Исследование показало, что саморазвитие и просвещение занимают важное место в системе ценностей россиян. Почти у четырёх из десяти опрошенных (39%) есть традиция ставить цели на следующий год. Среди тех, кто формулирует такие цели, 60% в преддверии 2025 года планировали уделить больше внимания саморазвитию и просвещению. Особенно часто такие планы строила молодёжь в возрасте 18–24 лет — 83%.
Каждый четвёртый россиянин (27%) отметил, что в 2025 году уделял саморазвитию больше внимания, чем годом ранее. Чаще об этом говорили молодые люди 18–24 лет, жители крупных городов и россияне с детьми. При этом 60% опрошенных заявили, что в 2026 году планируют уделять больше времени саморазвитию и просвещению.
Наиболее распространёнными форматами просветительской активности в 2025 году стали чтение (45%), просмотр видеоматериалов и документальных фильмов (43%), а также чтение статей и аналитических материалов в интернете (40%). Наряду с этим 22% проходили образовательные курсы очно или онлайн, а 20% россиян использовали нейросети для получения новых знаний.
Исследование выявило заметные различия между возрастными группами. Молодёжь 18–24 лет активнее использует цифровые форматы — в частности, нейросети (38%), чаще посещает лекции и мастер-классы (36%), участвует в конкурсах и проектах (22%), а также взаимодействует с наставниками (22%). Для россиян старшего возраста 60+ основным форматом просветительского досуга остаются познавательные телепередачи (46%). При этом именно среди представителей старшего поколения выше доля тех, кто в течение года вовсе не занимался саморазвитием и просвещением (14%).
Основные цели, которые россияне ставили перед собой, занимаясь саморазвитием, связаны с улучшением здоровья и физической формы (45%), расширением кругозора (44%) и развитием профессиональных навыков (41%). Женщины чаще мужчин ориентированы на улучшение физического и эмоционального состояния и вопросы воспитания детей, мужчины — на профессиональный рост. Молодёжь чаще стремится разобраться в себе и своих эмоциях, а россияне в возрасте 25–34 лет — повысить квалификацию и финансовую грамотность.
Говоря о том, чьё мнение важно учитывать при выборе направлений саморазвития, россияне чаще всего ориентируются на учёных и специалистов (25%), представителей профессиональных сообществ (21%) и старших членов семьи (18%). При этом у молодёжи 18–24 лет особую роль играют старшее поколение и наставники, преподаватели.
Отдельный блок исследования был посвящён публичным фигурам и экспертам, к которым россияне обращались в целях саморазвития и просвещения. Чаще всего респонденты называли журналиста и телеведущего Владимира Соловьёва. В феврале 2025 года телеведущий стал лауреатом Знание.Премия в номинации «За общий вклад в просвещение».
По мнению опрошенных, Россия занимает первое место среди стран, жители которых больше всего уделяют внимание саморазвитию и просвещению — так считают 50% респондентов. На втором месте — Китай (40%), далее следуют страны Европы (14%). США, по мнению россиян, занимают четвёртое место в этом рейтинге — их назвали 6% опрошенных.
Генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль отметил, что результаты исследования отражают устойчивый общественный запрос на просвещение:
Результаты исследования показывают, что запрос на знания и саморазвитие в российском обществе носит системный характер. Люди воспринимают просвещение как ресурс для личного и профессионального роста, а также для понимания происходящих процессов. Для государства это принципиально важно: развитие человеческого капитала, формирование культуры непрерывного обучения и опоры на достоверные знания напрямую связаны с суверенитетом страны и её долгосрочным развитием. Наша задача — делать качественные, достоверные знания доступными в тех форматах, которые действительно востребованы людьми,
— сказал Максим Древаль.
Российское общество «Знание» реализует просветительские проекты, направленные на развитие культуры самообразования, популяризацию науки, истории и современных образовательных форматов, а также на формирование устойчивого интереса к получению новых знаний на протяжении всей жизни. В 2025 году «Знание» значительно расширило и углубило работу с разными аудиториями, создавая просветительские проекты с учётом запросов детей, молодёжи, родителей, педагогов и профессионального сообщества.