Обложка новости: Ученые пришли в школу: преподаватели УрГПУ поделились опытом со старшеклассниками Свердловской области

Ученые пришли в школу: преподаватели УрГПУ поделились опытом со старшеклассниками Свердловской области

Учащиеся психолого-педагогических классов Свердловской области 13 марта встретились с преподавателями Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) и обсудили широкий круг вопросов из области психологии, педагогики, истории, биологии, цифровизации, организации проектной деятельности и исследовательской работы. Интерактивная программа проходила в школе № 61 города Екатеринбурга в рамках Всероссийской просветительской акции «Ученые — в школы», в ней участвовало более 100 старшеклассников. Всего уже более 250 образовательных учреждений Свердловской области заявили об участии в акции «Ученые — в школы».

Акция «Ученые — в школы», организованная Российским обществом «Знание» совместно с Минпросвещения России и Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах, проходит по всей стране с начала февраля до конца марта. Как сообщил проректор по воспитательной работе и проектной деятельности УрГПУ, директор филиала Общества «Знание» в Свердловской области Иван Попп, в регионе об участии в акции уже заявили свыше 250 школ, возможно, будет и больше, поскольку регистрация открыта до 24 марта.  Выступить лектором в рамках акции может любой деятель науки, а площадкой может стать любая школа.

Одной из площадок для встречи ученых с молодежью стала екатеринбургская школа № 61, где побывала команда из 11 преподавателей УрГПУ.

Открыла программу начальник Управления образования Чкаловского района Екатеринбурга Ирина Соколовская, она поприветствовала ученых, старшеклассников и пожелала ребятам интересных открытий.

Конечно, неспроста такая акция, чествующая науку, в Год педагога и наставника проводится Уральским педагогическим университетом для психолого-педагогических классов. С университетом мы уже четвертый год работаем с учащимися таких классов в городе и районе. И я уверена, что для школьников, желающих поступить в педуниверситет, это прекрасная возможность услышать молодых ученых, узнать, что думает о разных аспектах науки профессорско-преподавательский состав, задать свои вопросы. Педагог — это особое призвание, особая уникальная личность, и всех, кто осознанно выбирает этот путь, ждет интересная, перспективная жизнь. Поэтому хочу пожелать вам сделать важные для себя открытия, которые помогут лучше узнать свою будущую профессию и понять, с чего начать осваивать ее, чтобы стать хорошим педагогом,

— сказала Ирина Соколовская.

Кандидат педагогических наук, начальник управления цифровизации образования УрГПУ Олег Грибан показал молодым людям, почему стоит полюбить цифровизацию образования, какую пользу несут в себе технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR), геймификация, кроссплатформенность.

Школьникам нужно научиться получать пользу от цифровизации образования — полюбить технологии, чтобы быть успешными! — пояснил эксперт. — Гаджеты ведь по-настоящему станут нашими помощниками только тогда, когда на смену восторгу от первой встречи и стремлению к развлечениям придет осознание важности, полезности и необходимости рационально их использовать. Создатели цифровых технологий меняют мир, но и технические достижения меняют нас — мы становимся мобильнее, производительнее, быстрее, если разумно используем цифровизацию.

Олег Грибан также отметил, что рад участвовать в акции «Ученые — в школы», поскольку это дает возможность расширить горизонты.

Встречи ученых и школьников нужны прежде всего для синхронизации молодости и опыта, интереса и результата, любопытства и открытости! — подчеркнул он. — Для такой синхронизации важны каналы коммуникации — личные встречи и общение на одном языке. На мой взгляд, это отличный путь для пробуждения интереса школьников к науке, к исследованиям, к открытиям.

Пользу прямого диалога с будущими педагогами подтвердил доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике УрГПУ Сергей Арбузов, его мастер-класс был посвящен проведению первых научно-педагогических исследований. Наставник разъяснял, зачем начинать заниматься наукой с первых курсов вуза, как взаимодействовать с научными руководителями, как подготовить и опубликовать научную статью.

Будущим педагогам стоит начинать готовиться к научной деятельности уже со школы, активно участвовать в исследовательских проектах, ведь научная работа дает человеку инструменты познания мира, — сказал Сергей Арбузов. — Тем, кто стремится вступить на этот путь, могу посоветовать: читайте, смотрите, изучайте разные темы и больше думайте с целью создать что-то новое. Также ищите себе наставника, руководителя, мастера, любимого учителя, который поделится своим опытом и поможет выйти на новый уровень познания. И обязательно придумывайте себе интересные занятия — занимайтесь как интеллектуальной, так и физической деятельностью, научитесь их не только варьировать, но и совмещать.

Рекомендации начинающим исследователям дала и ассистент кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин УрГПУ Алена Голотина. Ее выступление было посвящено различным источникам, как традиционным, так и современным, которые используют в исследованиях историки. На основе личного опыта лектор рассказала о трудностях, с которыми можно столкнуться при поиске, подборе и обработке информации по своей научной теме, и как их преодолеть.

Доктор исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин УрГПУ Алена Постникова показала, какие возможности открывает старшеклассникам проектная деятельность в системе образования. Слушатели познакомились с классификацией исследований и проектов, узнали о грантовой поддержке молодежи и механизме социального проектирования. Затем учащиеся разделились на группы, подготовились и выступили с презентациями, где рассказали об актуальных для них социальных проблемах, которые могут стать идеями проектов.

Естественные науки тоже не остались без внимания. Проблемы экологии и климатических изменений на Урале раскрыла кандидат географических наук, директор Института естествознания, физической культуры и туризма, доцент кафедры географии, методики географического образования и туризма УрГПУ Оксана Янцер. Эксперт помогла старшеклассникам разобраться, почему меняется температура воздуха, количество осадков и к чему это может привести. Еще одним спикером программы стала ассистент кафедры биологии, химии, экологии и методики их преподавания УрГПУ Екатерина Барышникова, которая поделилась знаниями о научных открытиях в области биохимии, физиологии растений и различных методиках выделения из растительных организмов химических веществ.

Следующее онлайн-мероприятие в рамках Всероссийской акции «Ученые — в школы» в Екатеринбурге состоится 28 марта. Кандидат исторических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) Ирина Грибан проведет онлайн лекцию об истории Сталинградской битвы.