Любой человек — наставник: Общество «Знание» провело просветительский «Марафон наставников» в 10 городах России

Как наставники помогают менять свою жизнь к лучшему и добиваться успеха в любой деятельности? Какой он, наставник, — и где его найти? Ответы на эти вопросы искали участники Всероссийского просветительского «Марафона наставников», который прошел 2 марта под эгидой Года педагога и наставника.

На площадках Российского общества «Знание» в 10 российских городах собрались известные деятели педагогики, культуры, науки, спорта и бизнеса. Все они поделились личными историями — наставничества и ученичества, а зрители — получили ценные советы по выбору жизненного пути.

У наставника нет ограничений с точки зрения профессии, пола, возраста и образования. Наставник — это человек, благодаря которому каждый из нас становится лучше, это каждый, кто может дать что-то полезное для личностного и профессионального развития. Наставник задает вектор развития, становится для человека опорой — интеллектуальной, ценностной и психологической. Такой получилась обобщенная фигура наставника в беседах участников марафона.

Институт наставничества по-прежнему неразрывно связан с профессией педагога: именно на учителей общество часто возлагает подобные задачи, признали участники марафона. Эта особенность отражена и в особом статусе 2023 года, к открытию которого был приурочен марафон: в рамках трансляции состоялось прямое включение с Центром знаний «Машук», где прошла церемония открытия. Президент Российской Федерации Владимир Путин по видеосвязи дал официальный старт Году педагога и наставника, отметив роль сообщества учителей в воспитании будущего страны.

В рамках марафона состоялась дискуссия на тему: «Педагог как твой первый наставник», в которой приняли участие победитель конкурса «Учитель года России - 2022» Дмитрий Лутовинов, активист сообщества и участник «Форума классных руководителей», автор блога «Бородатый Химик», победитель проекта ТопБлог Кирилл Иванов, финалист телешоу «Классная тема» Ксения Медведева, доктор педагогических наук, заведующий кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Александр Шевелев и студент Брянского государственного университета, победитель Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Студенты» Кирилл Минкин.

Победитель конкурса «Учитель года России - 2022» Дмитрий Лутовинов рассказал о том, как он пришел в профессию учителя, что его увлекает и поделился своим взглядом на то, чем отличается наставника от учителя и друга: «Наставник — это тот, к кому тянутся дети. Это высокий профессионал, который может удивить, увлечь. Наставник — это личность, вот что важно».

Наши первые наставники — это наши родители, считает Илья Авербух, серебряный призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта России, продюсер ледовых шоу и спортивных мероприятий: первыми наставниками в жизни для хореографа-постановщика стали не только тренеры Жанна Громова и Наталья Дубинская, но, прежде всего, мама, которая не сдавалась и искала для сына лучшую спортивную школу по фигурному катанию, поделился спикер. При этом наставник лишь помогает начать путь, который должен пройти сам идущий, отметил Илья Авербух.

В спорте учат: главный твой соперник — ты сам. Ты должен побеждать самого себя. Не нужно рассчитывать, что есть волшебный дядя-наставник, который придет и совершит чудо. Чуда не произойдет: ты должен разговаривать с собой, спрашивать с себя, стремиться быть не просто одним из многих, а лучшим — это главная мотивация и в спорте, и в любой профессии. Наставник, учитель — ваша опора и поддержка. Но если вы сами не идете вперед, вас никто не поведет. Можно долго ждать этого, и за это время вас обойдет соперник.

Как отмечают участники марафона, наставничество часто не заключить в формальные рамки: передача опыта, знаний и ценностей не подчиняется расписанным в графике занятиям. Залог успешного общения с наставником — открытость к постоянному разговору: о трудностях, проблемах и новых целях. И, конечно, искренняя благодарность наставнику дает новые ресурсы на взаимную помощь, поддержку и дальнейшее развитие.

Вдохновением для будущего пути нередко становится искусство: например, Андрей Борисенко, летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, загорелся мечтой о космосе, посмотрев фильм 1972 года «Укрощение огня» о становлении советского ракетостроения.

Для достижения мечты нужно верить себе, очень сильно желать успеха, не бояться трудностей и уметь отделять дельный совет от бесполезного, уверен Герой России:

Я оглядываюсь назад и вспоминаю, что огромное количество людей по-доброму отговаривали меня — мол, это долго, не так интересно, опасно. Я всегда пытался критично относиться к чужому мнению. Пришел в отрасль, чтобы посмотреть на космонавтику изнутри, когда проработал почти 15 лет в Центре управления полетами — для меня не оставалось вопросов. Я понимал, что такое профессия космонавта. Конечно, когда я был ещё школьником и только всерьез выбирал профессию, были сомнения, но встреча с настоящими космонавтами — теми, кто уже побывал в космосе — их окончательно развеяла.

Путешественник Федор Конюхов уверен: без целой плеяды российских путешественников — как прошлых поколений, так и современников — не случилась бы ни одна его знаменитая экспедиция, он бы не достиг пяти полюсов Земли, и, чтобы наставник мог направить в нужную сторону, необходимо добиваться максимума.

Вы не бойтесь верить. Каждому нужно ставить цель и идти, трудиться, учиться и взойти на свой личный Эверест — не буквально забраться на гору. Эверест — это высшее, что можно сделать — будь то в науке, в искусстве, в литературе,

— подчеркнул Федор Конюхов.

О том, каким видят современного педагога и наставника школьники и студенты, рассуждали участники Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» Данила Зеленов, Иван Скворцов, Камиля Юнусова, Полина Малиночка. По их мнению, наставник – это мудрый друг и советник, для которого в приоритете трек развития и интересы подопечного. Такой человек поддерживает на протяжении всего пути к цели. Важно, чтобы он был на одной волне с молодежью и чувствовал их язык, их боли и потребности, а также хорошо разбирался в новых технологиях. При этом между наставником и учеником должна сохраняться дистанция, построенная на равноправии и взаимном уважении.

Участники марафона пожелали зрителям при выборе пути ориентироваться на свои интересы и склонности — чтобы заниматься в жизни тем, что приносит счастье.

Всероссийский просветительский «Марафон наставников» приурочен к началу Года педагога и наставника, объявленный Указом Президента России Владимира Путина. «Марафон наставников» под эгидой общества «Знание» состоялся в 10 городах: Москве, Архангельске, Владивостоке, Вологде, Екатеринбурге, Казани, Курске, Туле, Саранске и Сочи.

`