Лекторами выступили видные деятели культуры и искусства России. Они рассказали об истории развития поэтического театра и новых театральных направлениях, разобрали проблемы трансформации «образов», современные сценические решения, обратились к классическим произведениям и их интерпретации в сегодняшнем прочтении, а также ответили на вопрос, каким будет театр будущего. Просмотр лекций будет доступен зрителям в августе 2023 на сайте Знание.Театр и в сообществе проекта во Вконтакте.
Первый день открыла лекция художественного руководителя студии SounDrama и театра «Центр драматургии и режиссуры» Владимира Панкова. Он рассказал о саундраме – театральном направлении, смысл которого заключается в синтезе искусств, новых формах взаимодействия музыкального и драматического театра. Также он затронул темы современного сценического искусства и его обращения к русскому фольклору, важности баланса при сотрудничестве композитора и режиссёра в импровизационном методе работы в музыке и театре.
Мы балансируем между драмой и звуком – в этом и есть путь нашего театра. Сегодня зрители хотят экспериментировать, находить новые формы, вдохновляться, фантазировать. В этом плане саундрама прошла большой путь от андеграунда до больших репертуарных театров и международных фестивалей,
– отметил Владимир Панков.
Работе с текстом Ф.М. Достоевского на современном этапе посвятила свое выступление режиссер, художественный руководитель творческого объединения «Вахтанговский практикум» Ася Князева. Она обратилась к вопросам определения художественных образов, творческого взаимодействия с режиссером в процессе создания спектакля, важности формирования актерского ансамбля, поискам внутренней и внешней характеристики образа в процессе перевоплощения. Она также рассказала об этапах постановки спектакля «Дневник Писателя», который открыл просветительский марафон.
Без литературы, без театра, без просветительской деятельности наше существование становится скучным и бессмысленным. Это наше прошлое, наша база – здесь мы встречаем истории настоящих людей, которые жили в разное время, и все это нельзя отрицать, необходимо впитывать это. Только тогда ты иначе начинаешь относиться к себе, своему окружению и действительности. Чем больше судеб человек узнает, тем шире и глубже он начинает видеть себя, становится более требовательным и внимательным. Именно это необходимо нам сегодня,
– подчеркнула Ася Князева.
Профессор, заведующая кафедрой режиссуры Тюменского государственного института культуры Марина Галяветдинова обратилась к исследовательскому компоненту в деятельности руководителя театрального коллектива. Особое внимание в выступлении было уделено вопросам организационного периода в деятельности руководителя, методам и специфике обучения, а также тренинговым методикам обучения в театре-студии.
Искусство многогранно – это изобразительное и драматическое искусство, искусство хореографии и вокала, оно представляет собой сложную систему из творческих жанров, стилей и видов. Профессия руководителя театрального коллектива находится на стыке этих моментов, поэтому он должен обладать определенным набором качеств, чтобы преодолевать ежедневные сложности, возникающие в процессе творчества,
– рассказала Марина Галяветдинова.
Второй день образовательной части просветительского марафона открылся лекцией главного художника Электротеатра «Станиславский», главного эксперта Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters Анастасии Нефедовой. Она рассказала о трансформации образов и их переосмыслении, ответила на вопрос о том, почему сегодня в фокусе именно русская классическая литература.
Русская классическая литература – это, безусловно, литература невероятной красоты, которая не меркнет, ее свет озаряет наше творчество. Стоит отметить, что сегодня способ диалога театра с ней изменился. Режиссеры, художники, актеры заняты созданием совершенно новых миров, своего фантастического художественного ландшафта, где в любых формах происходит жизнь и вплетается история. Персонажи, которых мы знали и знаем, актуализируются. Это очень интересный способ переосмысления и у него огромная перспектива. Надеюсь, что настоящий зритель оценит это,
– отметила Анастасия Нефедова.
Завершило образовательную программу марафона интервью директора Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, члена Оргкомитета Чемпионата ArtMasters Кирилла Крока. Он поделился со зрителями секретами успеха любого театра, рассказал о том, какими навыками и качествами должны обладать выпускники театральных факультетов и молодые режиссеры, отличается ли старая школа от современного театра, как сегодня можно привлечь зрителя на постановки, а также порассуждал о том, каким будет театр через 20 лет.
Театр – это не производство, не фабрика или завод, это место, где мы каждый день работаем с человеческой душой и эмоциями, живыми актерами. Нам важно, чтобы, придя в театр, человек задумывался, обогащался знаниями, уходил взволнованным и счастливым. В этом, на мой взгляд, главная задача театра – просветлять человека, делать его лучше каждый день. Жизнь меняется и вместе с ней театр с его подходами в работе. Одно останется неизменным – каждый вечер будет открываться занавес, на сцене будут появляться актеры, а в зале всегда будет публика,
– поделился Кирилл Крок.
Напомним, что 29 июня 2023 года Знание.Театр открыл просветительский марафон о русских писателях. Старт марафону дал первый предпремьерный показ спектакля по произведению Ф.М. Достоевского «Дневник писателя», призера Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters, в театре «Школа драматического искусства». Дополнительные показы пройдут 6, 7 и 19 сентября. После каждого спектакля проходит живая дискуссия с публикой, где режиссер вместе с актерами разбирают смыслы произведения и размышляют о русском характере, гражданском обществе и о том, в какой момент и почему деформируется личность человека. К бесплатному посещению приглашаются зрители от 18 лет по предварительной регистрации на сайте мероприятия.
Фотографии с мероприятия доступны по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/JeFNai0KqMOnTQ