На площадке Транспортной недели в студии «Знание. Транспорт» эксперты назвали тренды в информационных технологиях

Завершился второй день международного форума «Транспорт России», официальным партнёром которого выступает Российское общество «Знание». Сегодня студию «Знание. Транспорт», которая в этом году впервые работает в рамках ежегодного форума в Гостином Дворе, посетили руководители крупнейших компаний страны и ведущие эксперты отрасли. Здесь студентам профильных вузов и начинающим специалистам спикеры рассказали о передовых технологиях и о том, как цифровизация меняет транспортный сектор страны.

Марафон открыл первый заместитель генерального директора по производству АО «Международный аэропорт Шереметьево» Андрей Никулин. По словам эксперта, Шереметьево – это большой город, который не может развиваться без новейших информационных технологий. Искусственный интеллект применяется во всех сферах, ведь деятельность аэропорта планируется на 10 лет вперёд. К примеру, чтобы получить прогноз о пассажиропотоке в следующем году, IT-специалисты собирают информацию из всех баз данных, открытых источников в Интернете, в том числе и в социальных сетях. Полученные сведения уходят в общую аналитику, и система выдаёт сценарий, сколько пассажиров нужно будет обслужить. Исходя из этого формируется финансовая модель «авиагорода». 

Шереметьево – первый в мире аэропорт, который разработал и реализовал концепцию совместного принятия решений A-CDM (Airport-Collaborate Decision Making). За счёт обмена информацией между всеми участниками работающих в аэропорту структур – различных бизнес-подразделений аэропорта, авиакомпаний, авиадиспетчеров, представителей государственных контролирующих органов – контроль выполнения операций проходит полностью в автоматическом режиме с точностью до одной минуты. Внедрение технологий искусственного интеллекта позволило повысить пропускную способность, сократить время ожидания в очереди на вылет воздушного судна, оптимизировать использование ресурсов в аэропорту. Андрей Никулин подчеркнул, что Шереметьево третий год подряд занимает лидирующие позиции в международных рейтингах пунктуальности аэропортов. 

Выступление генерального директора АО «ГЛОНАСС» Игоря Милашевского было посвящено навигационным технологиям и их возможностям. По его словам, важнейшая функция системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – предотвращение ущерба жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде. Российские спутниковые технологии предназначены для вызова экстренных служб, при этом система может помочь не только непосредственно пострадавшим автолюбителям, на чьих машинах она установлена. Зафиксированы тысячи случаев, когда владельцы машин с оборудованием «ЭРА-ГЛОНАСС», став свидетелями происшествий на дорогах, использовали систему для вызова оперативных служб, ускоряя их прибытие и помогая пострадавшим. По словам Игоря Милашевского, во время пандемии стали поступать звонки и о тяжёлых пациентах с COVID-19. 

Эффективность системы очень высока – передача информации в экстренные оперативные службы происходит в считаные секунды, рассказал Игорь Милашевский. В среднем операторы получают новые обращения каждые 5 секунд. Он подчеркнул, что данные о владельцах автомобилей в базе не хранятся и это исключительно вещательная система. 

В своем выступлении генеральный директор АО «ГЛОНАСС» анонсировал разработку «чёрного ящика» для беспилотных автомобилей. Они будут выполнять аналогичную функцию, что и в самолётах. Таким образом, по мнению спикера, появится возможность совершенствовать функционал самих беспилотников и возникнет дополнительный способ контроля их работы. Также современная технология поможет в расследовании возможных ДТП.

Наша страна была одним из инициаторов внедрения подобных систем во всём мире. Хотя, по словам Игоря Милашевского, аналогов у «ЭРЫ-ГЛОНАСС» в мире нет, и система на сто процентов разработана российскими специалистами.

