фильме играла ключевую роль. И вот это программное обеспечение можно использовать для того, чтобы сравнивать результаты моделирования с результатами наблюдений реальных черных в космосе. Это позволяет ученым лучше понимать, как устроены черные дыры, демонстрировать широкой публике,

— поделился Сергей Назаров.

Кроме того, что школьников прошел показ полнокупольного фильма «Черные дыры».
 

`