В своем выступлении на марафоне, организованном Обществом «Знание», Олег Белозёров рассказал о героическом труде работников системы путей сообщения. Железные дороги в годы Великой Отечественной войны приняли на себя огромную нагрузку. По ним шли эшелоны на фронт, отправляли в эвакуацию людей и предприятия. Спикер привел впечатляющие цифры, отражающие огромный объем работы, проделанной железнодорожниками ради Победы.
За годы войны наша армия израсходовала более 430 миллионов снарядов и мин, более 21 миллиарда патронов, промышленность произвела для фронта свыше 100 тысяч танков и самоходок, более 480 тысяч пушек, много другого оружия. Понятно, что без железных дорог переместить эту колоссальную массу грузов было невозможно. И коллектив справился, обеспечив перевозку более полутора миллиардов тонн грузов,
— сказал Олег Белозёров.
Особенно важно было обеспечить сжатые сроки снабжения фронта, и с этим железнодорожники тоже справлялись, даже в самые напряженные периоды. Так, лектор привел слова героя обороны Москвы, командира 78-й стрелковой дивизии Афанасия Белобородова, участвовавшего в переброске резервов войск с Дальнего Востока для отражения немецкого наступления на столицу: по свидетельству легендарного комдива, эшелоны проходили путь от Владивостока до Подмосковья всего за 11 дней, что с учетом тогдашнего уровня технологического развития было невероятно быстро.
Напомнил Олег Белозёров и о том, что свой тяжелый труд работники железных дорог выполняли зачастую под обстрелами и бомбежками, не щадили ни здоровья, ни даже жизни ради поставленных целей. Ярким примером стали самоотверженные усилия по восстановлению сообщения Ленинграда с Большой землей после прорыва блокады.
На узком участке вдоль Ладожского озера была построена дорога Шлиссельбург — Поляны, ее еще называют «Дорога Победы». Путь длиной в 33 километра был проложен за 17 дней, частично прямо по льду, под огнем противника, а на стройке работали в основном женщины. Это была очень опасная дорога, на нескольких участках рельсы проходили всего в 3–4 километрах от немецких позиций, ее разрушали более 1200 раз, и сотни железнодорожников погибли на ней, выполняя свой долг. Чтобы понять значение этой дороги, достаточно вспомнить: уже через две недели после ее открытия норма выдачи хлеба в Ленинграде увеличилась с 250 до 700 грамм,
— подчеркнул Олег Белозёров.
Федеральный просветительский марафон Знание.Первые, посвященный 80-летию Великой Победы, проходит с 28 по 30 апреля и охватывает все федеральные округа страны, включая новые регионы. События марафона Знание.Первые транслируются в прямом эфире на сайте Общества «Знание», а также в официальной группе просветительской организации во ВКонтакте. Официальный партнер марафона — особая экономическая зона «Алабуга». В столице проект также реализуется при поддержке Правительства Москвы.
Первый федеральный просветительский марафон Знание.Первые был организован в мае 2021 года и стал символом перезагрузки Общества «Знание». За четыре года состоялось восемь марафонов, в которых приняли участие свыше 100 тысяч человек, более 800 выдающихся лекторов из разных сфер, а трансляции набрали более 1 млрд просмотров.