Президент ПАО «ТрансКонтейнер» Александр Исурин рассказал, как устроен рынок контейнерных перевозок, который за год вырос на 15,5%. По мнению эксперта, без контейнера не было бы международной торговли в мире, это идеальный и самый растущий на логистическом рынке вариант доставки грузов. Основные преимущества – скорость, цена и качество. Всего этого можно добиться с помощью современных технологий. Цифровизация логистической отрасли – вопрос конкурентоспособности компаний, оперирующих на данном рынке, и многие крупные логистические компании создают свои ИТ-системы. Александр Исурин призвал всем вместе научиться правильно прогнозировать рынок и заранее создавать под проекты инфраструктуру. По его мнению, развитие новых технологий прежде всего зависит от квалифицированных кадров. 

Как сказал генеральный директор АО «Расчетные Решения» Михаил Казаков, в пассажирском транспорте уже произошла цифровая революция и технологии будущего пришли в настоящее. АО «Расчетные Решения», оператор транспортных карт, отталкивается от пожеланий и потребностей пассажиров – больше не нужно обращаться к водителю, и списание оплаты происходит за доли секунды с транспортной или банковской карты пассажира. При внедрении безналичной оплаты все платежи пассажиров попадают в электронный реестр, доступный органам контроля и управления. Соответственно, внедрение подобных решений позволяет повысить контроль за расходом бюджетных средств на льготные перевозки и увеличить собираемые налоги, а в дальнейшем эффективнее использовать бюджетные средства для развития дорожной инфраструктуры. Пассажиры, в свою очередь, получили возможность пополнять карту удаленно, а благодаря безналичной оплате в прошлое ушли очереди на посадку. По сведениям эксперта, на данный момент к системе подключены более 140 городов. Приоритетная задача – объединить всю страну, чтобы транспортная карта стала едина во всех регионах. Михаил Казаков уверен, что это дело ближайших 2-3 лет. 

Президент Фонда «Центр стратегических разработок» Владислав Онищенко рассказал о цифровой революции в транспортной̆ отрасли, как изменилась мобильность человечества. По мнению эксперта, из инноваций, которые придут в нашу жизнь в ближайшее время, это беспилотные летательные аппараты. И уже скоро дроны заменят курьеров. При этом Владислав Онищенко считает, что в транспортной отрасли технологии искусственного интеллекта только начинают применяться. Как правило, их задача – подсказать, а не сделать всю работу за человека. Те же маршруты в навигаторе не всегда показывают самую быструю дорогу, а лишь предлагают на выбор несколько вариантов. Президент Фонда «Центр стратегических разработок» подчеркнул, что с каждым годом информационные технологии будут занимать всё больше места в транспортной отрасли. Сейчас в Норвегии готовятся к запуску первого в мире беспилотного грузового корабля, который работает на электрических двигателях. В нашей стране «Почта России» накануне запустила доставку небольших посылок адресатам с помощью беспилотных колёсных роботов – автономных роверов, стоимость услуги в Москве – 1 рубль. Но пока процесс роботизации только в самом начале пути.

С экспертом согласен директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, председатель Общественного совета Минтранса России Михаил Блинкин, который уверен, что беспилотный транспорт можно было бы запустить ещё вчера. Но, к примеру, многие отрасли ещё не готовы для этого. По мнению спикера, компании боятся брать на себя такую ответственность и пока ещё нет сформулированных юридических решений – кто несёт ответственность, к примеру, в случае аварии. Но существуют простые доработки, которые постепенно внедряются в мире. 

В каршеринге уже сейчас могла бы быть доступна функция доставки или «к ноге». То есть я нашел на своем смартфоне свободный автомобиль, но до него нужно идти пешком, а на улице поливает дождь. Например, в Японии разработан электромобиль с такой функцией: нажимаешь кнопку, он сам подъезжает. Такой автомобиль безопасен для всех участников движения – едет до заказчика с небольшой скоростью и на короткое расстояние. Скоро к этому придут и у нас,

- подчеркнул в финале второго дня работы студии «Знание. Транспорт» Михаил Блинкин.

`