На марафоне «Знание» в Санкт-Петербурге обсудили, как тренд на «Сделано в России» формирует новую культуру потребления

2 сентября на площадке федерального Просветительского марафона «Знание» в Санкт-Петербурге состоялась панельная дискуссия «Трансформация образа “Сделано в России” в новую культуру потребления». Мероприятие прошло в формате флеш-опроса, результатом которого стал образ будущего потребительского рынка России.

Модератором площадки выступила директор Департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына.

С февраля 2022 года повестка сильно поменялась. Текущее время – это и новые вызовы, и новые возможности. Сейчас довольно сильно ушел страх отсутствия отечественных товаров, сильно выросла гордость россиян за потребление отечественного. Сегодня поговорим о разных сферах импортозамещения и сформируем общий контекст того, что уже удалось сделать, чем мы можем гордиться и какие шаги еще предстоит осуществить для трансформации образа “Сделано в России” в новую культуру потребления,

– задала вектор дискуссии эксперт.

Спикер, проанализировав данные мониторингов ЭИСИ, выделила тренды, которые характеризуют российскую экономику после введения санкций. 

Среди трендов – мощный импульс инновациям и научным исследованиям, особенно в области медицины, запуск большого числа новых производств и восстановление заброшенных производств. Помимо этого, на многих предприятиях произошло увеличение объема производства, состоялся ввод новых продуктов, и за короткий срок было разработано множество отечественных аналогов импортных товаров. 

О том, что западные санкции открыли спектр возможностей для работы с российским бизнесом, рассказал Михаил Садченков. Он пояснил, например, что уменьшение интенсивности лоббизма иностранного бизнеса в России после введения санкций открыло перспективы роста для отечественных производителей. Отдельное внимание Садченков обратил на социальный аспект импортозамещения.

Очень важно осознавать, что те потребители, которые есть сейчас, были выращены на других ценностях. Это ориентированная на западные бренды аудитория. В моем понимании самое правильное – ориентировать подрастающее поколение, наших будущих потребителей, на объяснение того, чем российское лучше иностранного. Кроме этого, важно объяснять, что, покупая российские товары, мы развиваем российскую экономику,

– отметил эксперт.

Мария Бутина обратила внимание участников мероприятия на тот факт, что в новой экономической реальности меняемся прежде всего «мы» – граждане России. Тезис об этом изменении депутат новой волны проиллюстрировала личным примером, рассказав о том, что с гордостью носит одежду отечественного производства и высоко оценивает ее качество. Бутина также поделилась опытом посещения промышленных предприятий в разных регионах страны и заявила, что «Россия может гордиться своими региональными производителями совершенно в разных сферах».

Нам есть чем гордиться, но есть к чему стремиться,

– констатировала спикер.

В том, что перед российским сообществом стоит важная задача объяснить потребителям, почему отечественные бренды не хуже иностранных, депутат согласилась с Михаилом Садченковым. 

Как заявила в ходе дискуссии Дарья Варварина, «не стоит отрицать эффективно используемые наработки импортной продукции, но в то же время необходимо развивать отечественную продукцию». Спикер также отметила, что в условиях санкций следует комплексно подходить к вопросу развития экономики. Например, по мнению Варвариной, необходимо вводить цифровые технологии, обучать специалистов и привлекать в систему промышленного производства высококвалифицированные кадры. Спикер также рассказала об актуальной ситуации на предприятии «Омега 3».

У нашего предприятия перебоев с поставками не ожидается. Мы не зависим от импортного сырья, все компоненты – отечественного производства. Имеем развитую инфраструктуру и свою систему логистики,

– заключила она.

Тезис о необходимости развития технологий разделил Илья Гаранкин. Эксперт убежден, что «сейчас важно учить технологиям будущего, чтобы люди приносили на предприятия новые знания и двигали промышленность вперед». Он также выразил убежденность, что стопроцентное импортозамещение на рынке гражданской продукции не имеет смысла, назвав этот процесс «огромными инвестициями, которые никогда не окупятся». Эксперт рассказал о реализации Объединенной судостроительной корпорацией проекта «Соталия» и подчеркнул, что гражданское прогулочное судно «Соталия» фактически полностью состоит из отечественных деталей. Строительство первой «Соталии» осуществлялось в Калининградской области.

Дискуссия показала, что образ будущего потребительского рынка России связан с трендом на «осмысленное импортозамещение» и налаживание коммуникации между производителями из разных регионов страны, а также между высококвалифицированными кадрами и промышленными предприятиями.

Очень важно узнать друг друга. Одна из базовых проблем – в стране производят практически все, но производители часто не знают друг о друге. Студенты не знают, куда пойти работать, а их ищут работодатели. Проблема очевидна, и ее нужно решать,

– резюмировала Мария Бутина.

Один из инструментов, призванный решить обозначенную проблему, – проект «Сделано в России». Помимо этого, как заметил Михаил Садченков, для развития российской экономики в новых обстоятельствах принципиально важно снизить объем препятствий и обеспечить гражданам страны комфортные условия для развития бизнеса. 

`