За первое учебное полугодие в рамках курса «Россия — мои горизонты» в школах по всей стране прошли 16 внеурочных занятий для учеников 6–11 классов: 3 профориентационных, 2 практико-ориентированных, а также 11 отраслевых занятий. На практико-ориентированных и профориентационных занятиях, разработанных Фондом Гуманитарных Проектов, школьники углублённо познакомились с востребованными на российском рынке профессиями, а также с помощью профдиагностик на платформе «Билет в будущее» научились планировать свой образовательно-профессиональный маршрут.
Курс «Россия — мои горизонты» — это живой, востребованный проект, который помогает миллионам школьников по всей стране осознанно выбрать свой профессиональный путь. Важно, что он продолжает развиваться, становится более гибким и практико-ориентированным. Включение регионального компонента позволяет ребятам не просто узнать о профессиях в целом, а увидеть конкретные возможности для роста и построения карьеры в своем родном регионе, что укрепляет связь между образованием, экономикой и будущим каждого молодого человека,
– отметил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
Отраслевые занятия, подготовленные Фондом совместно с Обществом «Знание», включают в том числе 25 уникальных просветительских видеороликов, адаптированных под разные возрастные категории. На занятиях участники курса познакомились с ведущими компаниями и предприятиями страны. В этом году в роликах отраслевых занятий принимают участие учитель, блогер, победитель Премии «Знание» Андрей Федотов и актер кино Макар Фомин, исполняющий роль репортера-школьника. Съемки проходили в таких местах как Калининская АЭС, Череповецкий металлургический комбинат, Балтийский завод, НПО Энергомаш и другие.
Общее количество скачанных с портала «Билет в будущее» сценариев занятий курса «Россия – мои горизонты» за первое учебное полугодие составило 3 миллиона. Наиболее популярными оказались тематические профориентационные занятия «Открой своё будущее» и «Познаю себя». На них школьники смогли определить свои интересы, склонности и возможности, а также узнать, как это помогает сделать осознанный выбор будущей профессии. Среди популярных отраслевых занятий — «Россия аграрная: продовольственная безопасность» и «Россия индустриальная: добыча, переработка и тяжёлая промышленность».
С начала учебного года в регионах проходит апробация обновлённой версии курса с включением регионального компонента. В рамках программы субъекты РФ получили возможность заменить до 17 часов из 34 на занятия, посвящённые ключевым отраслям экономики региона, что позволяет знакомить школьников с локальным рынком труда. Эта гибкая модель уже нашла отклик: 75 регионов приступили к реализации собственных региональных занятий, закладывая фундамент для более тесной связи образования и экономики.
Так, например, Луганская Народная Республика подготовила для школьников полный комплекс отраслевых занятий, полностью адаптированных под специфику местной экономики и социальной сферы. В фокусе внимания — ключевые для региона производства и профессии: от традиционно сильных направлений, таких как энергетика, добывающая и перерабатывающая промышленности, агропромышленный комплекс и транспорт, до развивающихся секторов — предпринимательства, IT-технологий, туризма и социального обеспечения. Этот подход позволяет школьникам не просто изучить общие карьерные тренды, а увидеть конкретные перспективы для труда, образования и самореализации в своем родном крае.
Активно включились во внедрение регионального компонента в курс и другие регионы, каждый из которых делает акцент на своих ключевых отраслях и экономических специализациях. В Камчатском крае школьники детально изучают рыболовство и аквакультуру — основу экономики региона. Республика Дагестан предлагает уникальные занятия, посвященные переработке шерсти, сочетая культурное наследие с современными агропромышленными практиками. Свердловская область фокусируется на высокотехнологичном секторе, знакомя учащихся с металлургией через призму федерального проекта
«Профессионалитет». Республика Крым раскрывает карьерные возможности в сфере туризма и сервиса, а Тюменская область — в нефтегазовой индустрии. Такой подход не только отражает реальную экономическую карту страны, но и помогает школьникам увидеть перспективы для построения успешной карьеры и самореализации в своем регионе.
В начале учебного года Фонд Гуманитарных Проектов при поддержке Минпросвещения России провёл масштабный профориентационный форум «Россия – мои горизонты». Старт ему во Владивостоке дал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Инициативу поддержали более 150 тысяч участников из 62 регионов, организовав в течение двух недель профориентационные мероприятия с участием школьников, родителей, педагогов и компаний-работодателей.
Дополнением к курсу стали очные профориентационные мероприятия с привлечением отраслевых специалистов — лекторов Общества «Знание». Например, на площадках исторических парков «Россия — моя история» состоялось мероприятие в дополнение к курсу «Россия – мои горизонты» по теме «Россия индустриальная: космическая отрасль», посвящённое 68-й годовщине запуска первого искусственного спутника Земли. Для 1400 школьников из Твери и Пятигорска встречу провели специалисты ракетно-космической отрасли.
Кроме того, порядка 4000 школьников посетили 22 открытые встречи с ведущими экспертами отраслей, которые прошли в Москве, Московской области, Свердловской области, Северодвинске, Нарьян-Маре, Владивостоке, Мурманске, Карачево-Черкесской Республике, Ростове-на-Дону, Томске и Липецкой области. Участниками очных мероприятий стали Владислав Головин, Герой Российской Федерации, Начальник главного штаба Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», участник программы «Время Героев», Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета имени Н.В. Ломоносова, академик РАН, Герой Труда Российской Федерации, Ксения Шевёлкина, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации и другие. Всего в очных мероприятиях курса приняло участие 29 отраслевых специалистов разных направлений и специальностей.
Регионами-лидерами по количеству заявок от школьников, записавшихся на посещение очных профориентационных занятий стали Московская область, Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, а также Челябинская, Омская, Самарская и Новосибирская области.
С 2023 года курс «Россия – мои горизонты» стал ключевым элементом национальной системы профориентации и охватывает более 8,5 миллионов обучающихся 6–11 классов по всей стране, став неотъемлемой частью образовательного процесса. С начала 2025 года по инициативе Минпросвещения России курс вошел в федеральный проект «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети» а также получил официальный статус Электронного образовательного ресурса (ЭОР), что подтверждает его соответствие государственным стандартам качества.