В дискуссии, посвященной вопросам дополнительного образования, в совместной студии Российского общества «Знание» и Российского военно-исторического общества приняли участие: генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома» Юлия Ужакина, исполняющий обязанности ректора Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева (РХТУ) Илья Воротынцев, заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова, а также исполнительный директор Skyeng Рустам Айнетдинов.
Модератор дискуссии Антон Сериков, заместитель генерального директора Российского общества «Знание», директор Центра знаний «Машук», анонсировал форум дополнительного образования, который Российское общество «Знание» проведет на Международной выставке-форуме «Россия» 3 июля 2024 года. В рамках форума запланированы круглые столы и пленарные заседания, где будут обсуждаться вопросы отрасли. В том числе планируется собрать «Клуб ректоров», где более 100 ректоров крупнейших вузов смогут обсудить роль университетов в реализации национальных проектов. Форум будет организован совместно с Центром знаний «Машук».
Юлия Ужакина, генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома», рассказала, что в России существует около 100 корпоративных университетов, открытых крупными холдингами. Для бизнеса корпоративное обучение — это часть реализации глобальной стратегии, а кроме того, это всегда масштабные инвестиции. Дополнительное образование на базе самих компаний является важным звеном в экосистеме развития кадрового потенциала и укрепления корпоративной культуры.
Дополнительное обучение не значит необязательное. Российские институты и университеты готовят замечательные профессиональные кадры, и вместе с тем, стоит помнить, что образование не заканчивается на вузе: оно продолжается всю жизнь. Вопрос, нужно ли продолжать обучение после выпуска, просто не стоит. И на уровне государства делается многое, чтобы человек мог учиться непрерывно. Для «Росатома» корпоративная академия является центром, куда люди постоянно приходят обучаться, общаться и узнавать что-то новое. Это в хорошем смысле воспитательный процесс,
— прокомментировала Юлия Ужакина.
Она подчеркнула, что бизнесу заниматься нужно не только непосредственно образованием сотрудников, но и работать со школами, вузами и местными жителями в городах присутствия. Государству, в свою очередь, следует не контролировать, а мягко направлять систему дополнительного образования: задавать определенные рамки, внутри которых участники будут сами определять содержание и формы.
Илья Воротынцев, исполняющий обязанности ректора РХТУ, отметил, что роль вуза в образовании каждого человека не заканчивается на выдаче диплома. Помимо основного, необходимо дополнительное образование, с помощью которого учащиеся смогут совершенствовать свои навыки в требуемых для себя сферах. В РХТУ, где числятся около 7800 студентов, часто поступают запросы на дополнительное обучение в области химии для сотрудников различных компаний. В сентябре 2024 года вуз планирует открыть полноценный филиал в Казахстане и принимать абитуриентов со всей страны для профессионального обучения в области химии и химической технологии.
Анна Степанова, заместитель вице-президента по образовательным проектам VK, поделилась, что для крупнейшей технологической компании VK партнерство и взаимодействие с образовательными учреждениями является одним из ключевых направлений деятельности. VK видит в этом возможность формировать образовательный ландшафт в IT и задавать тренды, а также готовить соискателей для развития рынка труда. По ее мнению, бизнесу следует принимать участие в достраивании фундаментальной системы образования, и для этой цели VK заключил партнерство с более чем 30 учебными учреждениями и регулярно обновляет свои программы в соответствии с запросами аудиторий.
Среди актуальных трендов в образовании Анна Степанова выделила следующие: индивидуализацию подхода к студентам даже в массовых программах, присутствие современных технологий, в частности, искусственного интеллекта, и тенденцию к трехстороннему партнерству между учебными заведениями, государством и бизнесом. Особую роль играет модель «студентоцентричности», в которой к запросам студентов относятся с серьезным вниманием. Вуз задает общее направление образования, при этом студент вправе корректировать свой персональный вектор. Бизнесу, в свою очередь, следует интегрироваться в процесс обучения как можно раньше.
Рустам Айнетдинов, исполнительный директор Skyeng, добавил, что непрерывное обучение позволяет развивать не только «жесткие» навыки, но и «мягкие», которые равноценно важны для устойчивой карьеры. Он привел пример из доклада Jobs of Tomorrow: более 75 млн людей в мире могут остаться без работы из-за роботизации и автоматизации в ближайшие годы. Чтобы этого не происходило, необходимо проходить непрерывное обучение и осваивать недостающие навыки. Кроме того, в современной России образование несколько расходится с рынком труда, и эта проблема также решается благодаря дополнительному обучению.
Сегодня взрослая аудитория приходит на платформы Skyeng, Skysmart и Skypro с запросами на переобучение или освоение дополнительных профессий. Чаще всего перспективы видят именно в ИТ-сфере. Английский язык раньше изучали главным образом для путешествий, но сейчас — для работы. Кроме того, существует определенная мода для образования — вплоть до того, что люди записываются на курсы, не понимая, для чего лично им на самом деле это нужно. Большинство людей, по наблюдению Рустама Айнетдинова, бросают курсы в течение полугода после старта именно по этой причине.
Юлия Ужакина отметила актуальность крупнейший оздоровительной, образовательной и досуговой программы для москвичей старшего возраста «Московское долголетие», в рамках которой люди получают дополнительные навыки не только в профессиональных целях, но и для саморазвития.
Участники дискуссии в студии Знание.Лекторий выразили пожелание обсудить на грядущем форуме темы взаимодействия бизнеса с образовательными учреждениями, грамотного и осознанного интегрирования технологий в процесс обучения, а также помощи студентам в выборе профиля дополнительного образования.
Работа мультимедийной студии Знание.Лекторий на ПМЭФ-2024 организована Российским обществом «Знание» и Российским военно-историческим обществом.