Марафон в студии общества «Знание» открыл помощник Президента России Игорь Левитин. Он рассказал о планах по реализации новой стратегии транспортной отрасли до 2030 года с прогнозом до 2035 года. По мнению Игоря Левитина, один из самых важных пунктов в стратегии – обеспечить все регионы дополнительным видом транспорта кроме авиасообщения. К примеру, на Дальнем Востоке и на севере нашей страны есть зоны, куда добраться можно только на самолёте, и в ближайшие годы жителям этих регионов нужно предложить альтернативные транспортные сети. Также помощник Президента рассказал о транспорте будущего. По его словам, уже сейчас при строительстве дорог нужно закладывать возможности для беспилотных машин. На трассе «Нева» (М11) из Москвы в Санкт-Петербург уже через несколько лет появится выделенная полоса движения для беспилотников. И сейчас при её планировании учитываются все нюансы, в первую очередь, связанные с безопасностью.
Как рассказал следующий спикер, Министр транспорта России Виталий Савельев, в новую редакцию транспортной стратегии в качестве одного из ключевых направлений вошла цифровизация и автоматизация на транспорте.
Так, в России с 1 января 2022 года будет внедрена система электронных перевозочных документов. За счёт внедрения цифровых технологий и перехода на бездокументарный оборот во много раз увеличится скорость перемещения грузов, подчеркнул Виталий Савельев. Министр отметил, что разработанная Минтрансом РФ транспортная стратегия базируется на клиентоориентированных решениях, выгодных для всех участников – пассажиров, предпринимателей, государства.
В стратегии впервые описаны мультимодальные или совмещённые перевозки, которые позволят развивать огромную страну с уникальным географическим положением и транспортным потенциалом, - заявил Министр транспорта. - Стратегия направлена на то, чтобы использовать весь научный потенциал с учётом современных технологий. Транспорт – это основа развития всей экономики.
Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко рассказал о приоритетных задачах в сфере дорожного строительства. Одна из важнейших – строительство трассы Москва – Нижний-Новгород – Казань – Екатеринбург, которую нужно будет сдать в 2024-м году. Дорога станет частью нового Шёлкового пути из Китая в Европу. Также среди главных строек глава «Автодора» назвал трассы Москва – Краснодар и Москва – Санкт-Петербург, Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД, объезд Москвы). По словам руководителя ведомства, реализация проекта ЦКАД позволит создать ось «Север-Юг». Она будет проходить от Санкт-Петербурга до Черного моря с учетом строительства трассы от Краснодара до Керченского моста. В заключении своего выступления Вячеслав Петушенко добавил, что новые дороги – это свобода, которая позволяет человеку путешествовать, работать и развиваться дальше.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин на примере своей компании рассказал о стратегии цифровой трансформации, которая рождает новые модели взаимодействия с клиентами. В качестве примера спикер привёл электронную торговую площадку «Грузовые перевозки». До её запуска заказать услугу грузовой железнодорожной перевозки, подобрать вагоны, купить дополнительные услуги можно было только по старинке – через контрагентов, заполняя и подписывая бумажные документы, тратя время на получение необходимой для выбора услуг информации. Сейчас же всё это можно сделать в несколько кликов, в итоге получив комплексную услугу. При этом замглавы РЖД считает, что роботы полностью никогда не вытеснят людей на железной дороге.
Вице-президентом УК «Дело» Максим Филимонов высказал противоположную точку зрения. Машины, по его мнению, при грамотной настройке со временем способны заменить человека во многих процессах в транспортно-логистическом секторе. В ближайшем будущем груз будут доставлять автоматические транспортёры и краны, которые управляются машиной, и не за горами то время, когда в море будут уходить беспилотные суда. Правда, спикер оговорился, что полностью в перевозках не обойтись без человека – ремонт кранов, буксиров, другой техники никогда не выполнить без профессиональных специалистов. Цифровизация процессов и развитие пограничных переходов являются важнейшими направлениями для устойчивых преобразований транзитной логистики, подчеркнул в финале первого дня работы студии «Знание. Транспорт» Максим Филимонов.