Всероссийский опрос «Герой, с которым хотят играть дети», инициированный Обществом «Знание» и телеканалом «МУЛЬТ» (входит в медиахолдинг'Цифровое Телевидение'), был организован с целью выявления отношения населения к отечественным играм и игрушкам. Около 80% родителей хотят видеть больше российских изделий на рынке, 72% считают важным обеспечить их узнаваемость на полках магазинов, а 68% респондентов положительно оценивают идею маркировки «Родных игрушек» специальным знаком качества.
Исследование также показало, что термин «Родная игрушка» чаще всего ассоциируется у родителей с игрушками из детства (22%) и эмоциональной привязанностью к ним (19%). При этом респонденты полагают, что оно должно отражать правильные ценности и смыслы (44%), ассоциироваться с отечественным производством (32%) или включать образы советских персонажей и героев (33%).
По результатам опроса мы увидели не просто интерес, а глубокий общественный запрос: родители хотят, чтобы игрушки воспитывали, отражали родные образы и передавали детям ценности через игру. Именно поэтому конкурс «Родная игрушка» так актуален – он не просто поддерживает производителей, а задает вектор развития индустрии с вниманием к отечественной культуре, смыслам и нравственности,
– сообщил заместитель генерального директора по управлению проектами Общества «Знание» Кирилл Хвиль.
Около 73% родителей считают, что персонаж игрушки должен транслировать определенные ценности. Среди основных качеств чаще всего упоминаются доброта и забота (44%), честность и справедливость (34%), уважение к старшим и стремление к знаниям (по 25%). 59% респондентов считают, что им в наибольшей степени соответствуют именно герои советских мультфильмов и герои народных сказок (46%), половина родителей предпочли, чтобы с ними играли их дети, в то время как персонажей современной российской анимации выбрали бы только 14%, а иностранной всего 9%.
По данным исследования, у большинства детей (59%) есть игрушки или игры с персонажами из сказок и мультфильмов, схожая доля родителей отмечает, что для ребенка важно, кто именно изображен на игрушке. Российские персонажи среди любимых игрушек упоминаются практически также часто, как и зарубежные (37% и 42% соответственно). Любимый современный российский персонаж — преимущественно из отечественной анимации (например, «Маша и Медведь», «Три кота», «Смешарики» и др.). Говоря о своем опыте покупок, они отмечают, что любимыми игрушками детей являются мягкие игрушки (20%), машинки и транспорт (21%), а также конструкторы (16%). Основными трудностями при покупке названы их высокая стоимость (46%), низкое качество (27%) и наличие нежелательного контента в самих изделиях (20%).
Онлайн-опрос проведен АНО «Диалог Регионы» в июне 2025 года методом River Sampling, в нем приняли участие 1100 человек. Выборка репрезентативна населению России в соответствии с данными официальной статистики о структуре населения. Погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,95%.
Конкурс «Родная игрушка» способствует популяризации традиционных российских культурно-нравственных ценностей через современные игровые продукты и призван вдохновить производителей и дизайнеров на создание уникальных продуктов, сочетающих современные технологии и традиции. Соорганизаторы конкурса – Общество «Знание» и Движение Первых.